Условия применения и технические параметры
1.1. Данный метод следует применять на селитебной территории города, в которой преобладает УДС местного значения, а именно: проезды внутри кварталов, подъездные пути к группам или отдельно стоящим жилым зданиям, предприятиям, учреждениям и общественным центрам местного значения.
При соответствующем технико-экономическом обосновании территория может включать в себя улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах, по которым осуществляться транспортная связь в пределах городского микрорайона.
1.2. Зональный принцип применения метода «жилая зона» требует строгого установления границ территории, на которой действуют особые правила дорожного движения (Рисунки 7.1- 7.5).
Рисунок 7.1 - Пример назначения границы жилой зоны |
Рисунок 7.2 - Варианты форм жилых зон |
Рисунок 7.3 - Варианты размеров жилых зон |
Рисунок 7.4 - Варианты расположения жилых зон |
Рисунок 7.5 - Системы пешеходных путей и проездов |
1.3. Для применения метода «жилая зона» необходимы следующие условия:
- относительная обособленность района внедрения метода, что выражается отсутствием транспортных связей городского или районного значения, проходящих через зону;
- отсутствие заметного влияния зоны на характер транспортных связей на прилегающей к ней территории;
- отсутствие крупных центров тяготения транспортных потоков в пределах самой зоны.
Такими границами могут быть магистральные улицы и дороги, улицы в жилой застройке, естественные и искусственные рубежи (реки, каналы, водоемы, зеленые насаждения, железные дороги и др.).
1.4. Система проездов в жилых районах обеспечивает возможность подъезда автотранспорта с магистральных улиц к объектам, расположенным в этих районах в пределах межмагистральной территории. Система проездов должна отвечать требованиям соблюдения тишины и безопасности и по возможности исключать сквозное движение автотранспорта через территорию жилой застройки.
1.5. Основная функция внутриквартальных проездов – обеспечение подъездных путей для личных и служебных автомобилей (и в первую очередь – пожарных машин и машин «скорой помощи») непосредственно к жилым домам (Таблица 7.1).
Таблица 7.1
Классификация внутриквартальных проездов
Категория проездов | Основное назначение | Характеристика движения и виды обращающегося транспорта |
Главные | Транспортная связь нескольких групп жилых домов с улицами местного значения и с магистральными улицами районного значения | Транспорт, обслуживающий кварталы |
Основные | Транспортная и пешеходная связь отдельных групп жилых домов, а также общественных и культурно-бытовых учреждений между собой, с главными проездами, местными дорогами и магистральными улицами районного значения | Транспорт, обслуживающий кварталы |
Подъезды к отдельным домам, служебные, хозяйственные и пожарные проезды | Транспортное и пешеходное обслуживание отдельных зданий. Связь с основными и главными проездами | Обслуживающий транспорт с кратковременной стоянкой |
1.6. Пешеходное движение играет важную роль в организации быта населения (Таблица 7.2).
Таблица 7.2
Характеристика системы пешеходных путей
Классификационная категория | Основное назначение |
Пешеходные аллеи | Движение по основным пешеходным направлениям от групп жилых домов к остановкам общественного транспорта, к торговым центрам и основным объектам культурно-бытового назначения |
Тротуары при проездах | Пешеходная связь жилых групп с остановками общественного транспорта, центром жилого квартала, детскими учреждениями и другими объектами культурно-бытового назначения |
Тротуары – подъезды к жилым домам | Пешеходный подход от проездов и дорог местного значения к входам в жилые дома в пределах группы домов |
Прогулочные дорожки | Пешеходные передвижения в пределах групп жилых домов, парков внутри кварталов, а также обеспечение кратчайших пешеходных связей (при диагональном их решении в плане) от входа в жилые дома к проездам и объектам, расположенным за пределами групп жилых домов |
1.8. Пешеходные пути используются для подхода пешеходов к остановкам общественного транспорта и объектам культурно-бытового и общественного назначения в пределах одной или нескольких смежных межмагистральных территорий, а также для обеспечения необходимых пешеходных связей внутри жилого квартала.
1.9. Для определения минимально необходимого количества выездов из жилой зоны необходимо соотнести общий объем выезжающих автомобилей с интенсивностью движения на выезде из проезда (рисунок 7.6, 7.7.).
1.10. Условием эффективного применения метода «жилая зона» является упорядочение стоянок транспортных средств на данной территории. Для этого целесообразно устройство специальных площадок с соответствующей разметкой и ограждением. Число стояночных мест должно быть определено с учетом перспективного роста спроса на стоянки до введения ОДД по методу «жилая зона».
1.11. В связи с тем, что далеко не всегда возможно выделение мест для плоскостной парковки на внутридворовой территории, представляется целесообразным предусмотреть устройство стоянок на внутриквартальных проездах с принятием необходимых мер, исключающих парковку на тротуарах.
1.12. При размещении парковки ТС на внутриквартальных проездах предлагается использовать следующие решения:
- при ширине проезда менее 4 м стоянка запрещена;
- при ширине проезда от 4 м до 6 м стоянка разрешена с одной стороны проезда;
- при ширине более 6м стоянка разрешена с обеих сторон проезда.
В этих условиях парковка ТС организуется вдоль проезжей часть, так как в большинстве случаев ширина проездов не позволяет располагать автомобили другим способом.
Рисунок 7.6 - Номограмма выбора максимального объема движения, приходящегося на один проезд при обособленном движении пешеходов и автомобилей |
Рисунок 7.7 - Номограмма выбора максимального объема движения, приходящегося на один проезд при совместном движении пешеходов и автомобилей по территории проездов-проходов |