Основные типы специализированного подвижного состава
Тип | Вид | Основные особенности |
Фургоны | Универсальный Специализированный Изотермический Рефрижератор Электроновоз | Для перевозки различных грузов, требующих только защиты от внешних воздействий Для перевозки одного вида груза (мебель, хлеб и т. д.) С повышенной изоляцией от внешней среды для сохранения температурного режима перевозки груза Поддерживает заданный температурный режим перевозки грузов в диапазоне: FR-A: до 0 °С FR-B: от 0 до -10 °С FR-C: от 0 до -20 °С CR-А: от -10 до +12 °С CR-В: от -20 до +12 °С Для перевозки электронной техники с особо мягкой подвеской и усиленной внешней изоляцией |
Самосвалы | Универсальный Строительный Сельскохозяйственный Карьерный | Для перевозки различных навалочных грузов С разгрузкой на три стороны и герметичным кузовом С повышенным объемом кузова и проходимостью С усиленным кузовом |
Цистерны | Для жидких грузов Для сыпучих грузов Для газообразных грузов | Специализированы по видам груза (топливо, молоко и т. д.) То же |
Панелевозы | Хребтовые Кассетные Платформенные | Имеют центральную раму для вертикального крепления панелей с небольшим уклоном к центральной оси Имеют каркасную раму для перевозки вертикально расположенных панелей Имеют специальную платформу для перевозки панелей в горизонтальном положении |
Лесовозы | С повышенной проходимостью и прицепом-роспуском | |
Фермовозы | С усиленной рамой для исключения прогиба и повышенных боковых нагрузок на перевозимые конструкции | |
Тяжеловозы | Многоосные транспортные средства для перевозки грузов, которые не могут быть перевезены на стандартном ПС |
Задача 1. Определить равноценное расстояние перевозки тарно-штучного груза при использовании бортового автомобиля ГАЗ-3307 (qф = 4 т) или автофургона с грузоподъемным бортом ГЭСА-3751 (qф = 3 т) при следующих условиях: vТ = 25 км/ч; β = 0,5; время погрузки-разгрузки бортового автомобиля вручную 56 мин, а специализированного — 30 мин; Спер = 4,5 р./км; Спост = 63 р./ч. Для специализированного автомобиля составляющие затрат больше на 0,5 р./км и 15 р./ч соответственно.
Решение.
1. Определяем изменение времени погрузки-разгрузки и изменение грузоподъемности:
tп-р = 56/60 = 0,93 ч; ∆tп-р = (56 - 30)/60 = 0,43 ч; ∆q = 4 - 3 = 1 т.
2. Определим равноценное расстояние:
по критерию равной производительности (формула (6.1))
lр = (4×0,43/1 - 0,93) × 25 - 0,5 = (1,73 - 0,93)×12,5 = 10 км;
по критерию равной себестоимости (формула (6.2))
Следовательно, если производительность автофургона ГЗСА-3751 выше бортового при протяженности груженой ездки в пределах 10 км, то себестоимость перевозок на нем будет ниже только при lе.г.< 9 км. При этом необходимо заметить, что в расчетах не учитываются затраты на ПРР, так как эти работы выполняются заказчиком.
Задача 2. Определить равноценное расстояние перевозки прессованного сена (р = 0,35 т/м3) автосамосвалом КамАЗ-5502 с кузовом объемом 15,7 м3 и тем же самосвалом с прицепом ГКБ-8527. Прицеп имеет такой же объем кузова, как и автосамосвал. Условия перевозки: β = 0,5; vT = 30 км/ч; tп-р = 0,5 ч. У автопоезда из-за плохих дорожных условий техническая скорость ниже на 20 км/ч, за счет большего фронта ПРР время погрузки-разгрузки больше не в 2 раза, а только на 0,25 ч.
Решение.
1. Определяем грузоподъемность автосамосвала
qф= Vр= 15,7×0,35 = 5,5 т.
Такую же грузоподъемность имеет прицеп, поэтому ∆q = 5,5 т. Равноценное расстояние, при котором производительности автосамосвала и автопоезда равны:
Таким образом, в заданных условиях автопоезд будет иметь большую производительность при расстояниях перевозки менее 3,75 км.