Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги

Курсовой проект

по дисциплине:

«Основы проектирования автомобильных дорог»

на тему: «Строительство автомобильной дороги

в Республике Марий Эл»

Выполнил: ст. гр. АД – 31

Руководитель: к.т.н., доцент 111

Очеева О. Г.

г. Йошкар-Ола

2013

Содержание

Введение. 4

1. Общая часть. 6

1.2. Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги. 6

2. Определение технических параметров автомобильной дороги. 13

2.1 Интенсивность движения. 13

2.2. Класс и техническая категория дороги. 15

2.3 Технические параметры поперечного профиля автомобильной дороги. 15

2.4. Технические параметры плана трассы и продольного профиля автомобильной дороги 15

3. План трассы.. 17

3.3. Расчет виража и уширения проезжей части на кривых. 26

4. Продольный профиль. 33

4.1. Построение черного профиля автомобильной дороги. 33

4.2. Определение отметок контрольных точек. 33

4.3. Проектирование продольного профиля. 34

5. Земляное полотно. 40

5.1. Расчет элементов поперечного профиля. 41

5.2. Определение характерных поперечных профилей по трассе автомобильной дороги. 43

6. Дорожная одежда. 44

6.1. Нормы на проектирование дорожной одежды.. 44

6.2. Конструирование дорожной одежды нежесткого типа. 48

6.3. Расчет дорожной одежды нежесткого типа. 49

7. Дорожный водоотвод. 72

7.1. Водопропускные трубы.. 72

7.2. Продольный водоотвод (водоотводные канавы – кюветы) 77

8. Технические средства организации дорожного движения. 82

8.1. Дорожные знаки. 82

8.2. Дорожные ограждения. 84

8.3. Направляющие устройства. 86

9. Проект организации строительства. 88

9.1. Пояснительная записка к проекту организации строительства. 89

Список литературы.. 92

Введение

Автомобильная дорога − объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, − защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Современные автомобильные дороги должны обеспечивать возмож­ность движения потоков автомобилей с высокими скоростями. Их проектируют и строят таким образом, чтобы автомобили могли реализовать свои динамические качества при нормальном режиме работы двигателя, чтобы на поворотах, подъемах и спусках авто­мобилю не грозили занос или опрокидывание. В течение всего года дорожная одежда должна быть прочной, противостоять ди­намическим нагрузкам, передающимся на нее при движении авто­мобилей, быть ровной и нескользкой.

Дороги должны обеспечивать безопасность автомобильного движения. Проложенные с учетом психофизиологических особен­ностей восприятия водителями дорожных условий, они должны предоставлять водителям всю необходимую информацию, как бы подсказывая им правильные режимы движения, обеспечивая вы­сокую пропускную способность и исключая возможность серьезных дорожно-транспортных происшествий.

Современные автомобильные дороги обслуживают массовые пассажирские и грузовые перевозки. Они стали местом повседнев­ной работы миллионов водителей, ими пользуются пассажиры автобусов и многочисленные туристы. Все это делает необходи­мым предъявлять к автомобильным дорогам столь же обязатель­ные высокие архитектурно-эстетические требования, как и к любому инженерному сооружению массового использования. По­стройка дорог должна сопровождаться созданием широкой сети предприятий, предназначенных для обслуживания как водителей и пассажиров, так и автомобилей (придорожных столовых, гости­ниц, а также станций технического обслуживания, автозаправоч­ных станций, моечных пунктов и других объектов). Все эти ком­плексы сооружений должны вводиться в действие одновременно со сдачей дороги в эксплуатацию.

Проект дороги должен также предусматривать организацию строительства с максимальным применением современных средств механизации.

Общая часть

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги

Рельеф

Территория Марий Эл является частью Восточно-европейской равнины. Наиболее возвышенные участки располагаются на северо-востоке республики. Отсюда наблюдается общий наклон поверхности к длине реки Волги. Вдоль ее тянется широкой полосой центральная низина с множеством озер, болот и рек. Над долиной Волги крутым уступом возвышается высокое Правобережье с глубокими оврагами и балками. Разница между высокими и низкими точками, находящимися на поверхности республики, достигает 225 метров. Сложность и разнообразие современных форм рельефа Марий Эл тесно связаны с геологическим строением ее территории.

Центральная низменность протянулась широкой полосой вдоль реки Волги. Преобладающие высоты 80-100 м (кроме речных долин). Эта песчаная равнина переходит в долину Волги, которая течет по южной ее границе. Слагающие низменность пески нагромоздились здесь в дюны (бугры) и гряды. Они сильно сглажены и заросли лесом. Низменность богата болотом, особенно междуречье Ветлуги, Большого Кундыша и Большой Кокшаги. Здесь они занимают междюнные понижения и представлены верховыми (моховыми) болотами. Вдоль многочисленных речек и рек здесь немало и низменных болот. Большинство озер расположено в этой части республики. Реки низменности, пересекающие равнину в очень мало разработанных узких долинах, имеют много стариц.

Растительность и почвы

Территория Марий Эл относится в основном к зоне хвойных и смешанных лесов южной тайги (Левобережье Волги) и только небольшая часть ее (Правобережье) относится к зоне лиственных лесов (дубрав) северной лесостепи.

Коренными лесообразующими породами лесов Левобережья является сосна и ель, дуб в своем распространении ограничен. Основной ландшафтный фон в природных комплексах лесной группы создается сосняками. На песчаных отложениях Марийской низменности произрастают сосняки. По типу болот территория республики относится к Ветлужско-Камской провинции эутрофных и олиготрофных сосново-сфагоновых торфяников. Наиболее широко распространены болота на территории Марийского полесья.

В земельном покрове республики особое место занимает растительность болот. Характерными растениями верхового болота являются мхи сфагнум, багульник, осока, росянка; растут кустарнички со съедобными плодами – клюква, голубика и т.д. В низменных болотах в восточной части республики растительный покров представлен черной ольхой и березой.

Почвенный покров Марийской низменности представлен песками, супесями и суглинками. Почвенный покров междуречных равнин составляют слаборазвитые, дерново-сильноподзолистые и дерново-среднеподзолистые и почвы зонального типа. В понижениях междуречных равнин - дерново-подзолистого - глееватыми, глеевыми и разностями торфно-болотных почв.

В почвенном покрове Предволжья преобладают зональные дерново-подзолистые почвы лесостепи, переходящие на юге в серые оподзоленные лесостепные, развитие лугово-болотных почв ограничено.

Интенсивность движения

(определение состава транспортного потока, определение среднегодовой суточной интенсивности движения, определение перспективной интенсивности движения)

Курган ВК

КВ Ванеево

Рис 2.1 Схема грузооборота

1. Используя данные приложения №4 по объему грузоперевозок на сети дорог Ванеево – Курган – Шиловка определяем объем грузовых перевозок.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru , т;

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

2. Далее определим интенсивность движения грузовых автомобилей по формуле:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - объем грузовых перевозок, т;

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - коэффициент недоучета перевозок, Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru =1,2

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - коэффициент, учитывающий наличие в транспортном потоке специальных машин, Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru =0,7

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - расчетное количество дней работы транспорта в году, Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru =365 дней

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - средняя грузоподъемность грузовых автомобилей, Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru =8 т/авт.

β – коэффициент использования пробега, который учитывает порожний пробег автомобиля, β = 0,8

γ – коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, γ = 0,85

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

3. Используя данные приложения 4, определим интенсивность легковых автомобилей.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - доля легковых автомобилей в транспортном потоке, %

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - доля грузовых автомобилей в транспортном потоке, %

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

4. Определяем интенсивность автобусов.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - доля автобусов в транспортном потоке, %

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

5. По полученным данным определяем полную интенсивность движения автомобилей на участке.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

6. Для назначения категории проектируемой дороги необходимо определить перспективную среднегодовую интенсивность движения.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - интенсивность движения, авт./сут.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - количество лет перспективного периода (в соответствии с п.1.7 СНиП 2.05.02-85* принимаем Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru =20 лет)

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru - коэффициент ежегодного прироста движения в соответствии с приложением 4 задания.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Полученные результаты сводим в таблицу.

Таблица 2.1

Определение категории дороги

Параметры Участок проектируемой дороги
Q, т
N, авт./сут.
Nперсп., авт./сут.
Расчетная скорость, км/ч
Категория дороги III

План трассы

В соответствии с выполненными расчетами и табл.1 СНиП 2.05.02–85*принимаем III категорию проектируемой дороги.

Также в соответствии с табл. 1 ГОСТ Р 52398 – 2005 и заданием на разработку курсового проекта класс проектируемой автомобильной дороги принимаем обычного типа (нескоростная дорога).

Таблица 3.1

Технические параметры поперечного профиля автомобильной дороги

Техн. параметр Ед. измер. СНиП 2.05.02-85*
значение ссылка
Число проезжих частей - -
Число полос движения - Табл. 4
Ширина полосы движения м 3.5 Табл. 4
Ширина проезжей части м Табл. 4
Ширина обочины м 2.5 Табл. 4
Наименьшая ширина КУП м 0,5 Табл. 4
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе м - Табл. 4
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения м - Табл. 4
Ширина земляного полотна м Табл. 4
Поперечные уклон проезжей части П. 4.15
Поперечный уклон обочины П 4.16

Тормозной путь – это путь, проходимый автомобилем с момента срабатывания тормозов до полной его остановки.

ST = υ2э/(2*g*(φ + f + i)), (м) (3.1)

Где: υ = 100 км/ч = 27,78 м/с – расчетная скорость;

Кэ = (1,1 – 2,0) – коэффициент эффективности торможения;

φ = (0,7 – 0,8) – коэффициент тормозной силы;

f = (0,014 – 0,018) – коэффициент трения-качения;

I = 0 – уклон трассы.

ST = (27,782*1,1)/(2*9,8*(0,8 + 0,018 + 0)) = 48,13 (м).

Продольный профиль

Земляное полотно

Земляное полотно следует проектировать с учетом категории автодороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, способов производства работ по возведению земляного полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий.

Земляное полотно (ЗП) включает следующие элементы:

верхнюю часть ЗП (рабочий слой) – часть полотна, располагающаяся в пределах ЗП от низа дорожной одежды (ДО) на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части; тело насыпи (с откосными частями);

основание насыпи – массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при низких насыпях – и ниже границы рабочего слоя;

основание выемки – массив грунта ниже границы рабочего слоя;

откосные части выемки;

устройства для поверхностного водоотвода;

устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);

поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты ЗП от опасных геологических процессов (эрозии, селей, лавин, оползней и т.п.).

При проектировании автодорог I – V категорий во II – V дорожно-климатической зоне следует руководствоваться наиболее характерными типовыми решениями (типовыми поперечными профилями), применяемых на устойчивых естественных основаниях в равнинной, пересеченной, горной местности или в толще косогоров, а также в районах болот, засоленных грунтов, подвижных песков и т.д.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 суток) стоящих поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 суток) стоящих поверхностных вод должно соответствовать требованиям табл. 21

Дорожная одежда

Исходные данные.

1) Дорожно-климатическая зона: 2, 2 подзона;

2) Категория дороги: 3;

3) Грунт рабочего слоя земляного полотна: суглинок лёгкий пылеватый, уплотненный до коэффициента стандартного уплотнения 1;

4) Схема увлажнения рабочего слоя зем.полотна: 1;

5) Требуемый уровень надёжности: Кн = 0,90;

6) Тип покрытия: капитальный;

7) Конструктивные слои дорожной одежды представлены в таблице:

Таблица 6.4.

N Материал слоя Толшина слоя, см Модуль упругости,Мпа
Асфальтобетон плотный из горячей мелкозернистой смеси, тип Б, марки II на БНД 90/130, ГОСТ 9128-97
Асфальтобетон пористый из горячей крупнозернистой смеси, марки II на БНД 90/130, ГОСТ 9128-97
Щебень марки М1200, ГОСТ 25607-94
Щебень марки М400, ГОСТ 25607-94
Песок мелкий по ГОСТ 8736-95
Грунт - суглинок пылеватыи по ГОСТ 25100-95 - 39,6

Расчет дренирующего слоя.

Полную толщину дренирующего слоя (в метрах), работающего по принципу осушения с периодом запаздывания отвода воды, достаточную для временного размещения в его порах поступающей в конструкцию в начальный период ее оттаивания воды, определяют по формуле:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (6.1)

где Тзап – средняя продолжительность запаздывания начала работы водоотводящих устройств, принимаемая для II дорожно-климатической зоны равной 4-6 сут (большее значение - для мелких песков);

n – пористость материала в долях единицы (0.36);

φзим - коэффициент заполнения пор влагой в материале дренирующего слоя к началу оттаивания (табл.5.6 ОДН 218.046-01), для песка с пористостью n = 0.36 равен 0.4;

hзап - дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала (для песков мелкой крупности 0,2 м);

qp - расчетное значение воды, поступающей за сутки:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (6.2)

qp = 3 * 1,5 * 1*1*0.1 / 1000 = 0,0045, [м Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ruПриродно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru ],

где q - осредненное (табличное) значение притока воды в дренирующий слой при традиционной конструкции дорожной одежды, отнесенное к 1 м2 проезжей части, м32 (по табл.5.3 ОДН 218.046-01), q = 3 м32;

Кп - коэффициент «пик», учитывающий неустановившийся режим поступления воды из-за неравномерного оттаивания и выпадения атмосферных осадков (табл.5.4 ОДН 218.046-01), Кп = 1,5;

Кг - коэффициент гидрологического запаса, учитывающий снижение фильтрационной способности дренирующего слоя в процессе эксплуатации дороги (табл.5.4 ОДН 218.046-01), Кг = 1;

Квог - коэффициент, учитывающий накопление воды в местах изменения продольного уклона, определяемый при одинаковом направлении участков профиля у перелома по номограмме рис.5.3 ОДН 218.046-01, Квог = 1;

Кр - коэффициент, учитывающий снижение притока воды при принятии специальных мер по регулированию водно-теплового режима (табл.5.5 ОДН 218.046-01), Кр = 1.

hn = ((0.0045 * 6 / 0.36) + 0.3 * 0.2) / (1 – 0.4) = 0.23 м = 23 см.

Полная толщина дренирующего слоя, работающего по принципу поглощения, определяется по формуле:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (6.3)

где Q - расчетное количество воды в л/м2, накапливающейся в дренирующем слое за весь расчетный период (табл.5.3 ОДН 218.046-01 = 35 л/м2);

hn = ((35 /(1000 * 0.36)) + 0.3 * 0,2) / (1 – 0.4) = 0.26 м = 26 см.

Работа на осушение:

hn =hнас+hзап

q’= qp*B/2=0.0045*7/2=0.016 м3/м -т.к. двухскатный поперечный профиль.

В- ширина проезжей части,м

Кф=3м/сут – коэффициент фильтрации

Затем находим отношение q’/ Кф для того что бы найти по номограмме отношение 3,5 hнас/L

q’/ Кф =0.0053

3,5 hнас/L=0.033

hнас=0.033*3.5/3.5=0.033

hn =0.20+0.033=0.23м=23см

Принимаю толщину песка hn = 26 см

Расчет на морозное пучение.

В районах сезонного промерзания грунтов земляного полотна при неблагоприятных грунтовых и гидрологических условиях, наряду с требуемой прочностью и устойчивостью должна быть обеспечена достаточная морозоустойчивость дорожных одежд.

Конструкцию считают морозоустойчивой, если соблюдено условие

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru , (6.4)

где lпуч - расчетное (ожидаемое) пучение грунта земляного полотна;

lдоп - допускаемое для данной конструкции пучение грунта (табл.4.3 ОДН 218.046-01)

lдоп = 4 (капитальный тип дорожной одежды).

При предварительной проверке на морозоустойчивость величину возможного морозного пучения следует определять по формуле:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (6.5)

где lпуч.ср - величина морозного пучения при осредненных условиях, определяемая по рис.4.4 ОДН 218.046-01 в зависимости от толщины дорожной одежды (включая дополнительные слои основания), группы грунта по степени пучинистости (табл.4.1 ОДН 218.046-01) и глубины промерзания (Zпр);

Zпр = Zср * 1.38 = 1.62 * 1.38 = 2,23 (м) (6.6)

Zср - средняя глубина промерзания для данного района, устанавливаемая при помощи карт изолиний (рис.4.4 ОДН 218.046-01).

КУГВ – коэффициент, учитывающий влияние расчетной глубины залегания уровня грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод (Hγ) (рис.4.1 ОДН 218.046-01); при отсутствии влияния грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод следует принимать: для супеси тяжелой и пылеватой и суглинка КУГВ = 0,53; для песка и супеси легкой и крупной КУГВ = 0,43;

Кпл – коэффициент, зависящий от степени уплотнения грунта рабочего слоя (табл.4.4 ОДН 218.046-01) Кпл = 0,8;

Кгр – коэффициент, учитывающий влияние гранулометрического состава грунта основания насыпи или выемки (табл.4.5 ОДН 218.046-01) Кгр = 1.3;

Кнагр – коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от собственного веса вышележащей конструкции на грунт в промерзающем слое и зависящий от глубины промерзания (рис.4.2 ОДН 218.046-01) Кнагр = 0.865;

Квл – коэффициент, зависящий от расчетной влажности грунта (табл.4.6 ОДН 218.046-01) = 1.14.

Расчетная влажность грунта:

Расчет ведется в соответствии с прил2 ОДН 218,046-01

Wp = (Wтаб+∆1W-∆2W)(1+0.1t)-∆3 (6.7)

Wср – среднее многолетнее значение относительной влажности грунта (т. П.2.1 ОДН 218.046-01) = 0.67;

t – коэффициент нормируемого отклонения (т. П.4.2 ОДН 218.046-01) = 1.32;

1W – поправка на особенности рельефа территории (ОДН 218,046-01 табл П,2,1)=0

2W – поправка на конструктивные особенности проезжей части и обочин(ОДН 218,046-01 табл П,2,3)=0,02

3 – поправка на влияние суммарной толщины стабильных слоев дорожной одежды(ОДН 218,046-01 рис П,2,1)=0

Wp =0,74

При глубине промерзания дорожной конструкции от 2 до 3 метров lпуч.ср вычисляется по формуле:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (6.8)

где lпуч.ср.2.0 - величина морозного пучения при Zпр = 2,0 м при толщине дорожной одежды h = 0.89 м (с учетом поправки на дренирующий слой) по рис.4.3. гр.3 ОДН 218.046-01 (линия V) принимается равным 8.1 см;

a= 1,0; b= 0,16; c= 2,0 при 2,0< Zпр < 2,5;

lпуч.ср = 8.1 * |1 + 0.16 * (2.23 – 2)| = 8.3 см

lпуч = 8.3 * 0.53 * 0.8 * 1.3 * 0.865 * 1.14 = 4.51 см

lпуч ≤ lдоп

4.51< 4

Условие не выполнено, требуется устройство морозозащитного слоя!!!

Расчет на упругий прогиб.

Таблица 6.7.

Наименование слоя Толщина слоя, см Е, Мпа Отношение Ен/Ев Отношение h/D Коэффициент a Общий модуль упругости, Мпа
Асфальтобетон плотный из горячей мелкозернистой смеси, тип Б, марки III на БНД 90/130, ГОСТ 9128-97 0,08 0,11 0,10 241,10
Асфальтобетон пористый из горячей крупнозернистой смеси, марки II на БНД 90/130, ГОСТ 9128-97 0,10 0,16 0,14 193,48
Щебень марки М1200, ГОСТ 25607-94 0,33 0,27 0,42 145,98
Щебень марки М400, ГОСТ 25607-94 0,13 0,49 0,26 115,90
Песок мелкий по ГОСТ 8736-95 0,40 0,70 0,60 60,00
Грунт - суглинок пылеватыи по ГОСТ 25100-95 - 39,6 - - - -

Kпр = Eобщ / Eтр = 241.10 / 200 = 1,20

Требуемый минимальный коэффициент прочности по упругому прогибу 1.1. Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.

Дорожный водоотвод

Водопропускные трубы

Гидрологический расчет

При расчете отверстия водопропускной трубы необходимо знать максимальный расход воды, т.е. максимальное количество воды, которое будет протекать через отверстие в единицу времени.

Расход определяется по формулам, одним из главных компонентов которых является водосборная площадь бассейна. Конфигурация и площадь водосборного бассейна определяется рельефом местности; границами водосборного бассейна служат водосборные линии.

1. Расчетный максимальный расход воды весеннего половодья.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

К0 – коэффициент дружности половодья (табл.9.5 Бабков, Андреев "АД"), принимаем 0,01.

n – показатель редукции (табл.9.5 Бабков, Андреев "АД"), принимаем 0,17.

F – площадь водосбора.

h% - расчетный слой суммарного стока с ВП p%.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.2)

hp% – модульный коэффициент (рис.9.6 Бабков, Андреев "АД"), принимаем 3,0.

p – вероятность превышения (табл.3 СНиП 2.05.03-84), принимаем 2% для 3-й категории.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru – осредненный слой стока (рис.9.4 Бабков, Андреев "АД"), принимаем 110.

δ1 – коэффициент залесенности, принимаем 1.

δ2 – коэффициент заболоченности, принимаем 1.

2. Расчетный максимальный расход воды ливневых дождей.

Интенсивность ливня – количество осадков, выпавших за единицу времени в мм.

Интенсивность ливня важная характеристика дождя и вся территория РФ разбита на 10 ливневых районов. Для каждого ливневого района известна расчётная интенсивность ливня продолжительностью 1 час.

Объём воды на водосборной площади F, образовавшийся за 1 секунду, будет равен с учётом размерностей:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.3)

Где:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru – расчетная интенсивность ливня.

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.4)

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru – интенсивность ливня продолжительностью 1 час: 0,52 мм/мин;

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru – коэффициент редукции часовой интенсивности ливня, принимаем 1,32;

α – расчётный коэффициент склонового стока, принимаем 0,74 мм/мин;

φ – коэффициент редукции максимального дождевого стока, устанавливаемый по показателю степени редукции:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.5)

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.6)

Гидравлический расчет

При выборе режима работы трубы следует учитывать, что наиболее безопасный – безнапорный режим (режим, при котором подпор перед трубой меньше высоты при выходе, либо превышает не более 20%).

На всем протяжении трубы вода имеет свободную поверхность. Глубина воды перед трубой не должна превышать 1.2d.

Пропускная способность трубы в безнапорном режиме работы определяется по формуле:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.7)

Где:

φб – коэффициент скорости для всех типов оголовков кроме обтекаемого, обеспечивающего протекание воды по напорному режиму воды 0,82-0,85.

α
β
d
H/2
Рис.7.1 Схема трубы
H – глубина подпора воды перед трубой.

g – ускорение свободного падения (9.8 м/с2)

ωC – площадь сечения потока в трубе:

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru , м2 (7.8)

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.9) Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru (7.10)

Метод подбора: задаёмся значением диаметра d и вычисляем расход воды в зависимости от подпора воды перед трубой H и d, при условии H ≤ 1.2d; сводим в таблицу и строим график, уже по нему определяем какой диаметр нам нужен.

Составим таблицу для диаметра 1.6 м:

Таблица 7.1

Значения расхода воды в зависимости от глубины подпора воды

d, м H, м ωC α β Q
1,6 0,2 0,05 0,06
Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru 2 1,6 0,4 0,15 0,25
1,6 0,6 0,26 0,54
Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru 4 1,6 0,8 0,39 0,95
1,6 1,09 0,60 1,69
Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru 6 1,6 1,2 0,69 2,03
1,6 1,4 0,85 7,2 2,69
Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru 8 1,6 1,6 1,01 3,42

Так как Qрасч = 0,69 м3/с, то принимаем устройство одноочковой трубы d = 1.6 м

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Для Q=0,69 м3/с глубина подпора воды перед трубой H = 1,09 м.

H=0,54 м < Hmax=1.2·1.6=1.68 м.

Условие выполняется, принимаем одноочковую водопропускную трубу диаметром d=1.6 м.

Проектирование кюветов

При проектировании автомобильных дорог наименьший продольный уклон водоотводных канав (кюветов) назначают не менее 3‰.

В нормативных документах для мелиоративного строительства продольный уклон принимают ≥ 1‰.

При водонепроницаемых грунтах и малоудовлетворительных условиях поверхностного стока боковым канавам придают трапе­цеидальное сечение с шириной по дну 0,4 м и глубиной обычно 0,7—0,8 м (до 1—1,2 м как максимум), считая от бровки насыпи. Откосам канав в выемках придают крутизну 1:1,5, а у насыпей внутренний откос канав имеет крутизну 1:3.

Если земляное полотно возводят в сухих местах с обеспечен­ным быстрым стоком поверхностных вод, а грунтовые воды распо­ложены глубоко, боковые канавы устраивают треугольного сече­ния глубиной не менее 0,3 м от поверхности земли. Крутизна откосов таких канав 1:3 и менее обеспечивает автомо­билям возможность безопасного съезда с насыпи. В водопроница­емых песчаных, щебенистых и гравелистых грунтах, обеспечиваю­щих быстрое впитывание воды в любое время года, канавы не де­лают.

В выемках, расположенных в гравелистых, щебенистых грунтах или легковыветривающихся скальных породах, устраивают трапе­цеидальные канавы глубиной не менее 0,3 м с откосами 1:1. В прочном скальном грунте делают треугольные лотки глубиной не менее 0,3 м с внутренним откосом 1:3 и внешним 1:1—1:0,5

Глубину канав в равнинной местности назначают по опыту экс­плуатации в указанных выше пределах, проверяя в случаях необ­ходимости при значительном притоке воды с окружающей местно­сти достаточность пропускной способности канав гидравлическими расчетами. При этом глубину канав назначают так, чтобы низ вы­хода дренажного слоя дорожной одежды на откос (или дренажных воронок) возвышался над дном канавы не менее чем на 20 см.

Укрепление кюветов

Как правило, укрепление кюветов назначают с учетом следующих условий: продольных уклонов, площади водосбора, опыта работы существующих кюветов. При слишком большой скорости течения грунт начинает размываться, в связи с чем дно и откосы кюветов необходимо укреплять против размыва. В зависимости от продольного уклона укрепление кюветов принимают следующее:

3 – 20 ‰ – одерновка, засев трав;

20 – 40 ‰ – укрепление щебнем;

40 – 80 ‰ – укрепление монолитным бетоном;

>80 ‰ – лотки, быстротоки и т.д.

Чертеж укрепления кювета

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Рис 7.2.1. Укрепление засевом трав Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Рис 7.2.2. Укрепление щебнем

Природно-климатические условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги - student2.ru

Рис 7.2.3. Укрепление бетоном

Дорожные знаки

Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные.Общие технические требования» и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, велосипедную или пешеходную дорожки, у которых или над которыми они установлены.

Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.

Знаки устанавливают справа от проезжей части, вне обочины (при ее наличии), а также справа от велосипедной или пешеходной дорожки или над ними.

Дорожные знаки разделяют на следующие виды:

1. Предупреждающие знаки

Предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Предупреждающие знаки, кроме знаков 1.3.1-1.4.6, 1.34.1-1.34.3, устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м, а в населенных пунктах - на расстоянии от 50 до 100 м до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости и возможности размещения.

2. Знаки приоритета

Знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.

3. Запрещающие знаки

Запрещающие знаки применяют для введения ограничений движения или их отмены.

4. Предписывающие знаки. Предписывающие знаки применяют для введения или отмены режимов движения.

5. Знаки особых предписаний

Знаки особых предписаний применяют для введения особых режимов движения или их отмены.

6. Информационные знаки

Информационные знаки применяют для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения.

7. Знаки сервиса

Знаки 7.1 "Пункт первой медицинской помощи", 7.2 "Больница", 7.3 "Автозаправочная станция", 7.4 "Техническое обслуживание автомобилей", 7.5 "Мойка автомобилей", 7.6 "Телефон", 7.7 "Пункт питания", 7.8 "Питьевая вода", 7.9 "Гостиница или мотель", 7.10 "Кемпинг", 7.11 "Место отдыха", 7.12 "Пост дорожно-патрульной службы", 7.13 "Милиция", 7.14 "Пункт контроля международных автомобильных перевозок", 7.17 "Бассейн или пляж" и 7.18 "Туалет" применяют для информирования участников движения о соответствующих объектах.

Знаки устанавливают у объектов.

8. Знаки дополнительной информации (таблички)

Знаки дополнительной информации (таблички) применяют для уточнения или ограничения действия других дорожных знаков.

Таблички располагают под знаками.

8.2. Дорожная разметка

Дорожная разметка крайне необходима для грамотной и безопасной организации дорожного движения.

Дорожная разметка является одним из простых и действенных средств повышения безопасности и управления дорожным движением. Ее применение способствует повышению пропускной способности дороги, улучшению видимости проезжей части, придорожной обстановки, особенно в темное время суток. Наличие дорожной разметки на проезжей части отражается на эмоциональной напряженности водителя, что позволяет влиять на выбираемую им скорость и траекторию движения. Количество ДТП на участках дорог с разметкой снижается на 10-20%.

Дорожная разметка может быть разных форм.

Относительно направления автомобильного движения выделяют продольную и поперечную р

Наши рекомендации