Типы полуприцепов, используемых в грузовых автомобильных перевозках
Тент, полуприцеп:
- Предназначен для перевозки большинства видов грузов. Один из наиболее доступных по цене, самый распространенный и универсальный тип полуприцепов. Представляют собой бортовые платформы, чаще всего с жесткой передней стенкой, которая препятствует смещению груза при резком торможении. Тент из синтетических материалов натягивается на жесткий каркас. При погрузочно-разгрузочных работах часть тента нередко скатывают, тем самым облегчая операцию погрузки/разгрузки и сокращая время простоя. Загрузка может производиться сверху, сбоку, сзади. Конструкция тента позволяет защитить перевозимый груз от воздействия прямых солнечных лучей и осадков, но не спасает от жары или холода. Грузоподъемность: 20-25 тонн. Вместимость: 22-33 европаллета. Полезный объем: от 60-96 м.куб. На рис 2.1.1 показан общий вид тентового полуприцепа
рис 2.1.1 общий вид тентового полуприцепа
Рефрижераторный полуприцеп представляет собой грузовой полуприцеп температура в котором может изменятся от минусовой (- 20 С) до плюсовой (+ 12 С) независимо от внешней температуры. Данная способность грузового отсека обеспечивается автономной холодильной установкой. Современные холодильные установки имеют различные уровни защиты от аварийного изменения температуры, что обеспечивает сохранность груза. Установки могут иметь возможность записи температурного режима на специализированные "болванки". Основная сфера применения данных полуприцепов - перевозка скоропортящихся продуктов или грузов требующих особого температурного режима. Модификации рефрижераторов по габаритным характеристикам сходны с модификациями изотермов. Основной потребительской характеристикой данного полуприцепа является объём или кол-во паллет, которые можно загрузить. Подвеска полуприцепов исполняется в рессорном или пневматическом варианте. Пневматическая подвеска гарантирует автопоезду плавный ход, обеспечивающим сохранность легкобъющегося груза.
Фуры рефрижераторы подразделяются на классы по европейской классификации ATP Europe:
Класс А фура рефрижератор: от +12 С до 0 С.
Класс В фура рефрижератор: от +12 С до - 10 С
Класс С фура рефрижератор: от +12 С до - 20 С
Класс D фура рефрижератор: менее или равно +2 С
Класс Е фура рефрижератор: менее или равно -10 С
Класс F фура рефрижератор: менее или равно -20 С
На рис 2.1.2 представлен Рефрижераторный полуприцеп
Рис2.1.2Рефрижераторный полуприцеп
Изотерм (изотермический фургон), полуприцеп:
- Фургон, в отличие от рефрижератора, не имеющий активной холодильной установки. Предназначен для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном состоянии. Способен долгое время поддерживать во внутреннем герметичном грузовом отсеке желаемую температуру по принципу термоса. В большинстве случаев кузов деревометаллический, обшитый листовой сталью, внутри оцинкованной. В качестве термоизоляции используется пенопласт толщиной до 100мм. Обычно изотермы снабжаются задней двухстворчатой распашной дверью. На рис 2.1.3представлен изотермический полуприцеп
рис 2.1.3 изотермический полуприцеп
Автосцепка (автопоезд):
- Автомобиль с кузовом на одной раме плюс прицеп. Сцепки могут быть тентовые, изотермические, рефрижераторные, самосвальные. Преимущество: быстрая погрузка/разгрузка и большой полезный объем. Недостаток: не пригоден для перевозки длинномерных изделий. Грузоподъемность: 16-25 тонн. Полезный объем: 60-120 м.куб. Вместимость: 22-33 европаллета. На рис 2.1.4 представлен общий вид автопоезда
рис 2.1.4 общий вид автопоезда
Контейнеровоз, площадка:
- Пригоден для перевозки контейнеров различных видов. Платформа может быть рассчитанной на один, чаще - на два, реже - на три контейнера. Рама полуприцепа сварная, с небольшой погрузочной высотой и устройствами для фиксации контейнеров. Грузоподъемность: 20-30 тонн.
На рис 2.1.5 представлен контейнеровоз полуприцеп SchmitzGotha
2.1.5 представлен контейнеровоз полуприцеп SchmitzGotha
Автоцистерны:
- Предназначены для кратковременного хранения, транспортировки и дозированной выдачи жидких веществ, включая продукты питания (молоко, вода, квас), алкоголь (вино, спирт), ГСМ (бензин, дизельное топливо, светлые нефтепродукты). Имеют рамную или несущую конструкцию. Некоторые образцы обладают изотермическими свойствами. Изготавливаются из черной углеродистой, низколегированной или нержавеющей стали. Конструктивные особенности различных типов цистерн вызваны международными требованиями, в частности, положениями ДОПОГ (Декларация о перевозке опасных грузов). Грузоподъемность: 12-22 тонн. Объем: 8-40 м.куб. На рис 2.1.7 представлена Автоцистерна 5693-10 (шасси КАМАЗ-53215 6х4)
рис 2.1.7 представлена Автоцистерна 5693-10 (шасси КАМАЗ-53215 6х4)
Тяжеловозы:
Большинство полуприцепов этого типа предназначено для транспортировки негабаритных тяжеловесных неделимых грузов и гусеничной или многоосной колесной спецтехники (экскаваторы, бульдозеры и т.д.) по дорогам с твердым покрытием. В основном различаются конструкцией платформ и упоров, погрузочной высотой и размерами площадки, числом осей и грузоподъемностью. Оснащаются двумя раздельными или одним сплошным откидными трапами. Гусак (площадка над сцепным устройством) может использоваться для перевозки дополнительного оборудования. Иногда по краям платформы устанавливаются решетчатые борта. Диапазон грузоподъемности полуприцепов варьируется от 10 до 160 тонн. Полуприцеп для перевозки сляба:
Рис.2.1.8. Общий вид полуприцепа МАЗ-3PP55
Самосвал — грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.
Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.
Самосвалы классифицируются:
По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
По направлению выгрузки (вбок, назад)
По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)
Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки — задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. На рис 2.1.6 представлен самосвал МАЗ 5551
рис 2.1.9 представлен самосвал МАЗ 5551
2.2Техническая характеристика автомобиля
Седе́льный тяга́ч — вид тягача, работающий с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного механизма — седельно-сцепного устройства.
Преимущества
1.Высокая ёмкость (по сравнению с обычными грузовиками); седельный тягач может возить длинномерные грузы.
2.Высокое отношение грузоподъёмности к собственному весу. 3.Соответственно — высокий КПД и низкая стоимость крупных перевозок.
4.Хорошая манёвренность (по сравнению с грузовиком той же длины). 5.Возможен задний ход (в отличие от грузовика с прицепом).
6.Прицепы и тягачи легко заменяются.
По складской площадке или палубе парома полуприцеп может перемещаться не тягачом, а более манёвренным буксиром.
Полуприцеп можно превратить в прицеп, установив его на подкатную тележку.
Недостатки
Не так устойчив, как обычный грузовик.
Седельный тягач, кроме полуприцепа, другой груз перевозить не может.
На ПАО «МК «Азовсталь» РБЦ могут использовать такие типы тягачей
1) МАЗ-6422 — седельный тягач Минского автомобильного завода.
На рис 2.2.1 представлен МАЗ 6422
Рис2.2.1 МАЗ 6422
Его габаритные размеры представлены на рис 2.2.2
Рис. 2.2.2.габаритные размеры МАЗ 6422
Техническая характеристика МАЗ 6422 представлена в табл 2.2.1
Табл2.2.1
Используемое шасси | МАЗ-6422 |
Колесная формула | 6х4 |
Полная масса автомобиля, кг | 24500 (автопоезд 52000) |
Габариты, мм (длина/ширина/высота) | 6600/2500/3800 |
Распределение полной массы на переднюю ось,кг | |
Распределение полной массы на заднюю ось,кг | |
Нагрузка на седло, кг | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | |
ABS/ASR | есть |
Колея передних колес, мм | |
Колея задних колес, мм | |
Седельно-сцепное устройство | 1400 мм |
Тип двигателя | Дизель |
Мощность двигателя, кВт (л.с) | 294 (400) |
Расход топлива, л/100 км | 34,2 |
Топливный бак, л |
2)КамАЗ- 6460-седельный тягач, изготовленный Камским автомобильным заводом. Предназначен для транспортировки полуприцепов различных типов г/п до 30 т. Данный тип автобиля представлен на рис 2.2.3
2.2.3 общий вид КамАЗ 6460
Его габаритные размеры представлены нас 2.2.4.
Рис 2.2.4габаритные размеры КамАЗ 6460
В табл 2.2.2 представлены технические характеристики автомобиля КамАЗ 6460
Колесная формула | 6х4 |
Полная масса автомобиля, кг | 26000/62000 |
Габариты, мм (длина/ширина/высота) | 6580/2500/3635...3715 |
Распределение полной массы на переднюю ось,кг | |
Распределение полной массы на заднюю ось,кг | |
Нагрузка на седло, кг | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | |
ABS/ASR | есть |
Мощность двигателя, кВт (л.с) | 294 (400) |
Топливный бак, л | |
Расход топлива л/100км | 42,1 |
3) Техническая характеристика DAF-FT XF95
Рис 2.2.5.Общий вид тягача DAF-FT XF95
Рис.2.2.6. Схематическое изображение DAF-FT XF95
Шасси седельного тягача с пневматической подвеской. Электронная система управления двигателем UPEC. Двигатель имеет моторный тормоз. Передние и задние оси имеют дисковые тормоза. Тормозная система имеет электронное управление.
Таблица 2.2.3.
Весовые параметры DAF-FT XF95
Весовые параметры | |
Масса в снаряженном состоянии, кг | |
В том числе на переднюю ось,кг | |
Допустимая нагрузка на ССУ, кг | |
Полная масса автопоезда,кг |
Таблица 2.2.4.
Техническая характеристика DAF-FT XF95
Общие технические данные | |
Колесная формула | 4x2/2 |
Кабина | 2-х местная+2 спал |
Максимальная скорость, км/ч | 85 с огр. |
Радиус поворота, м | 8,5 |
Коробка передач | Мех. 12/16 ступ. |
Расход топлива, л | 195 г./кВт.ч |
Емкость топливного бака, л | 430/560/870 |
Шины | 295/R 22,5 |
Тип двигателя | Диз. DAF ХЕ315С (Евро-3) |
Объем, л | 12,6 |
Мощность, кВт (л.с.) | 315(428) |
Крутящий момент, Н/м |