VII. Хозяйство электрификации и электроснабжения
1. Организационные меры
1.1. Руководителям: Службы электрификации и электроснабжения, дистанций электроснабжения укомплектование и расстановку кадров, особенно на должности, связанные с движением поездов, проводить на конкурсной основе по их профессиональным и деловым качествам.
1.2. Для обеспечения проведения мониторинга параметров контактной сети и устранения выявленных замечаний:
1.2.1. Руководителям: Службы электрификации и электроснабжения, дорожной электротехнической лаборатории ежеквартально разрабатывать графики плановых инспекционных объездов вагоном-лабораторией ВИКС.
1.2.3. Руководителям дистанций электроснабжения обеспечить ежедневный диспетчерский контроль устранения аварийных и повторных отклонений, выявленных вагоном-лабораторией ВИКС, с внесением устраненных замечаний в автоматизированную систему контроля замечаний по проходу вагона-лаборатории (АРМ ВИКС).
1.2.4. Руководителям дистанций электроснабжения предоставлять: ежедневный доклад начальнику Службы электрификации и электроснабжения о ходе устранения замечаний; немедленно, после прохода вагона-лаборатории, предоставлять сведения об аварийных и повторных отклонениях заместителям начальников отделений дороги по инфраструктуре.
1.2.5 Заместителям начальников отделений дороги по инфраструктуре организовать немедленное устранение аварийных и повторных отклонений. Ход устранения остальных замечаний контролировать еженедельно, с принятием мер при неудовлетворительной работе дистанций электроснабжения по устранению замечаний.
1.3. Начальникам: отделов локомотивного хозяйства и подвижного состава отделений дороги (при их отсутствии – главным инженерам отделений дороги); отделов инфраструктуры, дистанций электроснабжения, ремонтных и эксплуатационных локомотивных депо расследовать каждый случай излома токоприемника и пережога проводов. По результатам расследования составлять мероприятия для предупреждения подобных случаев и контролировать их выполнение.
1.4. Начальникам дистанций: электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки; начальникам региональных центров связи совместно расследовать и анализировать каждое нарушение работы устройств СЦБ, АЛСН, радиосвязи. По результатам расследования составлять мероприятия для предупреждения подобных случаев и контролировать их выполнение.
1.5. Руководителям дистанций электроснабжения, инженерно-техническим работникам, начальникам линейных подразделений дистанций электроснабжения осуществлять постоянный контроль за качеством выполняемых работ, согласно требований технологических карт, применять средства диагностики, внедрять разработанные технические указания и мероприятия по усилению надежности устройств электроснабжения и повышению надежности их работы.
1.6. Дистанциям электроснабжения при проектировании, реконструкции, удлинении станций руководствоваться требованием № РД-3215-91 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта».
1.7. Энергодиспетчеру допускать бригаду к работе на воздушной или кабельной линии электроснабжения устройств СЦБ только после проверки перехода питания устройств СЦБ с основного на резервное и подтверждения нормальной работы сигналов и питания постов ЭЦ от поездного диспетчера и локомотивных бригад.
1.8. Начальникам линейных подразделений дистанций электроснабжения, старшим электромеханикам, мастерам, электромеханикам, руководителям работ выполнять работы в действующих электроустановках по разработанным технологическим картам. Для выполнения нетиповых или разовых работ разрабатывать план производства работ, который утверждается главным инженером дистанции электроснабжения. До начала работы вышеуказанные работники обязаны изучить с членами бригады технологическую карту или утвержденный план производства работ для данной работы.
1.9. При проведении ремонтных путевых работ представитель дистанции электроснабжения обязан контролировать соблюдение габаритов опор контактной сети, высоту контактного провода от уровня головки рельса и расположение ее в плане, в ходе капитального и среднего ремонта пути. Условием постановки контактной сети под рабочее напряжение является, по окончании капитального и среднего ремонта пути: восстановление заземлений устройств контактной сети выделенными работниками дистанции пути, путевых машинных станций в соответствии с требованием пункта 3.21 инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ ЦП-485; восстановление цепи обратного тягового тока; установки или приварки электрических соединителей для прохождения тягового тока на стыковых соединениях.
1.10. В период подготовки к летним и зимним пассажирским перевозкам работникам дистанций электроснабжения и ремонтных локомотивных депо проводить совместные комиссионные проверки токоприемников. Локомотивы, прошедшие осмотр крышевого оборудования, без оформления Акта-протокола совместного осмотра на линию не выпускать, Акт-протокол должен является приложением к журналу ТУ-152 и находиться в журнале до проведения следующего ТО.
1.11. Всем начальникам дистанций электроснабжения совместно с машинистами-инструкторами локомотивных бригад 1 раз в квартал и при наступлении сложных метеорологических условий, организовывать совместные инструктажи по действиям локомотивных бригад в нестандартных ситуациях (отсутствие возможности поднятия токоприемников, порядок заземления места работ при отсутствии заземляющих средств, совместная работа по увязке поврежденного токоприемника, профилактика пережогов проводов контактной сети).
1.12. Осмотры рельсовых цепей проводить в установленные сроки.
1.13. Проводить технические ревизии волноводного провода совместно с работниками региональных центров связи, с разработкой мероприятий по приведению этих устройств в технически исправное состояние.
1.14. Выполнять ежегодно технические ревизии дистанций электроснабжения и подразделений.
1.15. При прогнозировании и наступлении неблагоприятных метеорологических условий начальникам дистанций электроснабжения организовать дежурство: административно-управленческих, инженерно-технических работников, эксплуатационного персонала в структурных подразделениях; осмотры устройств контактной сети и электроснабжения, периодичность которых определена приказом от 30.11.2007 № 500/Н; не допускать отвлечения оперативно-ремонтного персонала на работы, не связанные с обслуживанием устройств электроснабжения.
1.16. Начальникам дистанций электроснабжения ежегодно разрабатывать плановые графики производства работ по вырубке нежелательной растительности и опасных деревьев в охранных зонах воздушных линий, в объемах установленных Службой электрификации и электроснабжения, с максимальным использованием комплексных бригад и механизмов.
1.17. Всем начальникам: подразделений дистанций электроснабжения, станций не допускать занятость и регулярно проверять свободность путей и тупиков станций для беспрепятственного и незамедлительного выезда аварийно-восстановительных автомотрис и другой техники, в том числе вибропантографов и МОГ, для устранения возникших неисправностей.
1.18. Заместителям начальников дистанций электроснабжения по контактной сети совместно с начальниками районов контактной сети проводить 2 раза в год показательные осмотры устройств контактной сети с участием электромонтеров контактной сети с целью обучения их порядку проведения осмотров и выявления отступлений на контактной сети.
2. Мероприятия по работе хозяйства электроснабжения в низких температурах и подготовке к работе в зимних условиях
2.1. Провести проверку работоспособности вибропантографов и МОГ согласно требований приказа от 30.11.2007 № 500/Н:
2.2. В период подготовки хозяйства к работе в зиму проверить состояние контактной сети главных путей по маршрутам следования пассажирских и пригородных поездов токоприемниками электровозов, с повышенным нажатием.
2.3. Дистанциям электроснабжения, для выявления и ликвидации «узких» мест на устройствах и в узлах контактной сети, проводить с апреля по май и с сентября по октябрь каждого года опробование работы схемы плавки гололеда на зонах, определенных приказом от 30.11.2007 № 500/Н.
2.4. Провести замену старотипных изоляторов, с отработанным сроком службы, в первую очередь фиксаторных изоляторов на сопряжениях.
2.5. Всем начальникам дистанций электроснабжения при возможных резких изменениях температуры окружающего воздуха организовывать целевые обходы с осмотром устройств контактной сети и линий электроснабжения в два лица с разрядом квалифицированного электромонтера контактной сети не ниже 6-го, либо лично начальником района контактной сети, старшим электромехаником района контактной сети (электромехаником), с обязательной прокачкой компенсирующих устройств и немедленным устранением выявленных недостатков.
2.6. Контролировать и производить своевременный демонтаж выведенных из работы опор контактной сети, в первую очередь в местах приближения к проводам: контактной сети, продольного электроснабжения, автоблокировки.
2.7. При устранении выявленных вагоном-лабораторией ВИКС точек местного нагрева применять электропроводную смазку.
2.8. Запланировать и увеличить количество комплексных бригад по отработке замечаний и ликвидации «узких» мест выявленных в дистанциях электроснабжения по результатам проведенных анализов, в том числе и замечаний машинистов, а также на участках тяжеловесного движения поездов и участках с затяжными подъемами.
2.9. Провести работу по повышению надежности устройств электроснабжения:
обследование и ревизию мест приближения проводов автоблокировки и несущих тросов в искусственных сооружениях всех перегонов и станций, тяговых подстанций;
врезку дополнительных изоляторов в усиливающие провода при превышении нормативного натяжения;
установку страхующих петель на верхние хомуты тяг консолей, в первую очередь, на переходных и анкерных опорах;
установку страхующих петель на разъединители питающих фидеров контактной сети, на тяговых подстанциях;
проверку датчиков показаний температуры трансформаторного масла;
промывку маслоуказательных стёкол на расширительных баках трансформаторов;
проверку эффективности работы подогрева масляных выключателей;
проверку отопления помещений аккумуляторных батарей на тяговых подстанциях;
проверку дизель-генераторов на тяговых подстанциях.
2.10. Всем дежурным сменам, на всех тяговых и трансформаторных подстанциях постоянно проверять температурный режим работы оборудования.
2.11. Провести пробный запуск всех стационарных и передвижных электростанций, находящихся на балансе дистанций электроснабжения.
2.12. Провести сезонную замену масла в гидравлике ССПС, котлованокопателей, кранов.
2.13. Провести проверку заправки ССПС зимними сортами: масла в дизелях, охлаждающей жидкости, дизельного топлива.
2.14. При понижении температуры до -25оС организовать:
совместно с работниками ремонтных локомотивных депо комиссионную проверку всех токоприемников электроподвижного состава на выходе из локомотивных депо, с составлением актов по форме утвержденной департаментами: локомотивного хозяйства, электрификации и электроснабжения;
осмотры аварийных подразделений дистанций электроснабжения в 2 лица, под председательством руководителей дистанций;
в устройствах контактной сети собрать схемы по шунтировке нейтральных вставок, расположенных вблизи тяговых подстанций, с отключением быстродействующих выключателей, питающих нейтральные вставки, с готовностью их включения на контактную сеть;
организовать осмотры силового оборудования тяговых и понизительных подстанций с периодичностью не реже одного раза в час;
обеспечить круглосуточное дежурство на рабочих местах руководителей Службы электрификации и электроснабжения, дистанций электроснабжения и аварийно-восстановительных бригад районов контактной сети;
2.15. Начальнику Службы электрификации и энергоснабжения; начальникам отделений дороги; начальникам дистанций электроснабжения при понижении температуры до -250С и ниже в суточный срок:
организовать проверки работоспособности резервных дизель-генераторов на тяговых подстанциях и совместные проверки с работниками дистанций сигнализации, централизации и блокировки, региональных центров связи на постах ЭЦ и домах связи, с включением дизель-генераторов под нагрузку;
составить графики и произвести обходы с осмотром контактной сети и ВЛ, с полным охватом развёрнутой длины: перегонов, главных путей станций и искусственных сооружений, с обязательной прокачкой грузов компенсирующих устройств. Особо обращать внимание на состояние проводов контактной сети и габариты приближения заземленных поддерживающих конструкций до частей находящихся под напряжением на участках обновления и капитального ремонта контактной сети, удлинения станций.
3. Подготовка хозяйства электроснабжения к работе в грозовой сезон:
3.1. До 15 апреля проверить готовность устройств грозозащиты.
3.2. Организовать 100% проверку состояния заземлений устройств контактной сети.
3.3. Обследовать и выправить опоры установленные в зимний период.
3.4. Проверить циркуляцию воздуха в ячейках трансформаторов, уровень масла в маслонаполненной аппаратуре с учетом повышения температуры воздуха, устранить отступления от норм содержания оборудования подстанций.
3.5. Проверить наличие реперных указателей, состояние кабельных трасс основного и резервного питания устройств СЦБ. Выявленные недостатки устранить.
3.6. На тяговых подстанциях проверить работу системы дутьевого охлаждения трансформаторов.
3.7. Проверить стрелы провеса проводов, с целью исключения схлестывания и приближения к заземленным конструкциям при ветровых нагрузках.
VIII. Меры по обеспечению безопасности движения пассажирских поездов
1. Меры по предотвращению отказов в работе автотормозного и другого оборудования:
1.1. Перед опробованием тормозов проверить целостность тормозной магистрали пассажирского поезда и убедиться в свободности прохождения сжатого воздуха. Для этого открыть концевой кран хвостового вагона, а после срабатывания ускорителей экстренного торможения воздухораспределителей вагонов закрыть его.
1.2. При формировании поездов в ранжирных парках (особенно в зимнее время), перед соединением рукавов вагонов очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, продуть тормозную магистраль сжатым воздухом. Не допускать движение вагона с не закрепленными тормозными рукавами на изолированной подвеске.
1.3. Перед опробованием автотормозов в составе при температуре –250С и ниже после полной зарядки тормозной сети произвести трехкратное полное торможение и отпуск в последовательности пневматическими, электропневматическими и пневматическими тормозами.
1.4. Для снижения вероятности образования ползунов при полном служебном торможении в зимний период времени (с ноября по апрель месяцы включительно) регулировку тормозной рычажной передачи пассажирских вагонов осуществлять с обеспечением выхода штока тормозных цилиндров в интервале 145 – 160 мм.
1.5. Проводить продувку через концевой кран тормозной магистрали локомотива со стороны состава установленным порядком в соответствии с требованиями п. 5.2 Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
1.6. Подготовку составов поездов в пунктах формирования на станциях: Пермь-2, Тюмень, Серов, Нижний Тагил проводить с использованием установок УЗОТ-П с регистрацией и расшифровкой параметров пробы тормозов.
1.7. При работе с УЗОТ-П ежесменно (особенно в зимнее время) проверять работу масловлагоотделителей компрессорных установок и аппаратуру влагоотделения на воздухосборниках и воздухоохладителях, а также проводить продувку разобщительных колонок и трубопроводов к ним, воздухосборников.
1.8. Проводить единовременную осенне-весеннюю ревизию тормозного оборудования пассажирских вагонов в соответствии с требованиями Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов ЦВ-ЦЛ-945.
1.9. Проводить профилактическую ревизию тормозного оборудования вагонам с осмотром пылеулавливающих сеток не зависимо от даты последней проведенной ревизии: при смене воздухораспределителей, при проведении ТО-2, при постановке пассажирских вагонов в составы поездов с баз отстоя.
1.10. При выявлении ползунов, наваров на поверхности катания колесных пар небраковочных размеров организовать протягивание составов локомотивом для обеспечения более тщательного контроля состояния колес, делать в справку о тормозах формы ВУ-45 отметку о наличии ползунов и их размеров.
1.11. При выявлении ползунов, наваров браковочных размеров на поверхности катания колесных пар с целью установления причин их образования производить контрольную проверку тормозов установленным порядком с составлением актов и участием начальников поездов.
1.12. Запретить осмотрщикам вагонов отправление пассажирских поездов с пунктов формирования, оборота и пути следования с неочищенной от льда и снега тормозной рычажной передачи, атмосферных отверстий воздухораспределителей, ходовых частей, подвагонного оборудования, дефлекторов аккумуляторных батарей вагонов в пунктах формирования.
1.13. Для исключения случаев нарушения безопасности движения из-за образования ползунов и наваров на колесных парах локомотивов и вагонов установить следующий порядок действия локомотивных и поездных бригад:
1.13.1. После остановки в результате экстренного (автостопного) торможения с пассажирским поездом локомотивная бригада обязана передать причастным сообщение о месте и причинах остановки, после чего связаться с начальником поезда или работником, исполняющим его обязанности и сообщить о случившемся.
1.13.2. Через начальника поезда уведомить поездную бригаду о необходимости более внимательного прослушивания состава после отправления и передаче машинисту локомотива информации в случае выявления недостатков.
1.13.3. Локомотивная бригада после устранения причины торможения, по готовности, отправляется установленным порядком и следует на расстоянии 1000 метров от места стоянки со скоростью не более 25 км/ч.
1.13.4. Если за время следования со скоростью не более 25 км/ч информация о посторонних звуках подвагонного оборудования от начальника поезда не поступала, то далее следовать с установленной скоростью.
1.13.5. При получении информации от начальника поезда о посторонних звуках подвагонного оборудования остановиться с применением минимальной ступени торможения и установленным порядком осмотреть состав.
1.14. Для обеспечения безопасного следования пассажирского поезда, при экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне, после отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им пассажирском вагоне, а после отправления пассажирского поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и в случае не отпуска тормозов, искрения, постороннего стука под вагоном характерного для ползунов и наваров и других неисправностей принять меры к остановке поезда.
1.15. Для снижения отказов при стоянке поезда на станции более 10 минут и осмотре подвагонного оборудования проводник пассажирского вагона обязан контролировать натяжение ремней привода генератора, нагрев буксовых узлов колесных пар вагона, осмотреть тормозную рычажную передачу и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, воздухораспределителей, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи от льда и снега, согласно требований пункта 3.6 Инструкции проводнику пассажирского вагона ЦЛ-614.
1.16. Осмотрщикам вагонов запретить отправление пассажирских вагонов с пункта формирования при выявлении у приводов вагонных генераторов от средней части оси типа ЕЮК-160-1М и ВБА-32/2 технических неисправностей:
сдвиг или проворачивание редуктора на оси колесной пары;
выдавливание резиновых муфт ведущих фланцев редуктора;
наличие осевого зазора в блоках резиновых амортизаторов опоры против скручивания;
ослабление затяжек гаек или компенсационных болтов;
уровень масла в корпусе редуктора ниже нормы;
отсутствие пломбирования сливных и заливных пробок;
люфт шаровой опоры больше нормы.
1.17. Для недопущения заклинивания генераторов пассажирских вагонов обеспечить:
1.17.1. Демонтаж крыльчатки обдува генераторов типа ЭГВ-32.У1 на зимний период времени (с ноября по апрель).
1.17.2. Слив конденсата с генераторов, где это предусмотрено конструкцией по прибытии в пункты формирования.
1.18. При проведении единой технической ревизии ТО-3 вагонов на выкаченной колесной паре проверить момент затяжки корончатых гаек компенсационных болтов при помощи динамометрического ключа. В случае необходимости подтянуть их до предусмотренного момента в соответствии с требованиями пункта 6.4.1 Диаграммы зависимости крутящего момента затяжки резиновых вкладышей от температуры окружающей среды Приложения М Руководства по ремонту № 038 ПКБ ЦЛ/ПКТБв – 04 РД Редукторно-карданные приводы вагонных генераторов пассажирских ЦМВ.
1.19. После производства единой технической ревизии высота автосцепки до головки рельсов у вагонов должна быть не более 1080 мм и не менее 1020 мм.
1.20. Для исключения отцепок вагонов в пути следования от составов поездов из-за неисправности автосцепного устройства обеспечить:
1.20.1. Контроль высоты оси автосцепки головного и хвостового вагонов формируемых составов поездов с нанесением меловой разметки на торце вагона.
1.20.2. Контроль высоты оси автосцепки и проверку разницы между высотами автосцепок по обоим концам одиночных пассажирских вагонов в том числе и почтово-багажных, прицепляемых к составам поездов. Результаты замеров фиксировать в журнале готовности поездов.
1.21. Для исключения отказов высоковольтного оборудования за один час до отправления поезда с пунктов формирования состав подключают к стационарной установке или к электровозу для отопления пассажирских вагонов поезда.
2. Меры по улучшению состояния колесных пар в эксплуатации:
2.1. Анализировать причины отказов в работе роликового буксового
узла вагонов в зависимости от их пробега и представлять предложения
по изменению периодичности и технологии ревизий роликовых букс.
2.2. В соответствии с приказом МПС России от 05.04.2000 № 8/Ц проводить в пассажирских вагонных депо, пассажирских вагонных участках Уральского филиала ОАО «ФПК» ежемесячный анализ остановок пассажирских поездов по показаниям аппаратуры КТСМ, УКСПС для систематизации основных недостатков в подготовке пассажирских поездов в рейс и внесения корректировок в местные инструкции по техническому обслуживанию пассажирских поездов.
2.3. На технических занятиях, при проведении инструктажей на рабочих местах и у специальных стендов, регулярно изучать характерные неисправности буксового узла, колесных пар с демонстрацией признаков начинающегося разрушения подшипников, колесных пар, приводов генератора.
2.4. При техническом обслуживании в пунктах формирования поездов замену колесных пар по обнаруженным дефектам колес (выщербина, ползун, навар) производить независимо от браковочных размеров. Для обеспечения более тщательного контроля за состоянием колес по всему кругу катания при проведении технического осмотра организовать протягивание составов поездов локомотивом. При техническом обслуживании в пунктах оборота поездов, следующих в пункт формирования на расстояние до 5 тыс. км, замену колесных пар по обнаруженным дефектам колес производить при ползуне или наваре более 0,5 мм, выщербине на поверхности катания глубиной более 5 мм или длиной более 15 мм. В поездах, следующих в пункт формирования на расстояние более 5 тыс. км, замену колесных пар по обнаруженным дефектам колес (выщербина, ползун, навар) производить независимо от браковочных размеров.
2.5. Обеспечить эксплуатацию пассажирских вагонов в одном составе с однотипными тормозными колодками.
3. Меры по предупреждению отправления вагонов загруженных свыше установленного норматива:
3.1. Перед постановкой почтово-багажных вагонов в поезда осмотрщикам вагонов загрузку вагонов контролировать:
3.1.1. По зазору между надрессорной балкой и рамой тележки или планкой на раме тележке КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ менее 20 и более 100 мм.
3.1.2. По зазору между рамой тележки и потолком буксы у тележек типа КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, ТВЗ-ЦНИИ-М менее 56 мм; у тележки ЦМВ менее 43 мм.
3.2. Обеспечить своевременное внесение в базу данных АСУПВ использование эксплуатационного парка вагонов, межремонтных пробегов и сроков проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии пассажирских вагонов.
3.3. Запретить погрузо – разгрузочные работы в пути следования из вагонов сторонних транспортных организаций. Указанные операции производить при отцепке вагона от состава поезда при наличии приказа ОАО «РЖД» или заместителя начальника дороги по пассажирским перевозкам – начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях – в пределах дороги.