Глава 3. Техническая база коммерческой работы
Транспортный флот
Внутренние водные пути, транспортный флот, речные порты составляют материальную базу для организации перевозок внутренним водным транспортом. От состава флота, его технического состояния и организации работы зависит выполнение главной задачи внутреннего водного транспорта - удовлетворение потребностей экономики страны в перевозках при обеспечении необходимого уровня их безопасности и эффективности.
По способу перемещения по внутренним водным путям суда подразделяются на самоходные, то есть передвигающиеся за счет тяги собственных главных двигателей и несамоходные, передвигающиеся за счет воздействия на них тяги других судов.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под самоходным транспортным судном понимается самоходное судно, перевозящее грузы, пассажиров и их багаж, почтовые отправления, а также буксирующие суда и иные плавучие объекты;
В свою очередь, самоходные транспортные суда подразделяются на грузовые, толкачи, буксиры и пассажирские. Толкачами называют суда, предназначенные для вождения барж методом толкания. Буксиры – самоходные суда, буксирующие на канате баржи или плоты. Пассажирские суда по продолжительности рейса делят на транзитные, местных линий и пригородных перевозок. В соответствии с нормативными документами речного флота к пассажирским относят суда, предназначенные для перевозки более 12 пассажиров.
В зависимости от специализации по родам перевозимых грузов грузовой транспортный флот состоит из наливных и сухогрузных судов.
Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом. Такие суда обычно используются, например, для перевозки нефти и нефтепродуктов, химических, пищевых грузов. Значительная часть грузов, перевозимых наливом, относится к категории опасных, что обусловливает специальные требования к их конструкции и оснащению.
Сухогрузные суда (грузовые теплоходы, сухогрузные баржи) предназначены для перевозки различных грузов насыпью и в таре. Суда данного типа, как правило, универсальны и могут использоваться для перевозки любых грузов. Специализированные суда предназначены для перевозки определенных грузов: автомобилей – автомобилевозы, руды – рудовозы, скоропортящихся продуктов – рефрижераторные суда, танкеры, контейнеровозы и т.п.
По архитектурно-конструктивному типутранспортные суда можно разделить на следующие группы:
трюмные теплоходы и баржи с люковыми закрытиями, палубные теплоходы и баржи с тентовыми устройствами для перевозки сухих грузов, требующих укрытия (зерно, цемент, минеральные удобрения, продовольственные и промышленные товары и др.);
открытые трюмные и палубные теплоходы и баржи для перевозки массовых навалочных и штучных грузов открытого хранения, не боящихся воздействия атмосферных осадков (уголь, руда, лес и лесоматериалы, минерально-строительные грузы, трубы, оборудование, контейнеры, железобетонные изделия, крупногабаритные грузы и др.);
В зависимости от разряда водных путей, на которых возможна эксплуатация судов, выделяют суда внутреннего плавания и суда смешанного «река-море» плавания. Суда внутреннего плавания по своим техническим характеристикам предназначены для эксплуатации только на внутренних водных путях. Суда смешанного «река-море» плавания - суда, которые пригодны и в установленном порядке допущены к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям в зависимости от их ветро-волнового режима и высоты волны при суммарной их повторяемости (обеспеченности) не более 4% навигационного времени.
Исходя из условий плавания на различных внутренних водных путях (в основном - это ветро-волновой режим), к судам предъявляются определенные требования (по осадке, остойчивости, высоте надводного борта, прочности корпуса и др.). Поэтому, суда подлежат классификации, т.е. подтверждению соответствия их конструкции таким требованиям. Это важно применительно к коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, с точки зрения определения типа судна для конкретной перевозки.
Каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь своеназвание или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации. Присвоение названия (номера) судну является одним из основных способов его идентификации. В связи с этим КВВТ РФ устанавливает обязательность наличия у судна названия или номера, причем их присвоение должно предшествовать государственной регистрации судна.
Название судна, как средство его идентификации, имеет важное значение. Так, по названию судна выполняется диспетчерское регулирование его движения. Кроме того, название или номер судна указываются в договоре перевозки и перевозочных документах.
Для обеспечения возможности получения визуальной информации о судне название судна наносится на оба борта в носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Название российского судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита с указанием страны приписки – «RUS». На корме судна под его названием указывается пункт приписки судна буквами латинского алфавита.
На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться судовые документы, т.е. документы, которые подтверждают право его плавания под флагом Российской Федерации, право собственности на судно, удостоверяющие соответствие технического состояния судна установленным нормам и правилам, а также достаточной укомплектованности судна экипажем и оборудованием в зависимости от его назначения и районов плавания.
Свидетельство о годности судна к плаванию является специальным документом, удостоверяющим соответствие технического состояния судна установленным правилам и нормам для обеспечения безопасного плавания в определенном районе и в соответствии с назначением судна. В целях установления ограничений по району плавания судна, в свидетельстве о годности судна к плаванию должен быть указан его класс. Для судов смешанного «река-море» плавания класс судна может также подтверждаться классификационным свидетельством.
Судовой журнал - основной официальный документ судна, в котором непрерывно фиксируется вся его деятельность. Судовой журнал ведется на судне с момента его регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации. На судах мощностью менее 300 л.с. вместо судового журнала ведется единый вахтенный журнал. В судовом или вахтенном журнале наряду с записями, относящимися к технической эксплуатации судна, вносятся также записи о перевозимых грузах, времени начала и окончания погрузки (выгрузки), а также об операциях, производимых с грузом в ходе рейса, изменениях качественного состояния груза в рейсе и др.
Судно, выходящее в море, также должно иметь на борту документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания. Среди этих документов, как имеющие непосредственное отношение к коммерческой работе, следует выделить: пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); свидетельство о грузовой марке, журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров и др.
На российском судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, должны находиться документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Например, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям предусматривается наличие на борту судна, перевозящего опасные грузы, свидетельства о допущении судна к перевозке таких грузов, грузового плана, свидетельства эксперта о владении специальными знаниями.
В случае если судно выполняет судоходство, связанное с перевозками грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, то на него распространяется действие Кодекса торгового мореплавания. Если такое судно является пассажирским, то оно должно иметь свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа судна, свидетельство о безопасности пассажирского судна, а грузовое судно - свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции, свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию, документ о соответствии специальным требованиям для судов, перевозящих опасные грузы, манифест об опасных грузах или грузовой план, документ о разрешении на перевозку зерна, свидетельство безопасности скоростного судна и др.
Также, согласно Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью каждое судно, перевозящее в заграничном сообщении более 2 000 т нефти наливом в качестве груза, должно иметь свидетельство о страховании или ином обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.
Речной флот России многочислен и разнообразен. По состоянию на 01 января 2011 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 24790 судов различной мощности и грузоподъемности. Транспортных самоходных и несамоходных судов из этого количества около 15 тысяч. Общая грузоподъемность флота составляла 10,9 млн. т, в том числе нефтеналивных судов 1,2 млн. т. Общая мощность буксирных судов - 1,6 млн. кВт. Однако, в настоящее время значительная часть флота устарела, наблюдается дефицит современных судов, прежде всего химовозов, судов для перевозки большегрузных контейнеров, судов смешанного «река – море» плавания нового поколения, в том числе ледового класса, комфортабельных пассажирских судов. В связи с этим, подпрограммой «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» предусматривается строительство новых транспортных судов. Основными направлениями пополнения флота признаны строительство флота для завоза грузов в районы Крайнего Севера, строительство судов смешанного «река-море» плавания, строительство и модернизация судов для внутрибассейновых и межбассейновых перевозок, строительство судов для малых рек, а также применение баржебуксирных составов.
Широкое развитие бесперевалочных перевозок в сообщении «река-море» привело к значительному росту потребности в судах, способных осуществлять такие перевозки. Строительство таких судов является одним из основных направлений современного судостроения. В целях повышения конкурентоспособности перевозок грузов внутренним водным транспортом спроектированы суда «река-море» плавания нового поколения грузоподъемностью 3…5 тыс.т. предназначенные для перевозки генеральных, навалочных грузов, металла, бумаги, лесоматериалов, контейнеров, опасных грузов. В проекты этих судов заложены конструктивные решения, которые в современных условиях помогут вывести флот на новый уровень их эффективности.
Развитие международных транспортных коридоров и рост контейнерных перевозок по ним требует строительства новых судов-контейнеровозов, а также судов для перевозки сжиженного газа и химических наливных грузов.
Таким образом, основной задачей по развитию транспортного флота является строительство новых типов судов в соответствии с требованиями развивающегося рынка.