Стратегия развития автомобильно-дорожной сети

Дорожная отрасль является неотъемлемой частью транспортного комплекса страны, поэтому основные задачи ее развития и функционирования определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г.».

В свою очередь задачи транспортной стратегии детализируются Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.) и проектом государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (подпрограмм «Дорожное хозяйство» и «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства»).

Цели подпрограмм — ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек.

Задачи подпрограмм:
- сокращение протяженности автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям;
- организация развития скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства;
- повышение эффективности реализации программы.

Целевые показатели и индикаторы подпрограмм:
- доведение доли автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 85–87 %;
- доведение доли автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, до 20–25 %;
- увеличение объема частного финансирования мероприятий госкомпании «Автодор» с 20,8–32,0 млрд руб. в 2011–2012 гг. до 75 млрд руб. к 2019 г.

Подпрограмма реализуется в 2012– 2019 гг. в один этап. Ожидаемые результаты реализации подпрограмм:
- повышение доступности транспортных услуг для населения за счет уменьшения протяженности автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки (в 2012–2019 гг. будет построено и реконструировано 7,7 тыс. км федеральных автомобильных дорог);
- повышение безопасности дорожного движения (количество ДТП из-за сопутствующих дорожных условий должно снизиться с 1,392 на 1 тыс. автотранспортных средств в 2012 г. до 1,16 в 2019 г.);
- повышение конкурентоспособности отраслей экономики России на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах (на 2 %);
- создание новых рабочих мест, предприятий (ресторанов, мотелей, автозаправок, магазинов и др.) в результате развития сети автомобильных дорог (к 2019 г. количество рабочих мест увеличится почти на 25 %);
- создание возможности перехода на новую систему контрактных отношений, внедрения в дорожную отрасль России новых технологий и материалов, высокопроизводительных машин и оборудования;
- формирование рыночно ориентированной системы управления дорожным хозяйством, направленной на привлечение частного капитала и создание финансовых инструментов по мобилизации инвестиционных средств;
- увеличение объемов частного финансирования мероприятий подпрограммы в общем объеме финансирования (с 20,8–32,0 млрд руб. в 2011–2012 гг. до 75 млрд руб. к 2019 г.);
- создание многофункциональных зон дорожного сервиса исходя из прогнозируемого роста интенсивности дорожного движения на автомобильных дорогах (число таких зон увеличится с 8 в 2012 г. до 58 в 2019 г.).

Приведение большей части федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние будет осуществляться за счет их ремонта и работ по содержанию, для чего в Бюджетном кодексе с 2014 г. предусмотрено 100 % ное финансирование этих затрат в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством РФ. В результате расходы на ремонт и содержание федеральных автодорог возрастут с 66,5 млрд руб. в 2010 г. до 229 млрд руб. в 2015 г.

Снять перегрузки можно только путем реконструкции или строительства новых скоростных дорог. В связи с этим в ближайшей перспективе наиболее эффективным способом будет локальное выявление и реконструкция мест скопления автотранспорта. Минтранс России в пределах предоставленных полномочий продолжает работу по нормативному правовому обеспечению организации дорожного движения (ДД).

Подготовлены:
- Концепция государственной стратегии в области организации ДД;
- Концепция проекта федерального закона «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; документ направлен на введение обязательных требований к собственникам «объектов массового тяготения» в части строительства заездов и съездов, исключающих образование автомобильных заторов при присоединении таких объектов к улично-дорожной сети; сейчас находится на межведомственном согласовании;
- проект нормативного правового акта, регламентирующего требования к проектам и схемам организации ДД; он определяет состав, содержание, порядок разработки, согласования, утверждения и реализации концептуальных предложений по организации ДД, генеральной схемы организации ДД, комплексной схемы организации ДД, проектов по организации ДД; в настоящее время документ находится на внутриведомственном согласовании, направлен на рассмотрение в специализированные организации и ряд регионов Российской Федерации.

Созданы координационные советы по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, комплексному развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При участии Минтранса России принят Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование организации дорожного движения в населенных пунктах, обеспечение законодательной основы для создания парковочного пространства, ужесточения административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, упорядочение деятельности, связанной с таксомоторными перевозками.

Наши рекомендации