Классификация подвижного состава
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ структуру грузооборота и характеристики грузопотоков;
- ИМЕТЬ представление о формировании транспортных связей между регионами.
План лекции:
Классификация транспортных средств.
Грузовые автомобили и прицепы.
Проблемы и тенденции развития АТС.
Классификация транспортных средств.
В настоящее время принята следующая классификация подвижного состава автомобильного транспорта. Подвижной состав автомобильного транспорта классифицируются по назначению, дорожным регламентациям и конструктивным признакам (см. рис.3.1)
По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на: транспортный и специальный.
Транспортные средства предназначены для перевозки грузов и пассажиров и делятся на грузовые и пассажирские, на специальных средствах монтируются различные установки.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы;
к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы;
к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные, санитарные, строительные, уборочные и пр.)
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный.
Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа бортовой платформы, и используется для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.
Рис. 3.1 Подвижной состав автомобильного транспорта
К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и пр.).
По дорожным регламентациям все автомобили подразделены на три основные группы. К первой группе «А» относятся автомобиль и автопоезда дорожного типа, предназначенные к использованию только на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (допустимая осевая нагрузка на одну ось до 10т или 18т на две спаренные, полная масса до 52т). В группу «Б» входит подвижной состав дорожного типа, допускаемый к эксплуатации на все сети дорог общего пользования (до 6т на одиночную ось или 11т на две спаренные, полная масса до 34т). Кроме того, имеются внедорожные автомобили, не допускаемые к эксплуатации по дорогам общего пользования, имеющим даже капитальное покрытие. Эти автомобили и автопоезда с нагрузкой на одиночную ось более 10т, предназначены для работы по специально построенным для них карьерным, лесовозным или другим дорогам, а также вне сети дорог.
По конструктивным признакам автомобильные транспортные средства разделяются на автомобили, тягачи и прицепной подвижной состав.
Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, грузоподъемности (грузовые), вместимости (пассажирские).
К прицепному составу относят прицепы, полуприцепы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов (тяжеловозы, санные и пр.)
По роду потребляемого топлива автомобили разделяют на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные; по типу двигателя – на карбюраторные, дизельные, электромобили, паровые и газотурбинные автомобили.
По признаку проходимости автомобили подразделяются на дорожные автомобили (ограниченной проходимости), предназначенные для работы в основном по благоустроенным дорогам, автомобили повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых условиях и по бездорожью.
Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя (устройства для превращения энергии двигателя в работу, затрачиваемую на преодоление сопротивления движению транспортных средств) разделяются на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии, автомобили на воздушной подушке.
Для колесных автомобилей число осей принято обозначать колесной формулой, в которой первая цифра показывает общее число осей в автомобиле, а вторая – число ведущих, например 2х2, 3х2 и т.п.