Зависимость времени выдержки от толщины стенки
Толщина стенки сосуда, мм | Время выдержки, мин |
до 50 | |
от 50 до 100 | |
свыше 100 | |
для литых неметаллических и многослойных | |
сосудов независимо от толщины стенки |
Механизация и автоматизация как эффективные средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безлюдные и безотходные технологии, безопасность их функционирования как автоматизированных и роботизированных производств, цехов и заводов
ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТЕЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО И РОБОТИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА обеспечивается прежде всего технологией проведения работ. Для периодической проверки инструмента, регулировки и подналадки ГПС (гибких производственных систем), РТК (робототехнических комплексов), ПР (промышленных роботов), станков с ЧПУ (числовым программным управлением) и автоматов, их смазывания и чистки, а также для мелкого ремонта в цикле работы автоматической линии должно быть предусмотрено специальное время. Все перечисленные работы должны выполняться на обесточенном оборудовании.
Робот - это перепрограммируемая автоматическая машина для выполнения сложных двигательных функций, аналогичных функциям человека. Отличительным признаком робота является наличие процессора и манипулятора.
Требования безопасное ГПС, РТК и ПР установлены ГОСТ 12.2.072-82.
Обеспечение безопасности и комфортности труда в ГПС имеет ряд особенностей. В их числе:
• автоматические устройства, в том числе роботы, электронные системы могут выходить из строя создавая опасные ситуации,' как правило, вне визуального контроля человека непосредственно в месте поломки;
• ГПС имеют в своем составе самые различные устройства и машины, в том числе многочисленные транспортные системы;
• ГПС занимают значительные площади, входящее в их состав оборудование может занимать различные уровни по высоте помещения, даже на двух и более этажах, при этом управление ведется из одного пульта одним или несколькими операторами;
• при наладке, переналадке программировании средств управления, а также при профилактических и ремонтных работах 1 работнику приходится находиться в рабочих зонах оборудования, в том числе движущихся частей.
Достижению безопасности в ГПС Должно предшествовать исследование конструктивных, механических и иных особенностей технологического, транспортного управляющего и другого оборудования, комплексов И системы в целом с целью выявления возможных опасностей, фактических значений опасных и вредных производственных' факторов, травмоопасных рабочих мест или рабочих зон.
Основные мероприятия, обеспечивающие безопасность и комфортность труда в TTlC, могут быть Достигнуты, как правило, только на стадии создания систем. При пуско-наладочных работах и особенно при эксплуатации возможно ухудшение условий работающих из-за несоблюдения установленных Правил или недостаточной квалификации работников.
Средства обеспечения безопасности можно разделить на активные, обеспечивающие безопасность независимо от поведения человека (даже если тот сам создает аварийную ситуацию), и пассивные, обеспечивающие безопасность предопределением действий человека.
Разработана система нормативных документов, определяю требования безопасности в ГАП и его элементах, в первую очередь ряд ГОСТов в системе ССБТ.
Особое внимание в ГПС необходимо уделять планировке, в DM числе обеспечению свободного доступа к оборудованию при монтаже, наладке и обслуживании, а также учитывать геометрические параметры движущихся частей и т.д. Приводы всех машин должны быть сблокированы таким образом, чтобы остановка Иного из элементов ГПС (машины, роботы, транспортные средства) влекла за собой адекватные с точки зрения безопасности, действия других элементов.
Органы управления ГПС необходимо размешать в изолированных от окружающей среды помещениях. Эти органы (пульты) управления должны получать полную информацию о режиме рапы, исполнении программ, возникновении нештатной ситуации срабатывании систем остановок, отключения и блокировок.
При срабатывании блокировок управление должно переводиться на специальный или ручной режим работы. Система управления должна иметь устройства аварийного останова, которое срабатывает при любом нарушении установленных режимов, а также режим JИ устройство ручного аварийного останова по команде оператора. Аварийный останов имеет абсолютный приоритет над другими устройствами и режимами работы всех механизмов.
Необходимо учитывать, что ПР и РТК являются системами Повышенной опасности. Главная цель всех мероприятий по безопасности - исключение возможности одновременного нахождения человека и механизмов работающего ПР в одном месте рабочего пространства. На это должны быть направлены и планировка РТК, и конструкция ПР и других устройств, входящих в комплекс, и организация работ и применяемые средства защиты, и особые устройства автоматического контроля, сигнализации и аварийной остановки.
Робототехнические комплексы (РТК) подразделяют на РТК с раздельной опасной зоной и рабочей зоной (а) и РТК с совмещением рабочей и опасной зон (б), как это представлено на рис. 10.10. В случае (а) безопасность оператора достигается ограждением опасной зоны. Для обеспечения безопасности в случае (б) используются специальные меры: жесткая программа управления, автоматически блокирующая работу ПР при появ: нии человека в опасной зоне. При вводе в эксплуатацию и работе робота возникают опасные ситуации, когда оператор вынужден находиться в опасной зоне при программировании и обучении ПР, при выполнении ручных операций на ПР (смена инструмента, обслуживание ПР и т.п.). Опасные ситуации на ПР возникают при монтаже ПР, сборке и подготовке к работе, испытаниях и наладочных работах, а также при неисправностях ПР.
1 1
2
а) б)
Рис. 10.10 Схема расположения оператора и оборудования РТК: а) с разделением зон; б) с совмещением зон; 1 - станок; 2 - ПР.
К работе на РТК допускается персонал, прошедший медицинское освидетельствование и обучение. Безопасность при эксплуатации ПР обеспечивается за счет следующих мероприятий:
• планировка, обеспечивающая безопасный доступ к РТК;
• оснащение ПР системой информации о правильности отработки программ;
• проведение в начале работы жесткого контроля функционирования элементов РТК;
• периодическое диагностирование работы оборудования РТК многоуровневой системой управления с относительной автономией каждого уровня:
• нижний уровень - система ЧПУ станков;
• средний уровень - программа управления ПР, обеспечивающая временную синхронизацию работы технологических элементов;
• высший уровень - система диагностирования, обеспечивающая контроль функционирования РТК.
РТК должен оснащаться средствами безопасности при проектировании производства с учетом частоты и способа доступа персонала в опасную зону, вероятности и тяжести травмирования при поломке защитной блокировки. РТК должен иметь средства, предотвращающие проникновение человека в опасную зону, и блокировочное устройство, расположенное на РТК, которое останавливает его движение при возникновении опасности для человека. Связь РТК с защитным ограждением может быть механической, с использованием ультразвукового или светового излучения. Широкое применение получила система «световой барьер», построенная по блочно-модульному принципу (блоки излучателя, приемника, обработки и монтажной стойки).
1
3 2
5
Рис. 10.11 Локализационный датчик безопасности: \ - станок; 2 - монорельс ПР; 3 - каретка ПР; 4 - датчик; 5 - система светоограничения
Для исключения столкновения с человеком ПР оснащается датчиками, расположенными на подвижных частях, которые обнаруживают человека в опасной близости от ПР. На рис. 10.11 представлен РТК с бесконтактными датчиками. Помимо этого в конструкции ПР не должно быть выступающих деталей с острыми кромками. Шарнирные соединения должны иметь защитные кожуха, конструкции захватов, а создаваемые ими усилия должны предотвращать выпадение деталей из захватов.