Весовое водоизмещение судна, его связь с объемным водоизмещением
При постоянном массовом Водоизмещении объемное меняется в зависимости от плотности воды, например при переходе судна из морской воды в речную (пресную). Весовое водоизмещение рассчитывается как произведение объемного водоизмещения на плотность вытесняемой воды.
34. Грузовая шкала -таблица, показывающая изменение грузоподъемности и высоты надводного борта судна при изменении его осадки(тонн на см) . Посредством Г.ш. можно определить массу находящегося на судне груза по его осадке, а по массе принятого груза осадку судна, изменение ее при переходе судна из соленой воды и пресную и наоборот, высоту надводного борта судна при различной его осадке.
35. Удельная грузовместимость показывает грузовместимость судна приходящуюся на 1 тонну его чистой грузоподъемности.
отношение теоретической грузовместимости судна к массе груза, для перевозки которого оно проектировалось. При эксплуатации судна удельный погрузочный объем перевозимого груза может совпадать с У. г. (в этом случае судно с полным грузом имеет осадку по грузовую марку), превышать ее (грузоподъемность и допускаемая осадка используются не полностью) или отличаться в меньшую сторону (недоиспользуется грузовместимость).
36. Грузовая марка судна . Грузовая марка, знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах морского судна в середине его длины. Грузовая марка изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, которая показывает наибольшую допустимую осадку судна в морской воде (в летнее время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года и района плавания (рис.). Над Грузовая марка наносят палубную линию. Положение Грузовая марка по высоте определяется величиной минимального надводного борта, регламентируемой Международной конвенцией о Грузовая марка (1966)
37. Осадка судна - величина погружения судна в воду, исчисляемая от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды. Для определения осадки судна служат специальные шкалы на носу и на корме судна. Шкала осадки позволяет вести наблюдение за осадкой судна в процессе погрузки.
При наличии дифферента средняя осадка судна исчисляется путем деления суммы осадок носа и кормы пополам.
38.М арки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте.
Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстояние между основаниями цифр также 10 см) и определяют расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля.
До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифрами, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см). Применяются следующие грузовые марки:
- летняя грузовая марка – Л (S);
- зимняя грузовая марка – З (W);
- зимняя грузовая марка для Северной Атлантики – ЗСА (WNA);
- тропическая грузовая марка – T (T);
- грузовая марка для пресной воды – П (F);
- тропическая марка для пресной воды – ТП (TF).
39. Соотношение между удельной грузовместимостью судна и удельно погрузочным объемом. U<w груз тяжелый U>w груз легкий если легкий: W=V Q=W/U
Если тяжелый Q=Дч W=Q*U если u=w, то Q=Дч, V=W
40.Чистая грузоподъемность – максимальное количество груза, которое судно может принять по грузовую марку соответственно зоне и сезону плавания, величина переменная. Определяется как разность дедвейта и необходимых запасов. Дч= Дв- Gзап
41. Габаритные главные размерения - совокупность линейных размеров судна, определяющих возможности:
- плавания судна в ограниченных условиях: через каналы, шлюзы, под мостами, на мелководье;
- стоянки у причалов;
- постройки на стапелях;
- ремонта в доках и т.п.
Габаритные главные размерения включают длину, наибольшую ширину, высоту и наибольшую осадку.
42. Водоизмещение зависит от сезона и места плавания, не является постоянной величиной для данного судна
43. Деление судов на типы по эксплуатационному назначению :
-пассажирские(обычные и туристические)
-грузо-пассажирские
-грузовые
-служебно-вспомогательные
-суда тех. Флота.
44. Скоростные характеристики судна. Скорость судна — важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая его провозную способность и сроки доставки грузов. Скорость зависит от мощности главного двигателя и обводов корпуса. Выбор скорости при проектировании судна может быть решен только с учетом расхода топлива главным двигателем, грузоподъемности и грузовместимости судна. Сдаточная скорость определяется на мерной линии при работе двигателя на полную мощность (максимальная).
Техническая или паспортная скорость устанавливается при работе главного двигателя с мощностью, составляющей 90% от максимальной мощности.
45. Мореходные качества судна. Способность судна держаться на плаву, не переворачиваться и не идти ко дну при затоплении характеризуется его мореходными качествами. К ним относятся: плавучесть, остойчивость и непотопляемость.
Плавучесть - это способность судна держаться на поверхности воды, имея заданную осадку при определенном количестве груза и людей на борту.
Остойчивость - это способность судна противостоять силам (ветер, волна, перемещение пассажиров и др.). вызывающим его наклонение, а после прекращения действия этих сил возвращаться в первоначальное положение равновесия.
Непотопляемость - это способность судна после затопления части судовых помещений сохранять плавучесть, остойчивость и частично другие качества.
46. Запасы судна на ходу измеряются в тоннах/сутки
48. Особенности судов контейнеровозов. Контейнерово́з — грузовое судно длиной от 70 до 397 м и перевозящее от 250 до 15500 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Как правило, экипаж контейнеровоза состоит из 10-26 человек, так как такие суда предельно автоматизированы.
1. Handysize Class — 260—1000 TEU
2. Handymax Class — 1000—1700 TEU
3. Feeder Class — 1700—2500 TEU
4. Sub-Panamax Class — 2500—4000 TEU
5. Panamax Class — (4000—7000 TEU)
6. Post-Panamax Class — (7000 −13000 TEU)
7. Super-Post-Panamax Class/Е-class
8. Triple E-class — 18000TEU
48. Контейнеровоз – это узкоспециализированное однопалубное судно типа General Cargo Vessel, предназначенное для перевозки генеральных грузов в контейнерах с большим раскрытием трюмов (до 85%), с избыточным надводным бортом, имеет двойное дно, где располагаются топливные и балластные танки, и двойные борты, которые обеспечивают большую прочность судна, не имеют средней надстройки. Трюмы контейнеровоза имеют вертикальные направляющие для установки и крепления контейнеров. Вертикальный способ погрузки-выгрузки. Крышки трюмов понтонного типа позволяют удобно размещать контейнеры на палубе: отсутствие грузового устройства и сдвинутая надстройка высвобождают всю палубу для размещения контейнеров. Для защиты палубных контейнеров от воздействия морской волны на судах, где высота надводного борта не превышает 8 м, делается удлиненный полубак или специальный отбойный козырек. У контейнеровоза МО отделение обычно расположено в корме или значительно сдвинуто в корму. Сужающиеся трюмы в носовой оконечности или совсем не используют для контейнеров, размещая там балластные и грузовые диптанки, или устраивают трюмы с уступами по высоте и Т-образные в плане. Навигационные помещения размещают либо в корме, либо в рубке на баке. Скорость 12-32 узла. Подразделяются на фидерные (вместимость до 2500 TEU, обслуживают мелкие порты, могут иметь грузовые устройства) и магистральные (вместимость более 2500 TEU, обслуживают крупные порты).
9. Классификация контейнеровозов:
10. 1.HandysizeClass — 260-1000 TEU
2.HandymaxClass — 1000-1700 TEU
11. 3.Feeder Class — 1700-2500 TEU
12. 4.Sub-Panamax Class — 2500-4000 TEU
13. 5.Panamax Class — 4000-7000 TEU
14. 6.Post-Panamax Class — 7000 -13000 TEU (30% мирового контейнерного флота)
15. 7.Super-Post-Panamax Class/Е-class — более 13000 TEU
16. 8.Triple E-class — 18000TEU
17. 49.Судно РО-РО (ролкер)–это судно многоцелевого назначения типа GeneralCargoVessel, предназначенное для перевозки генеральных грузов и использующее горизонтальный вариант погрузки-выгрузки. Отличается повышенной грузовместимостью, имеет избыточный надводный борт, на палубе отсутствуют грузовые устройства, имеется бульб, форма кормы транцевая или крейсерская, МО расположено в корме.Ролкер имеет один большой трюм и одну или несколько палуб, а также вместительные балластные танки. Имеются лифты г/п 80 т. Основное отличие заключается в отсутствии поперечных переборок в грузовой части. Погрузка осуществляется через кормовые, носовые или боковые ворота (лацпорты) по аппарелям. Зачастую используется для перевозки накатной техники. Скорость - 15-22 узлов.
18. Разновидности таких судов:
19. 1.ROPAX — это корабли способные принимать кроме грузов значительное количество пассажиров. Часто имеют гараж.
20. 2.ConRO — гибрид контейнеровоза и РоРо. На внутренних палубах перевозят автомобили, а на верхней — контейнеры
21. 3.RoLo (roll-onlift-off) — часть грузов доступна через аппарель, а остальные разгружаются при помощи крана.
22. 4.LO-LO (lift-on, lift-off) – погрузка осуществляется вертикально с помощью кранов.
23. 50.Баржебуксир - баржи, объединенные в состав и соединенные с буксиром. В свою очередь баржа - несамоходное плоскодонное судно, используемое для перевозки грузов по воде; буксир - самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений. По району плавания различают баржи речные, озерные и морские. По роду перевозимого груза сухогрузные, наливные, универсальные баржи. По способу движения баржи разделяются на буксируемые и толкаемые. Речные и озерные толкаемые баржи наиболее распространены и оборудуются в корме устройствами для соединения с буксиром-толкачом: у них нет надстроек и рулевого устройства. По материалу корпуса различают стальные, железобетонные и деревянные баржи. Водоизмещение речных барж не превышает 4 тыс. т, озерных и морских - 10 тыс. т. Буксир (самоходная часть баржебуксирного состава) вместе с помещением для команды может быть в виде буксирного многоцелевого судна или специального буксирного модуля. Строительство буксира с баржей, как правило, дешевле постройки самоходного судна аналогичной грузоподъемности: самоходный модуль и несамоходная баржа могут строиться на различных стапелях и верфях. Баржа одинаковой с самоходным судном грузоподъемности имеет меньшую осадку, может длительное время служить плавучим складом, что особенно важно для районов с неразвитым портовым хозяйством. Отделение буксира от баржи на стоянке позволяет разгружать состав методом кренования (непосредственно в воду). Этот метод находит применение при перевозке круглого леса, идущего на химическую переработку. Буксир в это время можно использовать для других работ. Баржа с буксиром может соединяться по-разному. Наиболее распространенный способ разработан американской фирмой "Брайт инжиниринг". Носовая часть буксира, оборудованная амортизирующими устройствами, входит в кормовой вырез баржи, размер которого равен половине длины корпуса буксира, и прочно соединяется с ней при помощи гидравлических захватов. По этой системе построено наибольшее количество судов как в США, так и в Европе.
24. 51. Лесовозы – это специализированные суда типа DryBulkCarriers для перевозки круглого леса и пиломатериалов. Груз перевозится в трюмах и на палубе. Имеют 1 палубу и фальшборт повышенной прочности, бак и ют, имеют ледовые подкрепления, позволяющие им заходить в замерзающие порты, МО и жилая надстройка расположены в корме. Минимальная протяжённость палубных надстроек. Минимальный надводный борт. Грузовые трюмы лесовозов имеют прямоугольную форму, а по длине, ширине и высоте они кратны размерам стандартного контейнера. В зависимости от степени использования жидкого балласта для обеспечения достаточной начальной остойчивости при транспортировке леса на палубе лесовоза подразделяются на балластные и без балластные. Вертикальный способ погрузки-выгрузки. Грузовое вооружение – обычные поворотные краны или грузовые стрелы г/п 15-20 т, подвижные палубные козловые краны с выдвижными консолями. Дч =10-35т.т. V=12-15узл.
25. 52. Нефтерудовоз — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки как наливных, так насыпных грузов. По идее, использование таких судов по сравнению с танкерами может снизить холостой пробег судов, так как нефтерудовоз может перевозить нефтепродукты в одном направлении и руду в обратном. Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. Для подобных танкеров предусмотрены три основных варианта загрузки. Например, для «Уорлд Аполло» дедвейтом 37 000 тонн рудой загружается первый, третий, пятый и седьмой трюмы; углем - все семь трюмов; нефтью - боковые цистерны, а также первый, третий, четвертый, шестой и седьмой трюмы. Второй и пятый трюмы, а также двойное дно служат для приема водяного балласта.
26. Суда ОБО (Oil-Bulk-Ore) – это комбинированные суда тройной специализации типа Tanker, предназначенные для перевозки нефти, руды и других более легких навалочных грузов, универсальные суда.Имеют 1 палубу. Корпус судна ОБО изготовлен из обычной углеродистой стали. Отсутствуют продольные переборки. Избыточный надводный борт. Имеют подпалубные, скуловые и днищевые балластные цистерны подобные судам для навалочных грузов. Кормовое расположение МО. При перевозке руды на судах ОБО применяют чередующую загрузку трюмов. Существуют суда ОБО с одинарными и двойными бортами. Для обоих конструктивных типов ОБО характерно наличие двойного дна, наличие скуловых и подпалубных цистерн. Размеры грузовых люков этих судов значительно превышают размеры люков нефтерудовозов. Для облегчения очистки от остатков нефти и удаление моечной воды поверхность второго дна делают с наклоном в сторону диаметральной плоскости. На судах ОБО устанавливается нечётное кол-во трюмов-танков примерно одинаковой длины (чаще всего 9, иногда 7 или 11). Каждый трюм-танк оборудуется, как правило, одним люком. Суда ОБО ближе по конструкции к универсальным судам для перевозки навалочных грузов. У них отсутствуют продольные переборки, а поперечные переборки простилаются по всей ширине судна и делят грузовое пространство на трюма-танки, в которых размещают нефть и различные навалочные танки. Руду грузят в специально подкрепленные трюмы, через трюм. Двойное дно проходит по всей ширине судна в районе грузовых трюмов-танков. У бортов судна настил второго дна имеет подъем и образует скуловые паконные цистерны. Под палубой у бортов устраиваются наклонные подпалубные цистерны, простирающиеся по всей длине грузового пространства. Цистерны используют для размещения чисто водяного балласта. Каждый трюм танк снабжают одним грузовым люком шириной, достигающей 50% ширины судна. Вертикальный способ погрузки. Грузовое вооружение – лёгкие грузовые стрелы, спаренный бортовой поворотный кран, насосы. Дч до 150000 т, V=15 узл.
Суда типа PROBO (Product/ oil/bulk/ore carrier), способные принимать в отд. трюмы-танки разл. нефтепродукты, выгружаемые установленными в каждом трюме-танке погружными насосами.
27. 54. Лихтеровоз–это системное судно типа СБС (суда бесперевалочных сообщений), предназначенное для перевозки несамоходных барж (лихтеров). Лихтеровозы разгружаются на рейде и используются при стабильных грузопотоках, в необорудованных портах. Бывают магистральные и фидерные. Имеют избыточный надводный борт, 1 палубу, все лихтеровозы снабжены 2 МО. Снабжены грузовым краном г/п 500 т. V=18-22 узл.
28. Классификация лихтеровозов:
29. 1. SeaBee (предназначены для перевозки контейнеров и крупногабаритных грузов, снабжены лифтовой системой подъёма грузов)
30. 2. Lash (рассчитаны на перевозку 40-90 лихтеров, которые поднимаются при помощи крана)
31. 3. Баколайн (bargecontainer). Перевозят 12 лихтеров, г/п каждого составляет 800 т.
32. 4. Бакат (bargeaboardcontainer). Лихтеры поднимаются платформами.
33. 5. Флеш (fiderlash). Несамоходные, рассчитаны на перевозку 8 лихтеров.
34.
35. 55. Наливными судами, или танкерами, называют суда, предназначенные для транспортировки жидких грузов. К таким грузам относятся главным образом нефть и нефтепродукты, но танкеры могут перевозить также пищевое масло, вино, жидкий газ и жидкую серу, различные кислоты и т. д. Погрузка нефти и других жидких грузов производится мощными насосами, расположенными в насосных станциях портов. Для разгрузки на танкерах устанавливают насосы производительностью в несколько тысяч тонн в час и прокладывают системы трубопроводов, имеющих клапаны и блокировку. Во время рейса в грузу, особенно если груз имеет большую плотность, а наружная температура низка, большие массы нефти приходится подогревать, чтобы получить вязкость, позволяющую производить перекачку. Для подогрева используется водяной пар; он течет через трубопроводы, погруженные в танки. Поэтому на танкерах устанавливают паровые котлы иногда очень большой производительности.
36. Классификация наливных судов по размеру:
37. - Seawaymax L= 226 m B= 24 m T=7,92 m
38. - Panamax L= 294.1 m B=32,3 m T=12 m
39. - Aframax 80000 – 100000 dwt
40. - Suezmax 120000-200000 dwt
41. - VLCC (Malaccamax) L= 470 m B=60 m T=20 m
42. - ULCC 320000- 550000 dwt
43. 56. Суда многоцелевого назначения (МЦН, MultipurposeVessels) предназначены для перевозки генеральных грузов (в т.ч. и контейнеров), насыпных, навалочных грузов, а также накатной техники. Одновинтовые, полнонаборные суда, имеют 2 палубы, обычно 5-6 люков, избыточный надводный борт, МО расположено в корме, часто оснащаются двойным дном и бортами. В трюмах расположены вертикальные перегородки для разделения различных типов грузов, погруженных в один трюм. Как правило, имеют мощное грузовое вооружение, т.к. работают в необорудованных портах, снабжены откидными аппарелями. Различный способ погрузки. Грузовое вооружение – высокопроизводительные краны и грузовые стрелы. Целесообразно использовать для перевозки опасных грузов. Скорость – 13-16 узлов.
44. 57. Балкеры – это широкоспециализированные суда типа DryBulkCarriers, предназначенные для перевозки сыпучих и навалочных грузов. Имеют 1 палубу,минимальный надводный борт, высокое двойное дно, без средней надстройки, МО и надстройка расположены в корме, мощный двигатель.На судне обычно 3-8 больших трюмов, разделённые продольными переборками, наличие наклонных подпалубных (подвесных) цистерн у бортов, предназначенных или только для приема водяного балласта, или также для перевозки груза. Балкеры имеют большие и широкие люки (85-90% - отношение ширины люка к ширине судна) с высокими комингсами, твиндеки, в основном, отсутствуют. Оснащены грузовыми устройствами (краны, стрелы, конвейерные ленты). Вертикальный способ загрузки-выгрузки. Скорость – 13-16 узлов.
Классификация в соответствии с размерами:
45. 1.Мини-балкеры (Дв до 10 т.т., работают на каботажных линиях)
46. 2.Seawaymax (лейкеры) (работают в Великих Озёрах, имеют надстройку в носу, L=225,6 м, B=23,8 м, Т=7,9 м)
47. 3.Handysize (15-50 т.т.) (не всегда оснащены грузовыми устройствами)
48. 4.Handymax (supramax) (35-60 т.т., имеют 5 трюмов, оснащены грузовыми устройствами: 4-5 кранов по 30 т)
49. 5.Panamax (L до 294 м, B до 32 метров, T до 12 м; Дч до 55-80т.т.)
50. 6.Capesize (не могут проходить каналы, Дч 150-400 т.т.)
51. Классификация по оборудованию грузовыми устройствами:
52. 1.Оборудованы грузовыми устройствами (handymax, реже handysize, очень редко panamax)
53. 2.Необорудованные грузовыми устройствами
54. 3.Самовыгружающиеся (лейкеры)
55. 4.BIBO (bulkin, bagsout – насыпь внутри, мешки наружу)
56. 58. (General cargo vessels) — сухогрузные суда, служащие для перевозки различных штучных грузов. Специализированные : рефрижераторы, контейнеровозы, скотовозы чистые автомобилевозы. Универсальные: ролкеры, паромы, Ro-Lo, Con-Ro.
57. 59. (Tankers) – суда для перевозки нефти и нефтепродуктов и других грузов наливом. Узкоспециализированные: газовозы, продуктовозы. Комбинированные: нефтерудовозы, ОБО, ПРОБО.
58. 60. ( Dry-bulk Carriers) – суда для перевозки груза без тары навалом: руды, зерна,
59. Угля и других сыпучих грузов без упаковки. Специализированные: углевозы, рудовозы, зерновозы. Комбинированные: углерудовозы, углезерновозы, BIBO. Баржи.
60. 61. (Multipurpose Vessels) – суда для перевозки крупногабаритных грузов значительной массы. Типы: Lo-Lo, Ro-Lo, паром ROPAX.
61. 62. Бесперевалочные сообщения способствуют ускорению перевозочного процесса, осуществляются с помощью судов смешанного плавания море-река. Системные суда: лихтеровозы, баржевозы. Морские паромы: ж/д паромы, паромы, ROPAX. Суда смешанного плавания: река-море.
62.
63. 63. Суда технического флота предназначены для технического обслуживания различных морских судов, портового хозяйства и водных путей. В эту группу входят подьемно-монтажные и промышленно-хозяйственные суда. Промышленно-хозяйственные суда предназначены для выполнения различных строительных и мелиоративных работ, а также работ по добыче нефти в открытом море, добыче песка. К Подьемно-монтажным судам относятся портостроительные, плавучие краны, плавучие доки.
64.
65. 64. По типу главного двигателя – различают суда с паровым двигателем; суда с двигателем внутреннего сгорания; суда с атомным двигателем. По типу движителя суда с механическим приводом различают: суда с гребными колесами; суда с гребным винтом; суда со специальным движителем(крыльчатым и водометным)
66.