Организация переработки багажа и грузобагажа

Для выполнения операций по приему и выдаче багажа, грузобагажа и негабаритных вещей выделено отдельное помещение.

Пассажир предъявляет приемосдатчику багажа проездные билеты. Приемосдатчик, проверив наличие проездных документов и их годность, правильность упаковки багажа, разрешает пассажиру уложить багаж на весы, взвешивает его и выписывает ярлык, который отдает пассажиру вместе с проездным билетом для оформления перевозки в багажной кассе. После маркировки багаж раскладывается на поддоны или тележки для отправления в поезд соответствующего направления. Домашние вещи принимают­ся от пассажиров без предъявления проездных документов по тарифу багажа.

Оформление и расчет за перевозку багажа происходят в багажной кассе, расположенной в том же здании, что и кладовая или в специально предназначенной билетной кассе.

Пассажир предъявляет багажному кассиру для оформления ярлык и проездной билет, кассир проверяет проездные документы пассажира и правильность заполнения ярлыка т.е. ст. назначения, наименование багажа, количество мест.

Далее багажный кассир определяет расстояние и по расчетным таблицам провозную плату, сообщает ее пассажиру и заполняет под копирку багажную квитанцию, дорожную ведомость и корешок, рассчитывается с пассажиром и ставит на проездном документе штамп «Багаж».

Багажную квитанцию и билет выдает пассажиру, а дорожную ведомость - приемосдатчику, который вписывает ее в сдаточный список и при погрузке багажа в вагон передает приемосдатчику вагона для сопровождения багажа до станции назначения.

При получении багажа получатель предъявляет багажному кассиру багажную квитанцию.

Багажный кассир отыскивает к ней дорожную ведомость, взимает плату за хранение, если оно было и выписывает получателю пропуск. Багаж выдается по пропускам, дорожной ведомости или в обмен на багажную квитанцию.

По просьбе пассажиров, при наличии предварительно приобретенного проездного билета производится прием багажа с хранением его в багажной кладовой до отправления пассажира со станции. Такой багаж принимается по заявлению пассажира если он желает, чтобы багаж был отправлен с тем поездом с которым следует пассажир (при наличии в поезде багажного вагона) или в тот день в который пассажир отправляется в поездку.

В этом случае взимается плата за предварительное хранение багажа по кв. МД-4.

Пассажиру вместо багажной квитанции вручается ярлык предварительного приема, заполненный в двух экземплярах, в котором указывается количество мест, станция и дорога отправления станция и дорога назначения. Принятый предварительно багаж укла­дывается на специальное место в багажной кладовой. Копия ярлыка остается у приемосдатчика багажа.

Пассажир после приобретения билета предъявляет ярлык вместе с билетом багажному кассиру.

Кассир взыскивает с пассажира провозные платежи, плату за хранение багажа, за объявленную ценность. Пассажиру выдается багажная квитанция, а дорожная ведомость передается приемосдатчику что является основанием для погрузки багажа, в багажный вагон в общем порядке.

Приемосдатчик, проверив наличие у пасса­жира проездных документов и их годность, правильность упа­ковки багажа, после внешнего осмотра разрешает пассажиру уложить багаж на весы, взвешивает и выписывает ярлык, кото­рый вместе с проездным билетом отдает пассажиру для оформ­ления перевозки в багажной кассе. Приемосдатчик маркирует багаж и записывает его в Книгу приема багажа и грузобагажа.

Затем багаж снимают с весов и раскладывают на поддоны или тележки по направлениям или поездам.

Расчет за перевозку багажа оформляется в багажной кас­се. Кассир проверяет предъявляемые пассажиром проездные документы и ярлык, заполненный приемосдатчиком (т. е. про­веряет станцию назначения, наименование багажа и число мест), определяет расстояние и провозную плату, сообщает ее пассажиру и на пишущей машинке заполняет под копирку ба­гажную квитанцию, багажную дорожную ведомость и корешок, рассчитывается с пассажиром и ставит на проездном билете штамп «Багаж». Багажную квитанцию и билет выдают пасса­жиру, а дорожную ведомость — приемосдатчику, который впи­сывает ее в сдаточный список и при погрузке багажа в вагон передает приемосдатчику вагона для сопровождения багажа до станции назначения. Корешок багажной квитанции остается в кассе для составления отчета и отправки вместе с ним в финан­совую службу дороги.

Грузобагаж ввозится на станцию со­гласно числу и времени, указанному начальником станции (или по его поручению одним из работников станции) на поданном отправителем заявлении.

Предъявив заявление с разрешением приемосдатчику, отпра­витель доставляет груз на весы. Приемосдатчик проверяет пра­вильность упаковки груза и наличие на нем надписей, пересчи­тывает число мест, взвешивает груз, записывает в Книгу приема грузобагажа и, не снимая груз с весов, маркирует каждое ме­сто. Затем груз укладывают по пунктам назначения в соответ­ствии со специализацией площадки склада на поддоны или тележки. Приемосдатчик выписывает и выдает отправителю ярлык для расчета и оформления перевозочных документов в багажной кассе.

Багажный кассир сверяет данные, указанные отправителем в заявлении, с данными на ярлыке, определяет по расчетным таблицам расстояние и провозную плату, заполняет на пишу­щей машинке под копирку грузобагажную квитанцию, грузо­багажную дорожную ведомость и корешок, выписывает квитан­цию разных сборов за услуги, предоставленные станцией, рас­считывается с отправителем и выдает ему грузобагажную кви­танцию. Грузобагажную дорожную ведомость кассир передает приемосдатчику, который принимал грузобагаж к отправлению. Последовательность и длительность операций по оформлению документов на прием грузобагажа багажной кассой аналогич­ны операциям по багажу.

В настоящее время преобладающей формой расчетов за перевозку грузобагажа стал централизованный расчет, осуще­ствляемый расчетными (узловыми) товарными конторами РТК (УРТК) через учреждения банка в порядке, установленном Министерством путей сообщения и правилами банка.

Основанием для производства расчетов за грузовые пере­возки в централизованном порядке через РТК является наличие у грузоотправителя справки банка.

Для отправления грузобагажа, молочных продуктов и тары из-под молочных продуктов грузоотправитель обязан предста­вить станции заявку формы ЛУ-63, в которой им дополнительно указывается номер отправки (расписки) банка, номер счета и наименование учреждения банка.

Перевозки грузобагажа, молочных продуктов и тары из-под молочных продуктов при централизованных расчетах оформляют квитанциями форм ЛУ-126 и ЛУ-15, на которых ставят штем­пель «Централизованный расчет».

При оформлении квитанций форм ЛУ-126 и ЛУ-15 на при­нятые к перевозке грузы в графе «№ счета» багажный кассир указывает номер отправки (расписки) Госбанка, номер счета грузоотправителя и наименование учреждения Госбанка. Эти данные проставляют на основании заявки грузоотправителя.

Размер провозных плат на грузы, оформленные квитанциями со штемпельной отметкой «Централизованный расчет», опреде­ляется багажным кассиром, после чего составляется ведомость расхода бланков грузобагажных квитанций формы ФДУ-90, ко­торую с приложением корешков квитанций высылают РТК (УРТК) для взыскания провозных плат.

Погрузка багажа и грузобагажа в вагон. Дежурный приемо­сдатчик заблаговременно подбирает перевозочные документы на багаж и грузобагаж, подлежащий отправлению. После подачи по графику багажного вагона под погрузку приемосдатчик ба­гажного отделения проверяет наличие у приемосдатчика багаж­ного вагона маршрутного листа и приступает к погрузке. При этом поддоны с грузом сортируют по станциям назначения и укладывают в вагоне на соответствующее место. Багаж укла­дывают над грузобагажом. На каждую отправку укладывае­мого груза передается перевозочный документ. После окончания погрузки и проверки соответствия перевозочных документов сдаточному списку дежурный приемосдатчик и приемосдатчик вагона расписываются в сдаточном списке. Копия сдаточного списка остается у дежурного приемосдатчика.

При загрузке вагона за пломбой сдаточный список, кроме дежурного приемосдатчика, подписывает старший приемосдат­чик багажного отделения (начальник смены), затем вместе с документами, упакованными в конверт, его отсылают на стан­цию назначения ближайшим поездом с почтовым вагоном.

После прибы­тия поезда на станцию назначения приемосдатчик вагона при­носит документы вместе со сдаточным списком в контору ба­гажного отделения и передает их старшему приемосдатчику, который записывает в Книгу прибытия поездов время прибы­тия и номер поезда, помер багажного вагона и фамилию приемо­сдатчика. Багажные и грузобагажные документы хранятся у старшего приемосдатчика до подачи вагона под выгрузку. К мо­менту подачи вагона старший приемосдатчик передает полу­ченные документы и сдаточный список дежурному приемосдат­чику, который организует подготовку технических средств и грузчиков к выгрузке с расчетом окончания подготовки к мо­менту подачи вагонов, которая осуществляется по специально­му графику.

Выгрузка начинается сразу после установки вагона у плат­формы выгрузки. Перед началом выгрузки между дверью ва­гона и платформой укладывают переходной мостик. Во время выгрузки груз укладывают на специализированные поддоны, что позволяет избежать повторной сортировки в кладовых. Одновременно подбирают документы. По окончании выгрузки приемосдатчик багажного отделения расписывается в сдаточных списках, один экземпляр остается у приемосдатчика вагона, а перевозочные документы на багаж и грузобагаж, подлежа­щие выдаче, передают в кассу выдачи, где их регистрируют в Книге прибытия и выдачи багажа с указанием станции отправ­ления, номера квитанции, числа мест и массы. На грузобагажных дорожных ведомостях кассир проставляет календарный штемпель и передает их информатору для уведомления полу­чателя.

Для сокращения затраты времени на выполнение погрузоч­но-выгрузоч-ных операций и улучшения использования техниче­ских средств необходимо совмещать погрузку и выгрузку. В этом случае в багажном вагоне освобождается от груза одна из ча­стей салона, примыкающая к стене, а на это место еще до окончания всей выгрузки укладывают отправляемый груз, до­ставляемый транспортными средствами на обратном пути. Сов­мещение погрузки и выгрузки позволяет сократить простой ва­гонов под грузовыми операциями на 20—30%.

При получении багажа по­лучатель предъявляет багажному кассиру багажную квитанцию, который отыскивает к ней дорожную ведомость, взимает плату за хранение, если оно было, и выписывает получателю пропуск на вывоз багажа.

Получатель грузобагажа предъявляет соответствующий доку­мент (доверенность, выданную учреждением, паспорт), по кото­рому кассир отыскивает нужную дорожную ведомость, рассчи­тывает плату за хранение и уведомление и выписывает пропуск на выдачу грузобагажа из кладовой. Пропуск выписывается в двух экземплярах: один экземпляр выдается получателю, а коре­шок, к которому прикреплена доверенность, остается в багажной кассе. С дорожной ведомостью и пропуском получатель обраща­ется в багажное отделение, где приемосдатчик выдает ему грузо­багаж. Пропуск с подписью приемосдатчика дает право получа­телю вывезти грузобагаж за пределы багажного двора.

Обработка транзитного багажа (грузобагажа). Если багаж (грузобагаж) отправлен с перегрузкой в пути следования, то для станции перегруза он является транзитным. Такой багаж и грузобагаж после выгрузки из вагонов сортируют и укладывают в транзитной кладовой по назначениям и номерам поездов, с которыми он будет следовать дальше.

В железнодорожных узлах с несколькими вокзалами транзит­ный багаж и грузобагаж доставляется с вокзала прибытия на вокзал дальнейшего следования специальными автомобилями. Перед погрузкой водитель-экспедитор предъявляет дежурному приемосдатчику багажного отделения путевой лист и удостове­рение личности, после чего начинается погрузка багажа.

На каждую передаваемую отправку приемосдатчик транзит­ной кладовой передает соответствующую дорожную ведомость водителю, который проверяет соответствие груза и документов. Параллельно с погрузкой номера дорожных ведомостей вносят­ся в сдаточный список, который составляется в трех экземпля­рах. После окончания погрузки приемосдатчик и водитель-экспе­дитор расписываются в сдаточном списке. Один экземпляр выдается водителю-экспедито-ру, два других остаются в багаж­ном отделении, один из которых передается приемосдатчику багажного вагона при погрузке транзитного груза в вагон.

На прибывший с узла транзитный багаж водитель-экспедитор передает приемосдатчику сдаточный список и дорожные ведо­мости.

При выгрузке каждого места приемосдатчик отыскивает дорожные ведомости, проверяет соответствие груза и документов и указывает грузчику место укладки в кладовой на поддоны или тележки, специализированные по назначениям и номерам поез­дов.

Закончив прием багажа, приемосдатчик расписывается в сдаточном списке, подбирает дорожные ведомости по номерам поездов и укладывает их в соответствующее отделение шкафа для документов. Прием и отправление транзита фиксируются в Книге выгрузки и отправления транзитного багажа и грузо­багажа.

Прием и выдача багажа на дому. На крупных станциях для этой цели багажному отделению должны быть выделены крытые грузовые автомобили (автофургоны), оборудованные весами. Пассажир, желающий сдать багаж на дому, должен сделать заказ лично (письменно) или по телефону. В заказе указывает­ся фамилия и адрес отправителя, время приема, число мест, род упаковки (чемодан, тюк, ящик и т. д.). Багаж на дому прини­мает работник станции, совмещающий обязанности багажного кассира и приемосдатчика багажа. После приема и взвешивания багажа оформляется багажная квитанция, которую выдают па руки пассажиру.

При необходимости могут быть оказаны услуги по упаковке багажа, для чего па автомобиле должны быть соответствующий материал и инструмент, а также типовые упаковочные конструк­ции. Принятый на дому багаж сдают приемосдатчику станции для последующего отправления в багажном вагоне по сдаточно­му списку формы ГУ-26.

Багаж по желанию пассажира может быть доставлен на дом. Для этого пассажир делает заказ по телефону или лично на станции.

Вещи (багаж), прибывшие с коммерческим актом, на дом не доставляются. Водитель-экспедитор принимает багаж для перевозки на автомобиле по сдаточному списку. На дому багаж выдают в обмен на багажную квитанцию.

Прием и выдача багажа на дому фиксируются в Книге зака­зов доставки багажа на дом и приема его к перевозке на кварти­рах пассажиров (форма ЛУ-57).

Аналогично могут быть организованы прием и выдача грузо­багажа непосредственно на предприятиях. Для этих целей заклю­чается договор между железнодорожной станцией и предприя­тием, пользующимся услугами железной дороги.

Информация линейных станций о погрузке и выгрузке бага­жа и грузобагажа. Для лучшего использования грузоподъемно­сти багажных вагонов и ускорения погрузки принятого на линей­ных станциях багажа организуется предварительная ин­формация этих станций о предстоящей погрузке и выгрузке багжа.

После приема багажа приемосдатчик вагона подсчитывает число багажных документов и проверяет правильность их записи в сдаточном списке, составляемом в двух экземплярах, за под­писью приемосдатчиков станции и багажного вагона. Старший приемосдатчик багажа станции (старший смены) после оконча­ния погрузки определяет возможность дополнительной погрузки багажа и грузобагажа в данный вагон в пути следования и пере­дает на попутные станции, где поезд останавливается по распи­санию, телеграмму, в которой указывает номер поезда, номер багажного вагона, число мест и массу выгружаемого багажа и груза, который можно дополнительно погрузить в вагон. Текст телеграммы старший приемосдатчик записывает в специальную книгу. Одну копию телеграммы передают приемосдатчику ба­гажного вагона, который в соответствии с ней организует выг­рузку и дополнительную погрузку иа станциях получения теле­граммы.

Для передачи указанной телеграммы используется или специализированная телеграфная (телетайпная) кассовая пассажир­ская связь, по которой телеграммы передает и принимает работ­ник билетных касс, или специально выделенная линия связи с телетайпами, установленными непосредственно в багажных отделениях станций. При этом устанавливаются определенные пе­риоды времени передачи таких телеграмм (по графику на каж­дый поезд или вагон).

Предварительная информация обеспечивает более четкую ор­ганизацию работы линейных станций и приемосдатчиков багаж­ных вагонов, позволяет увеличить погрузку грузобагажа и ба­гажа на проходящие поезда, улучшить условия труда приемо­сдатчиков станций, грузчиков багажа, станционных рабочих, так как они могут заранее подготовить багаж и грузобагаж для погрузки.

Для приема и выдачи багажа и грузобага­жа устраивают багажные отделения, которые в зависимости от объема переработки в максимальный месяц подразделяются на три группы: свыше 150 т багажа и грузобагаж в сутки (первая группа); от 25 до 150 т (вторая группа) и менее 25 т (третья группа).

При объеме работы, не превышающем 25—30 т в сутки, ба­гаж и грузобагаж перерабатываются в одном общем помеще­нии на специализированных площадках. На крупных станциях со значительным объемом переработки багажа выделяют специ­ализированные помещения.

Могут выделяться отдельные кладовые для приема, выдачи и переработки транзитного багажа и грузобагажа, а также от­дельные помещения для крупногабаритных и опасных грузов. Важное значение при планировке вокзалов имеет рациональное расположение багажных отделений, при котором обеспечивается минимальный пробег транспортных средств между вагонами и кладовыми. Кроме того, должны быть обеспечены, удобные для 'пассажиров подходы и подъезды к багажному отделению и ми­нимальное расстояние их прохода в связи с отправлением или получением багажа и грузобагажа. Кроме кладовых, в багажных отделениях размещаются багажные кассы, конторы приемосдат­чиков багажа, зал ожидания, группы информации получателей и розыска багажа и другие служебные и бытовые помещения.

Для переработки багажа и грузобагажа в багажных отделениях применяются различные средства механизации: электрокары, электро- и автотягачи, элек­тропогрузчики, конвейеры и рольганги.

Багажные отделения строят обычно в виде одноэтажных зданий шириной 9 или 12 м. Такая ширина складов обеспечивает их строительство без промежуточ­ных опор и улучшает возможности применения средств механи­зированной переработки багажа и более рационального их ис­пользования. Основная масса грузов будет перемещаться при этом в продольном, а не в поперечном направлении, что умень­шает время на проход грузчиков и проезд транспортных средств. Высота складов должна быть не менее 4 м и в зависимости от используемых средств механизации и материалов для строитель­ства складов составляет 4,5—6,5 м.

При принятой ширине длина багажного отделения определя­ется потребной площадью кладовых, зависящей от объема пере­работки грузов. Общая площадь багажного отделения равна сумме площадей всех специализированных багажных кладовых.

В зависимости от модели электропогрузчика и длины пе­ремещаемого груза ширина проезда может достигать 4 м.

Длина фронта погрузки и выгрузки багажных вагонов зави­сит от общего их числа за сутки, графика прибытия на станцию и определяется числом вагонов, одновременно находящихся у багажных кладовых.

Техническое оснащение служебных и бытовых помещений ба­гажного отделения должно обеспечивать благоприятные условия труда для его работников. Багажные кассы должны быть изоли­рованы от зала для пассажиров; площадь их (на одного касси­ра) должна составлять около 5 м2. Касса должна быть оборудо­вана удобной и современной мебелью, а рабочее место касси­ра — индивидуальным освещением. Кассы должны оборудовать­ся электрическими пишущими машинками, электроштемпелями, вычислительными машинами, шкафом с ячейками для хранения багажных дорожных ведомостей, справочными материалами.

Контора приемосдатчика должна располагаться рядом с багажной кассой. Площадь конторы составляет около 5 м2. Внутрь конторы входит рычаг весов, платформа которых находится снаружи. В конторе имеются мебель (стол, враща­ющийся стул, шкаф для хранения документов) и приспособления для маркировки. Соответственно оборудуются и другие помеще­ния.

Для механизация багажных и грузобагажных операций широко используются электропогрузчики с приспособлени­ями для захвата, подъема, опускания, транспортирования и шта­белирования тарных и штучных грузов. Электропогрузчики мо­гут быть трехколесными и четырехколесными.

Учитывая, что масса электропогрузчиков равна примерно 2 т, для безопасного его проезда конструкция пола и рампы кладо­вых с учетом массы груза должна допускать нагрузку не менее 2,5 тс/м2.

Возможная высота подъема груза у разных электропогрузчи­ков составляет от 2 до 4,5 м.

При использовании электропогрузчиков принимаемый к отп­равлению багаж и грузобагаж укладывают на поддоны. Груз на поддонах подбирают по номерам поездов или станциям назначе­ния.

При отправлении груза со станции без поддона загруженный поддон устанавливается в вагоне у двери, а груз вручную или с помощью внутривагоиных средств механизации перегружают и укладывают на отведенное для данного назначения место.

При разгрузке багажных вагонов грузы, прибывшие на поддо­нах, захватываются электропогрузчиком и доставляются к месту выдачи (хранения) или сортировки. Грузы, прибывшие без под­донов, укладывают на поддоны станции прибытия.

Для работы в багажных кладовых, а также для доставки гру­зов к транзитным поездам и обратно могут использоваться электротягачи и автотягачи. Автотягачи применяют лишь при работе в открытых или хорошо вентилируемых кладо­вых, проезд к которым не связан с тоннельными переходами. При переработке до 3 т багажа и грузобагажа в сутки рекомендуется применять электрокары. При работе тягачей и электрокаров ис­пользуются прицепные тележки. В кладовой приема багаж и гру­зобагаж укладывают на тележки, специализированные по номе­рам отправляемых поездов или станциям назначения (при боль­шом потоке грузов). Тележки расставляют возможно ближе к ве­сам, что уменьшает затрату времени на доставку груза от весов до тележки. При этом должны быть оставлены проезды для тягачей.

Весьма эффективным средством механизации в багажных отделениях являются пластинчатые и ленточные конвейеры (транспортеры), используемые для погрузки и выгрузки грузов из вагонов и автомобилей, а также для сортировки грузов внутри багажных кладовых. В сочетании с конвейерами могут применяться приводные или наклонные рольганги, предназначенные для транспортирования, сортировки и хранения (в качестве стеллажей) груза.

Негабаритные и тяжеловесные грузы перерабатываются при этом электропогрузчиками или другими средствами.

Во избежание многократной сортировки багаж и грузобагаж в кладовых нужно укладывать на стеллажи. Эти кладовые обо­рудуют многоярусными металлическими стеллажами с обслужи­ванием их кранами-штабелерами и штабелеукладчиками, устра­няющими тяжелый ручной труд по укладке и снятию груза.

Набор тех или иных механизмов и их использование для тех­нологических операций представляют собой схему механизации багажных отделений. В частности, возможны следующие схемы:

- использование электропогрузчиков с поддонами и многоярус­ных стеллажей, обслуживаемых штабелеукладчиками;

- применение системы конвейеров и штабелеукладчиков или кранов-штабелеров с централизованным управлением при оборудовании багажных кладовых четырех- и пятиярусными стел­лажами;

- применение конвейеров и рольгангов и оборудование отдель­ных кладовых металлическими стеллажами и штабелеукладчи­ками; могут применяться тягачи с багажными тележками, при этом кладовые приема и транзита для хранения и сортировки грузов оборудуют приводными или гравитационными рольганга­ми, а кладовую выдачи — многоярусными стеллажами и штабе­леукладчиками;

- электрокары или ручные тележки с использованием в кладо­вой выдачи двухъярусных стеллажей для хранения багажа и грузобагажа.

Эффективность той или иной схемы механизации багажных кладовых, зависящая от объема и характеристики перерабатываемых грузов, устанавли­вается технико-экономическими расчетами.

На линейных станциях багаж из багажных вагонов грузят и выгружают на пассажирских платформах (без отцепки багаж­ных вагонов) за время стоянки поезда, не превышающее 2—4 мин. Для транспортировки грузов от поездов с кладовым и об­ратно могут применяться электрокары и тягачи с прицепными тележками, а также немеханизированные тележки. Грузы укла­дывают и снимают с тележек в основном вручную. В соответст­вии с объемом работы внутри кладовых могут использоваться те же средства, что и на крупных станциях.

Весьма эффективным может оказаться использование при этом средств малой механизации.

Наши рекомендации