Роль и значение транспортных тарифов
Обеспечивая перемещение сырья и готовых изделий из сферы производства в сферу потребления, транспорт продолжает процесс производства. В результате перемещения предмета труда, т.е. перевозимого товара, «Изменяется его пространственное бытие и тем самым подвергается изменению его потребительная стоимость, так как изменяется пространственное бытие этой последней». Издержки транспорта на перемещение увеличивают стоимость транспортируемого продукта, так как к ней присоединяется затраченная стоимость производственных фондов транспорта и рабочей силы. Однако при этом не изменяются его количественные и качественные характеристики. В этом отражается и особенность продукции транспорта, которая не может существовать самостоятельно, потребляется в процессе ее производства и не имеет самостоятельной вещной формы.
Такое своеобразие транспортной продукции выражается и в ее цене, которая получила форму тарифа.
Транспортными тарифами называются система провозных плат и дополнительных сборов, а также правила их применения и исчисления, утверждаемые в установленном порядке и обязательные для лиц и организаций, пользующихся транспортом, и для транспортных предприятий. Тарифы заранее устанавливают плату за перевозку, объявляются для всеобщего сведения и применяются ко всем отправителям и получателям грузов.
Исторически тарифы возникли в процессе изменения отношений купли-продажи между перевозчиком и грузовладельцем. Цена перевозки, устанавливаемая первоначально по соглашению сторон, в ходе развития транспорта приобрела форму заранее фиксированной платы. В практике морского торгового судоходства, где российский морской флот соприкасается с иностранными судоходными предприятиями и грузовладельцами, расчеты за перевозку производятся как по тарифам, так и по двустороннему соглашению между судовладельцем (фрахтовщиком) и грузовладельцем (фрахтователем). В этом случае плата за перевозку выражается фрахтом, который обязателен только для сторон, подписавших договор перевозки, и в пределах срока действия этого договора. Такие соглашения применяют и на внутреннем водном транспорте за рубежом.
Как тарифы, так и фрахты являются ценой перевозки. А цена есть денежное выражение стоимости.
В стоимости продукции российских предприятий, которая определяется затратами необходимого труда, можно выделить две составные части: накопления и себестоимость.
Накопления, формирующие чистый доход общества, направляются на расширение производства, в фонд общественного потребления (просвещение, здравоохранение, соцобеспечение), на содержание органов государственного управления и на оборону, на увеличение резервов и т. п. Следовательно, основой тарифов должна быть стоимость продукции транспорта.
Себестоимость перевозки - важнейший показатель деятельности внутреннего водного транспорта, характеризующий его экономическую эффективность. Она зависит от многих технических и экономических факторов, от организации работы флота и эффективности его эксплуатации. Показатель себестоимости следует учитывать при распределении судов по линиям движения, подборе их для выполнения заданной перевозки с минимальными затратами, переключении грузов на перевозку водным путем и др.
Расчет тарифов основан на себестоимости перевозок. Но поскольку затраты транспорта, учитываемые в себестоимости, не исчерпывают всей совокупности необходимых затрат на перевозки, уровень ставок провозной платы обычно устанавливается выше себестоимости с таким расчетом, чтобы получаемые транспортными предприятиями доходы не только возмещали их издержки, но и обеспечивали создание необходимых накоплений.
Уровень тарифа для транспортных предприятий определяет размеры доходов, а для грузовладельцев — расходов на перевозку. В условиях хозяйственного расчета необходимы максимальное приближение тарифов к стоимости перевозок и систематическое снижение их. Поэтому уровень тарифов в целом по какому-либо виду транспорта должен соответствовать стоимости перевозки. При этом для отдельных грузов уровень тарифных ставок может быть различным по отношению к себестоимости.
Определяя размеры провозной платы, а следовательно, и долю транспортных издержек в отпускных ценах на средства производства и предметы потребления, они непосредственно влияют на образование цен и распределение доходов между различными отраслями экономики.
Тарифы устанавливает перевозчик с учетом целесообразного соотношения между себестоимостью и накоплением для каждой отрасли экономики. Иногда необходимо в целях создания благоприятных условий для развития некоторых отраслей промышленности или важных экономических районов снижать уровень тарифов для отдельных грузов или отдельных направлений перевозки. Связанные с этим расходы должны быть возмещены более высокими тарифами на перевозку других грузов или в других направлениях (также может рассматриваться вариант государственной поддержки в виде дотаций или освобождения от некоторых налогов). Кроме того, технический уровень организации перевозок и перегрузочных работ, а следовательно, эффективность использования транспортных средств и затраты на перевозку различных грузов бывают неодинаковыми. Совершенствование конструкций судов различных типов происходит не одновременно, что также отражается на себестоимости перевозок. Имеют значение и трудности учета затрат на перевозку отдельных грузов, в силу чего не всегда возможно достаточно точное отражение их в себестоимости перевозок.
Под влиянием перечисленных условий формируются частичные отклонения уровня тарифа на доставку некоторых грузов от себестоимости, и изменяется степень рентабельности их перевозки.
Внутренний водный транспорт органически входит в единую транспортную систему, обеспечивающую потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. Соответственно этому тарифы его имеют единую экономическую основу с тарифами других видов транспорта и в сочетании с ними должны:
способствовать экономически целесообразному размещению по территории страны предприятий промышленности с учетом сокращения транспортных издержек;
способствовать рациональному распределению перевозок между различными видами транспорта и использованию каждого из них в сфере наибольшей экономической эффективности;
стимулировать наиболее эффективное использование транспортных средств;
обеспечивать возмещение транспортному предприятию затрат на перевозку с учетом расширенного социалистического воспроизводства.
Для тарифов современного транспорта характерна значительная дифференциация провозной платы в зависимости от ценности груза. Это выражается в установлении более высоких тарифов исходя из различия в цене товара в пунктах отправления и назначения. Имеет значение также порядок одностороннего установления тарифов судоходными предприятиями и их объединениями.
Конкурентная борьба судовладельцев, изменение рыночной конъюнктуры приводят к частым изменениям тарифов. Характерны в этом отношении система скидок с объявленных тарифов в пользу отдельных преимущественно крупных грузоотправителей (так называемые рефакции) или система рабата, т. е. возврата отправителю части провозной платы, если он в течение определенного периода не пользовался услугами другого судоходного предприятия-конкурента.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ