Пересечения с инженерными коммуникациями
6.4.1 Пересечения автомобильных дорог c подземными и надземными коммуникациями следует выполнять в соответствии с требованиями ТНПА на проектирование этих сооружений.
6.4.2 Прокладка инженерных коммуникаций под земляным полотном, кроме мест их пересечений с дорогами, не допускается.
6.4.3 Расстояние по горизонтали от бровки обочины дороги до основания опор надземных коммуникаций должно быть не менее высоты опоры плюс 5 м.
Опоры воздушных линий электропередачи, воздушных линий связи в стесненных условиях, создаваемых застройкой, наличием других инженерных коммуникаций, рельефом, допускается располагать на меньшем удалении, при этом расстояние по горизонтали должно быть, м, не менее:
- при пересечении от любой части опоры до подошвы насыпи (дна кювета):
для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий:
– при напряжении до 220 кВ – 5;
– то же 330-500 кВ – 10;
для дорог остальных категорий:
– при напряжении до 20 кВ – 1,5;
– то же 35-220 кВ – 2,5;
– « 330-500 кВ – 5;
- при параллельном следовании от крайнего провода при неотклоненном положении до бровки обочины:
– при напряжении до 20 кВ – 2;
– то же 35-100 кВ – 4;
– « 150 кВ – 5;
– « 220 кВ – 6;
– « 230 кВ – 8;
– « 500 кВ – 10.
6.4.4 Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий связи до проезжей части дорог должно быть, м, не менее:
– для радиолиний 1 класса – 6
– для прочих линий связи – 5,5
Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий электропередачи до проезжей части дорог следует принимать по таблице 18.
6.4.5 В местах пересечений с воздушными линиями электропередачи напряжением св. 330 кВ и с магистральными трубопроводами с рабочим давлением св. 25 МПа на автомобильных дорогах необходимо предусматривать установку дорожных знаков, запрещающих остановку транспортных средств в охранной зоне этих коммуникаций.
6.4.6 Охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, м:
- при напряжении до 20 кВ включ. - 10;
- то же 35 кВ « - 15;
- « 110 кВ « - 20;
- « 220 кВ « - 25;
- « 500 кВ « - 30;
- « 750 кВ « - 40;
Таблица 18
Напряжение линии электропередачи, кВ | Расстояние, м |
До 1 включ. | 6 – для автомобильных дорог III – VI категорий |
То же | 7 - для автомобильных дорог I - II категорий |
Св. 1 до 110 включ. | |
« 110 « 150 « | 7,5 |
« 150 « 220 « | |
« 220 « 330 « | 8,5 |
« 330 « 500 « | |
« 500 « 750 « | |
Примечание – Расстояние определяется при наивысшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра. |
6.4.7 В охранной зоне воздушных линий электропередачи напряжением 1 кВ, магистральных газопроводов с рабочим давлением св. 1,2 МПа, магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (в соответствии со СНиП 2.05.06) запрещается размещать автобусные остановки, стоянки и площадки для отдыха.
Земляное полотно
Общие положения
7.1.1 Земляное полотно следует проектировать с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по устройству полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды, при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.
Правила проектирования земляного полотна изложены в П2 к СНиП 2.05.02.
7.1.2 Земляное полотно проектируют в виде насыпей и выемок. Оно включает следующие элементы:
- верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
- нижнюю часть насыпи (часть полотна, располагающуюся ниже рабочего слоя);
- откосные части насыпи или выемки;
- основание насыпи (массив грунта, на поверхности которого возводится насыпь);
- основание выемки (массив грунта ниже границы рабочего слоя);
- устройства для поверхностного водоотвода;
- устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
- поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, оползней и т. п.).
7.1.3 Природные условия района строительства дороги характеризуются комплексом погодно-климатических факторов с учетом деления территории Республики Беларусь на три дорожно-климатических района в соответствии с приложением А.
7.1.4 Внутри районов, в зависимости от рельефа, почвенно-грунтовых, геологических и гидрологических условий, выделяют участки местности по характеру и степени увлажнения делящиеся на три типа, признаки которых приведены в таблице Б.1 (приложение Б).
7.1.5 При проектировании земляного полотна следует применять типовые или индивидуальные решения.
Индивидуальные решения, а также привязку типовых решений следует применять при соответствующих обоснованиях и выполнении расчетов устойчивости:
- для насыпей и выемок с высотой откоса более 12 м;
- для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;
- для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 5 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
- для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях ;
- при использовании для насыпей грунтов повышенной влажности;
- при возвышении низа дорожной одежды над расчетным уровнем воды менее указанного в таблице 19;
- при сооружении насыпей на просадочных грунтах;
- для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;
- для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;
- для выемок с высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в местах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;
- для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;
- для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития оползневых явлений, оврагов;
- при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;
- при проектировании периодически затопляемых дорог при пересечении водотоков.
Индивидуально следует также проектировать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжений земляного полотна с мостами и путепроводами.
Грунты
7.2.1 Классификация грунтов, используемых в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию в природном залегании, набуханию и просадочности принимается в соответствии с СТБ 943.
Грунты для верхней части земляного полотна дополнительно классифицируются по составу, степени набухания, степени просадочности и склонности к морозному пучению в соответствии с таблицами Б.2 – Б.7 (приложение Б). Грунты для сооружения насыпей подразделяются по степени увлажнения в соответствии с таблицей Б8 (приложение Б). При этом к грунтам с допустимой влажностью следует относить грунты, влажность которых соответствует требованиям таблицы Б.9 (приложение Б).
7.2.2 К особым грунтам следует относить: торфяные и заторфованные; сапропели, илы; лессы; мергели; глинистые мергели и мергелистые глины; трепел; тальковые и пирофиллитовые; дочетвертичные глинистые грунты, черноземы; техногенные грунты (отходы промышленности).
7.2.3 К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с показателем текучести св. 0,5.
7.2.4 К дренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.
7.2.5 Пески со степенью неоднородности менее 4 (по СТБ 943), а также мелкие пески с содержанием частиц размером 0,10-0,25 мм не менее 90% по массе следует относить к однородным.