Процедура помещения товаров и транспортных средств на склад временного хранения

В соответствии с п.5 ст. 362 Таможенного кодекса РФ (далее -ТК РФ), проверка товаров таможенными органами может осуществляться только в зонах таможенного контроля. При этом такие зоны могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с ТК РФ.

О некоторых случаях помещения товаров на СВХ по инициативе таможенного органа говорится в ст. 118 ТК РФ (помещение товаров, запрещенных к ввозу; товаров, изъятых или на которые наложен арест при проведении специальной таможенной ревизии; товаров, незаконно ввезенных в РФ, и обнаруженных таможенными органами на таможенной территории РФ). Поскольку здесь законодатель прямо предусматривал некую противоправную природу появления товара на территории России, то соответственно и возмещение затрат по хранению этих товаров владельцам СВХ осуществляется за счет лиц, действия которых, так или иначе, способствовали нарушению таможенных правил. Также о праве таможенных органов принимать решение о принудительном помещении транспортного средства на территорию СВХ или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, речь идет в ст. 410 ТК РФ. Особо следует отметить, что диспозицией статьи предусматривается остановка транспортных средств вне зоны таможенного контроля. Решение о направлении на СВХ допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему транспортным средством.

Когда каждая из сторон правоотношений: перевозчик –владелец СВХ, опираясь на законодательство, отстаивает свою правовую позицию и свои экономические интересы. Платить или не платить за хранение на территории СВХ транспортного средства с товаром, находящимся под таможенным контролем, и оплачивать ли погрузочно-разгрузочные работы, производимые на СВХ в связи с досмотром?

Таким образом, следует разграничивать ситуации помещения товара на СВХ. В одних случаях эти действия осуществляются по прямому властному предписанию таможенного органа с целью проведения досмотра. В других случаях это осуществляется как завершение перевозки и прибытие в таможню назначения с целью проведения завершающих таможенных процедур по доставке товара. В этом случае, инициатором помещения товара на СВХ является перевозчик.

Для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.

Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, представившему документы, подтверждение о регистрации документов.

Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца.

По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок.

Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца.

На практике организации-грузополучатели редко стремятся к продлению срока хранения товара, так как стоимость хранения на СВХ высокая.

Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение

Об основаниях и порядке помещения транспортных средств и товаров на СВХ говорится в Инструкции[6] о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории РФ автомобильным транспортом, утвержденной приказом ГТК РФ от 18.12.2003 № 1467.

. При регистрации сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет представленные документы и сведения, в том числе:

- о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;

- о наименовании, а также о кодах товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системой описания и кодирования товаров на уровне не менее первых четырех знаков;

- о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

- о наличии товаров, ввоз которых запрещен или ограничен.

Если документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик сообщает таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов, или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме. Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах установленных Инструкцией сроков (не более 10 минут, п.10), уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано запросить недостающие документы и сведения в произвольной письменной форме для представления в пределах срока, установленного статьей 170 ТК ТС (срок временного хранения товаров, как правило - до двух месяцев).

При этом по желанию перевозчика товары и транспортные средства могут быть:

- подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов (с указанием номера соответствующего акта в графе 8 журнала регистрации сообщений о прибытии);

- размещены на отдельной площадке в зоне таможенного контроля (ЗТК), расположенной на территории автомобильного пункта пропуска, для представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение текущей рабочей смены (срок не более 8 часов).

Владелец СВХ размещает на складе товар и транспортное средство, и, руководствуясь положениями гражданского законодательства (ст. 887 и ст. 907 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ) заключает с перевозчиком (собственником груза) договор в простой письменной форме, предусматривающий уплату вознаграждения за хранение (ст. 896 ГК РФ).

В процессе прохождения мной практики я сталкивалась со случаями прибытия на СВХ грузов и транспорта, не обеспеченных всеми необходимыми документами для регистрации прибытия. В частности, на СВХ прибыл автомобиль с грузом «шины для транспортных средств, используемых в сельском и лесном хозяйстве», страна происхождения Чехия, код ТНВЭД 4011920000. В документах, пришедших с грузом, не было указания на массу груза. Транспортное средство было помещено до конца рабочей смены на площадку в зоне таможенного контроля, пока представитель грузополучателя не привез отгрузочные листы и ТТН на груз.

Заключение

В процессе прохождения практики мною были изучены:

- законодательные и организационные основы деятельности склада временного хранения;

- юридический статус владельца СВХ;

- правила помещения товаров и транспортных средств на СВХ;

- правила хранения товаров на СВХ;

- договорные взаимоотношения между СВХ и собственником товаров и транспортных средств, помещаемых на хранение.

Я изучила пакет документов, предъявляемых в органы таможенного контроля для регистрации прибытия, а также владельцу СВХ для регистрации и учета размещенных на складе товаров и ТС.

Также я ознакомилась с работой и функциями таможенного брокера, изучила процедуру таможенного оформления товара.

В целом прохождение практики помогло мне реализовать полученные в ВУЗе знания, освоить работу с необходимыми в моей профессии документами.

Я получила много полезной информации о правовых основах внешнеэкономической деятельности, получила представление о документообороте по сделкам импорта.

Знания и навыки, полученные на практике, буду полезны мне в дальнейшей работе по специальности.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации,1994, № 32, ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05 апреля 2010 № 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. от 16.04.2010)// источник: информационно-правовая система «Консультант+»

4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) // Российская газета, N 269, 29.11.2010

5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 03 ноября 2010 г. № 292-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1

6. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) "О таможенном тарифе" // "Российская газета", N 107, 05.06.1993

7. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 (ред. от 08.12.2010) "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5341

8. Приказ ФТС РФ от 01.09.2006 N 829 (ред. от 23.12.2009) "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2006 N 8329) // "Российская газета", N 220, 03.10.2006

9. Приказ ГТК РФ от 18.12.2003 N 1467 (ред. от 11.01.2010) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом" (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.04.2010) // Таможенные ведомости", N 4, 2004

10. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп.// М.: ИКД Зерцало, 2008

Приложение 1

Схема организационной структуры ОАО «Совтрансавтоэкспедиция»

Процедура помещения товаров и транспортных средств на склад временного хранения - student2.ru

Приложение 2

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалисту по таможенному оформлению

Общие положения

1.1 Специалист по таможенному оформлению относится к категории специалистов.

1.2 На должность:

- специалиста по таможенному оформлению назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «таможенное дело» без предъявления требований к наличию стажа работы либо высшее образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет; наличие квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; прохождение курсов повышения квалификации специалистов по таможенному оформлению один раз в три года;

- специалиста по таможенному оформлению II категории - лицо, имеющее высшее образование по специальности «таможенное дело» и стаж работы в должности специалиста по таможенному оформлению не менее 3 лет; наличие квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; прохождение курсов повышения квалификации специа­листов по таможенному оформлению один раз в три года;

- специалиста по таможенному оформлению I категории - лицо, имеющее высшее образование по специальности «таможенное дело» и стаж работы в должности специалиста по таможенному оформлению II квалификационной категории не менее 3 лет; наличие квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; прохождение курсов повышения квалификации специалистов по таможенному оформлению один раз в три года.

1.3 В своей деятельности специалист по таможенному оформлению руководствуется:

1.3.1 нормативными правовыми актами, другими руководящими материалами и документами по вопросам выполняемой работы;

1.3.2 приказами и распоряжениями руководителя организации;

1.3.3 уставом организации;

1.3.4 настоящей должностной инструкцией.

1.4 Специалист по таможенному оформлению должен знать:

1.4.1 нормативные правовые акты, другие руководящие материалы и документы, регламентирующие порядок таможенного оформления и условия перемещения товаров (вещей) через таможенную границу;

1.4.2 меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

1.4.3 права, обязанности и ответственность таможенного агента (посредника), декларанта;

1.4.4 правила осуществления валютного контроля в таможенных целях;

1.4.5 меры ответственности за преступления и правонарушения в сфере таможенного дела;

1.4.6 таможенные режимы;

1.4.7 порядок декларирования, формы и виды таможенных деклараций;

1.4.8 порядок заполнения таможенных документов;

1.4.9 классификацию товаров для таможенных целей в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ;

1.4.10 виды таможенных платежей, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей;

1.4.11 правила определения таможенной стоимости товаров, а также страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу;

1.4.12 порядок расчетов с таможенными органами;

1.4.13 правила ведения установленной отчетности;

1.4.14 основы экономики, организации труда, психологии и культуры делового общения;

1.4.15 правила пользования современными средствами вычислительной техники и прог­раммным обеспечением при таможенном оформлении;

1.4.16 основы трудового законодательства;

1.4.17 правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

1.4.18_____________________________________________________________________.

1.5 Специалист по таможенному оформлению подчиняется непосредственно _____________.

1.6 В случае временного отсутствия специалиста по таможенному оформлению (болезнь, отпуск, командировка и пр.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке работник, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.7__________________________________________________________________________.

Должностные обязанности

Специалист по таможенному оформлению осуществляет следующие обязанности:

2.1 Выполняет работу по оформлению документов на товары, перемещаемые через таможенную границу, а также совершает иные действия, необходимые для производства таможенного оформления.

2.2 Проверяет достоверность сведений о перемещаемых товарах, указанных в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах.

2.3 Производит декларирование товаров в соответствующем таможенном режиме на основании сведений, содержащихся в товаросопроводительных и иных документах.

2.4 Определяет код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ.

2.5 Выбирает метод определения таможенной стоимости, подлежащий применению.

2.6 Осуществляет расчет таможенной стоимости в соответствии с избранным методом.

2.7 Исчисляет и производит расчет таможенных платежей, подлежащих уплате.

2.8 Определяет виды налогов, которыми облагается товар, исчисляет налоги, подлежащие уплате.

2.9 Определяет страну происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу.

2.10 Применяет тарифные преференции, налоговые льготы.

2.11 Ведет делопроизводство и установленную отчетность, обрабатывает информацию с помощью современных средств вычислительной техники и программного обеспечения.

2.12 Оказывает консультационные услуги по вопросам таможенного оформления.

2.13_____________________________________________________________________.

Права

Специалист по таможенному оформлению имеет право:

3.1 Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.

3.2 Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3 Сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению в пределах своей компетенции.

3.4 Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для осуществления своих должностных обязанностей и прав.

3.5 Привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации.

3.6 Требовать от администрации организации оказания содействия в осуществлении его должностных обязанностей и прав.

Ответственность

Специалист по таможенному оформлению несет ответственность:

4.1 За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

4.2 За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.3 За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

4.4_________________________________________________________.

Приложение 4

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения

1) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

2) расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости;

3) наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам;

4) ограждение прилегающей территории, указанной в части 2 настоящей статьи. Если технологические особенности функционирования склада временного хранения делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, то по решению таможни указанная территория может быть обозначена в порядке, установленном для обозначения зон таможенного контроля;

5) ограждение либо обозначение на местности открытой площадки, если она используется в качестве склада временного хранения (учитывая специфику склада в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения);

6) территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;

7) наличие на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения (если на указанном складе предполагается хранение таких товаров);

8) наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения;

9) обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации. Тип технических средств для проведения радиационного контроля, критерии принятия решений об их необходимости и о количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

10) наличие досмотровой рентгеновской техники, необходимость и количество которой таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом. Тип досмотровой рентгеновской техники, критерии принятия решений о ее необходимости и количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

11) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;

12) наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;

13) наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники;

14) обеспечение возможности передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на складе временного хранения, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на складе временного хранения;

15) наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника);

16) наличие электронной системы размещения и учета товаров (для складов временного хранения, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенными органами, и позволяющей таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках, а также проведение осмотров, измерений, пересчетов, взвешивания товаров работниками склада и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций;

17) склад временного хранения открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей;

18) склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории;

19) склад временного хранения не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации,1994, № 32, ст. 3301.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05 апреля 2010 № 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340

[3] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. от 16.04.2010)// источник: информационно-правовая система «Консультант+»

[4] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 03 ноября 2010 г. № 292-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1

[5] Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) // Российская газета, N 269, 29.11.2010

[6] Приказ ГТК РФ от 18.12.2003 N 1467 (ред. от 11.01.2010) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом" (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.04.2010) // Таможенные ведомости", N 4, 2004

Наши рекомендации