FCU (пилотажный пульт управления), FMS

CDU (пульт программируемой системы

Управления полетом) и клавиатура

составляют главный интерфейс – средство

«общения» экипажа с автоматизированными

системами ВС (они позволяют подготовить и

/ или включить режимы работы автоматики;

Задать параметры полета).

PFD - основной пилотажный дисплей,

(особенно FMA - индикатор режимов полета, и

Символы заданных параметров на шкалах

Скорости и высоты), а так же ND -

Навигационный дисплей являются основным

интерфейсом – средством «общения»

воздушного судна с экипажем, т.е.

Подтверждения правильности ввода в блоки

Систем автоматизированного управления,

Заданных экипажем режимов наведения и

Параметров полета.

Любые действия на FCU или пульте

Управления FMS (через клавиатуру или

Функциональные кнопки) должны быть

Сверены с соответствующей индикацией

режимов или данных на PFD и/или ND.

В любой момент полета пилоты (PF и PNF)

обязаны _____точно знать:

• Подготовленные и включенные режимы

Работы автоматизированных систем;

• Установленные на задатчиках значения

Параметров полета;

• Ожидаемый порядок изменения режимов.

Cross check the accuracy of the

FMS with row data.

Проверяйте точность FMS по

Наземным радионавигационным

Средствам.

Когда ВС находится в зоне действия

Наземных радиосредств, данные FMS следует

Сличать с их показаниями (если ВС не

Оборудовано GPS или режим GPS PRIMARY

Не действует).

Точность навигации FMS может быть

проверена:

• Вводом названия (координат)

Настроенного радиомаяка VOR-DME в

поле пеленга / расстояния на

Соответствующей странице FMS;

• Сравнением полученного, таким образом,

Значения дальности до маяка DME по

Расчетным данным FMS с дальностью,

Считанной непосредственно с

Радиомаячного индикатора (RMI);

• Сравнением разницы данных FMS и

Показаний DME с критериями точности,

Установленными для данного этапа

полета (в соответствии с SOP’s).

Если критерии требуемой точности FMS не

Достигнуты, перейдите из режима NAV в

Режим прямого управления курсом, и

Выполняйте полет по непосредственным

Показаниям (наземных) радионавигационных

Средств.

Используйте навигационный дисплей (ND)

Пилотирующего пилота (PF) в режиме ARC

Или ROSE. Если погрешность картинки на

Навигационном дисплее (ND) незначительна,

То не пилотирующий пилот может

Использовать режим MAP с индикацией

ограничений скорости и/или высоты для

Лучшей осведомленности о положении

Самолета в горизонтальной и вертикальной

Плоскостях.

One head up at all times

Одна голова всегда поднята

Существенные изменения плана полета в

FMS должны выполняться не пилотирующим

И проверяться пилотирующим пилотом только

после передачи управления, чтобы «одна

голова была всегда поднята» для контроля

Полета и работы систем.

When things do not go as expected,

Take Over.

Когда дела идут не так, как надо,

Возьми управление на себя.

Если самолет не следует заданной

траектории полета в вертикальной и/или

Горизонтальной плоскости, или заданным

Параметрам, и нет времени анализировать и

решать что делать, перейдите немедленно:

• С управления через FMS на управление

По заданным параметрам; или

• С управления по заданным параметрам

На ручное пилотирование.

Use the correct level of automation

For the tusk.

Используйте уровень

Автоматизации,

Соответствующий конкретной

Задаче.

На современных высокоавтоматизированных

ВС имеются несколько уровней

автоматизации:

• Режимы управления с помощью FMS;

• Режимы управления по заданным

Параметрам.

Правильный выбор уровня автоматизации

зависит от:

• Выполняемой задачи:

- тактической (на ближайшую

Перспективу); или

- стратегической (долгосрочной).

• Этапа полета:

- Полет по маршруту;

- Маневрирование в районе аэродрома;

- Заход на посадку и т.д.

• Резерва времени:

- Плановое изменение;

- Изменение «в последнюю минуту».

Правильный уровень автоматизации – это,

Наши рекомендации