Статья 16.11. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

Согласно статье 109 ТК ТС для идентификации товаров, транспортных средств и документов могут использоваться:

таможенные пломбы и печати;

буквенная, цифровая и иная маркировка, идентификационные знаки;

транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы;

проставление штампов;

взятие проб и образцов товаров;

подробное описание товаров и транспортных средств;

чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи и иллюстрации;

нанесение па документы специальных наклеек, специальных защитных
приспособлений;

помещение документов в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;

помещение документов в сейф-пакеты;

другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров, а также таможенные пломбы и иные средства идентификации иностранных государств.

Целями проведения идентификации товаров и транспортных средств может быть, например, обеспечение возможности обнаружения таможенным органом следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если такие действия могли быть совершены при перевозке товаров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 109 ТК ТС средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях, представляются доказательства существования указанной угрозы, и составляется акт установленной формы.

Несоблюдение указанных требований, выражающееся в уничтожении, повреждении, утрате, изменении либо замене средств идентификации, составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ.

Она устанавливает ответственность еще и за удаление средств идентификации, а также за их замену, под которой следует понимать наложение лицом другого средства идентификации.

За совершение перечисленных действий со средствами идентификации, наложенными таможенными органами иностранных государств, ответственность по данной статье наступает только в том случае, если они используются в качестве средств идентификации российским таможенным органом.

Аналогичный подход применим и к случаям утраты, замены или иных действий в отношении пломб отправителя: они образуют состав данного административного правонарушения, только если в транспортных и коммерческих документах на перемещаемый товар должностными лицами таможенного органа сделаны специальные отметки об использовании пломбы отправителя в качестве средства идентификации.

В случае, когда неправомерные действия со средствами идентификации связаны с их использованием для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, статья 16.11 КоАП РФ может применяться в совокупности с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. При разграничении этих составов необходимо учитывать, что статья 16.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за противоправные действия с самими средствами идентификации, будь то полная или частичная их замена, повреждение или иные действия с ними. А по смыслу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ противоправным является использование фальшивых (замененных) средств идентификации для сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товарах при перемещении их через таможенную границу.

Совершение противоправных действий со средствами идентификации зачастую предваряет другое правонарушение - несанкционированную выдачу (передачу) перевозимых товаров, квалифицируемую по статье 16.9 КоАП РФ. Однако возбуждение дела по этой статье не исключает привлечение лица к ответственности по статье 16.11 КоАП РФ.

Субъектами данного правонарушения могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств идентификации (например, при утрате или повреждении средств идентификации). Такая обязанность возложена, в частности, на перевозчика.

Следует учитывать, что применение таможенным органом в качестве средств идентификации пломб, которые по своим характеристикам подвержены самопроизвольному разрыву от воздействия динамических нагрузок, возникающих при транспортировке грузов (например, при перевозке железнодорожным транспортом - допустимых соударений вагонов в результате маневровой работы, роспуска с сортировочных горок и т.п.), что подтверждено заключением экспертизы, может свидетельствовать об отсутствии вины перевозчика в утрате таких пломб.

Наши рекомендации