Показатели социальной ориентированность управления
Социальная ориентированность той или иной модели управления дорогой может быть измерена качественно системой индексов, отражающих:
- возможности справедливой оплаты труда работников транспорта;
- условия и уровень безопасности труда;
- наличие и состояние отраслевой системы оздоровления и здравоохранения работников;
- возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках отрасли;
- возможности предоставления социальных льгот и гарантий, включая жилье, детские дошкольные учреждения, пенсионное обеспечение, трудоустройство, материальную поддержку работникам и другие.
Как объект экономической и социальной политики государства отрасль заинтересована в научно обоснованной и тщательно разработанной законодательной базе, регламентирующей:
- правовой статус предприятий железнодорожного транспорта, имея в виду центральное положение отрасли в транспортной инфраструктуре России;
- финансовые отношения с федеральным, региональными и местными бюджетами (ценовая политика, налоги, льготы).
На прочной правовой базе должны основываться:
предоставление дотаций убыточным, но социально значимым предприятиям железнодорожного транспорта;
разрешение споров, возникающих в процессе эксплуатационной и хозяйственной деятельности перевозчиков, независимо от форм собственности, в органах государственного арбитража;
регулирование отношений предприятий железнодорожного транспорта с грузовладельцами;
обеспечение безопасности перевозки пассажиров, движения поездов и защиты природного окружения от чрезмерных экологических нагрузок
Совершенствование производственных и организационно-управленческих структур железнодорожного транспорта на отраслевом и дорожном уровнях требует:
· перехода в основном на двухзвенную систему «центральный аппарат компании - железная дорога» с целью сокращения затрат на управление и исключения дублирования за счет упразднения промежуточных звеньев;
· укрупнения дорог с повышением качества управления перевозочным процессом на базе новых информационных технологий и переходом на систему фирменного транспортного обслуживания с внедрением маркетинговых принципов работы и новых технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг;
· интеграции подразделений железнодорожного транспорта и предприятий других форм собственности в различных сферах транспортного сервиса;
· закрепления взаимодействия железных дорог с регионами Российской Федерации в конкретных организационно-экономических и нормативно-правовых формах.
Система управления железнодорожным транспортом не может обойтись без государственного регулирования - совокупности средств и методов влияния государства на производственные и социально-экономические отношения с целью:
· защиты интересов производителей и потребителей материальных благ
· реализации государственной транспортной политики
· обеспечения экономической безопасности страны и ее устойчивого развития в перспективе.
Признавая необходимость четкой системы государственного регулирования, в которую встраивается отраслевое управление железнодорожным транспортом, следует исходить из определенных требований к этой системе:
· поддержание степени государственного вмешательства в производственную деятельность железных дорог (по жесткости и глубине этого вмешательства) в рамках разумной достаточности;
· многомерность регулирования, которое должно носить системный характер и распространяется на следующие сферы: нормативно-правовую, налоговую, лицензионную, финансовую и тарифно-ценовую;
· целостность и непрерывность (возможность реализации регулирующих функций на федеральном, региональном и местном уровнях).
Планирование и прогнозирование на железнодорожном транспорте
Основные принципы, виды и методы планирования на железнодорожном транспорте
Транспортное планирование и прогнозирование осуществляется как на федеральном уровне (на базе прогнозов развития всей национальной экономики), так и на региональном уровне (на базе прогнозов развития отдельных отраслей и регионов).
Виды планов на железнодорожном транспорте
· стратегические (перспективные, долгосрочные)
· среднесрочные
· текущие (годовые)
В стратегических (перспективных, долгосрочных) планах железнодорожного транспорта устанавливаются примерные объемы перевозок грузов и пассажиров, основные изменения в размерах и направлениях грузовых и пассажирских потоков, пути развития технических средств, строительство новых железнодорожных линий и т.п. (пример – Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года).
Среднесрочные планы в увязке с долгосрочными уточняют изменения в размещении производительных сил экономики страны. Составляются они по большему числу показателей. В отличие от региональных среднесрочных планов среднесрочные планы железнодорожного транспорта сводятся на отраслевом (т.е. на федеральном уровне), поскольку в них должны быть учтены планы регионов.
Годовые (текущие) планы разрабатываются по наибольшему количеству показателей. В них увязываются все виды ресурсов, используемых на железнодорожном транспорте (материальные, трудовые, финансовые). Некоторые годовые планы на железнодорожном транспорте в целях оперативного управления делятся на квартальные и далее вплоть до сменных.
Составлением планов на железнодорожном транспорте занимаются научные институты (ГИПРОТРАНСТЭИ, ВНИИЖТ и т.п.), департаменты ОАО «РЖД», а также специальные службы на дорогах, отделы в НОДах и работники линейных структурных подразделений железнодорожного транспорта.
При разработке планов всех видов обычно считается необходимым, чтобы:
1. Транспорт как отрасль национальной экономики развивался пропорционально со всеми остальными отраслями (пропорциональность 1-го рода).
2. Соблюдалась пропорциональность между развитием отдельных видов транспорта внутри транспортной системы (пропорциональность 2-го рода).
Разработчики планов
3. Соблюдалась пропорциональность между развитием отдельных звеньев и служб внутри конкретного вида транспорта (пропорциональность 3-го рода).
Нарушение пропорций любого рода ведет к пересмотру пропорций всех родов.
Структура транспортного плана - система, состоящая из отдельных взаимосвязанных между собой частей и разделов:
1. План эксплуатационной деятельности железных дорог (как для сети в целом, так и для отдельной дороги).
2. План работы дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
3. План капитального ремонта основных средств.
4. План капитальных вложений и нового строительства (инвестиционный план).
5. План научно-исследовательских работ и развития новой техники.
6. План материально-технического обеспечения.
7. План по труду и заработной плате.
8. Сводный финансовый план (бюджеты).
План эксплуатационной деятельности железных дорог включает в себя следующие разделы:
а) План перевозок грузов и пассажиров.
б) План работы подвижного состава.
в) План эксплуатационных расходов.
Обычный порядок разработки транспортного плана:
1.План перевозок грузов и пассажиров
2.План работы подвижного состава.
3.План капитального ремонта основных средств.
4.План материально-технического обеспечения.
5.План по труду и заработной плате.
6.План эксплуатационных расходов.
ОТДЕЛЬНО:
План работы дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
План капитальных вложений и нового строительства (инвестиционный план).
План научно-исследовательских работ и развития новой техники.
ЗАТЕМ:
Сводный финансовый план (бюджеты)
Основные показатели стратегического плана железной дороги
• объем перевозок грузов, млн. т.;
• грузооборот, млрд. тарифных т-км;
• пассажирооборот, млрд. пасс-км;
• себестоимость перевозок, коп/10 т-км;
• расходы по перевозкам, млн. руб.;
• доходы от перевозок, млн. руб.;
• прибыль общая, млн. руб.;
• рентабельность, %;
• производительность труда, прив. ткм на 1 работника;
• объем инвестиций, в том числе привлеченных, млн. руб.
Задачи и особенности планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом в современных условиях
Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80% общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой всей системы производственно-хозяйственного планирования в отрасли. Переход к рыночным отношениям привел к существенным изменениям системы формирования планов перевозок, хотя и не снизил значимости этого процесса для железных дорог. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов и распределения перевозок между видами транспорта к рыночным маркетинговым принципам и методам формирования платежеспособного спроса на перевозки грузов и планов продаж транспортных услуг. Существенные изменения в планировании перевозок произошли после создания крупнейшей транспортной компании ОАО «Российские железные дороги».
В настоящее время практически отменена существовавшая ранее обязательная система предварительных месячных и долговременных заявок грузоотправителей, министерств и ведомств на перевозки грузов (кроме декадных заявок). Железные дороги и транспортные предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность в формировании спроса и планировании продаж своей продукции, работ и услуг. Вместе с тем повышена их экономическая ответственность за разработку эффективных планов работы, развитие контрактно-договорных отношений с клиентурой и улучшение качества транспортного обслуживания пользователей транспортом. На транспортном рынке увеличилось количество посреднических экспедиторских организаций, появились новые перевозчики – операторские компании, собственники грузовых вагонов. Усиливается конкуренция не только между видами транспорта, но и внутри отрасли между операторами-перевозчиками.
Планы перевозок грузов разрабатываются на основе прогнозов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, торговых поставок, договоров об организации перевозок и заявок на перевозку грузов, представляемых грузоотправителями, организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт с учётом пропускной и провозной способностей железных дорог.
Основные задачи планирования перевозок грузов в современных условиях заключаются в следующем:
§ формирование платежеспособного спроса на перевозки по объемам, структуре и направлениям перевозок, обеспечивающего, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей в перевозках, а с другой, конкурентные позиции транспортной компании;
§ обеспечение эффективности планов перевозок, позволяющих формировать достоверные и рентабельные бюджеты продаж и производства транспортной компании;
§ учет перспектив развития грузообразующих отраслей и формирование оптимальной сферы материального обращения в стране;
§ широкое взаимодействие с пользователями и другими видами транспорта при разработке планов и стратегии развития инфраструктуры и учет качественного улучшения транспортного обслуживания;
§ обеспечение рациональности использования транспортных ресурсов и оптимизации транспортного фактора в системе ценообразования на товары и услуги;
§ вариантность и адаптивность планов-прогнозов по перевозкам путем своевременной их корректировки и перехода на другие варианты плана в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса на транспортные услуги.
Планы перевозок грузов должны обеспечивать:
а) полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки грузов с минимальными транспортными затратами;
б) эффективное использование подвижного состава;
в) четкое взаимодействие со смежными видами транспорта.
Основными методами планирования перевозок грузов должны быть:
o маркетинговые;
o логистические;
o балансовые
o оптимизационные с использованием современных компьютерных информационных технологий;
o экономико-математические методы планирования и прогнозирования.
Планирование осуществляется по видам сообщений:
· прямое
· прямое смешанное
· прямое международное через порты (погранстанции)
· непрямое международное через порты (погранстанции).
Перевозки экспортных грузов (грузов, отправляемых за пределы России) импортных грузов (грузов, поступающих в Россию), а также транзитных грузов осуществляются с передачей груза в пунктах перевалки или на пограничных железнодорожных станциях.
Планирование перевозок грузов осуществляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом по 43 номенклатурным группам грузов (уголь, нефть и нефтепродукты, лесные грузы и др.) и Технологии планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Технология регламентирует порядок составления планов перевозок грузов для технического нормирования эксплуатационной работы железных дорог, отделений железных дорог и железнодорожных станций.
В планах перевозок грузов устанавливаются следующие показатели:
· объем перевозок (отправление) грузов в тоннах всего, в т.ч. по установленной номенклатуре грузов;
· грузооборот в тарифных тонно-км;
· среднесуточная погрузка в вагонах;
· средняя статическая нагрузка вагона в тоннах;
· средняя дальность перевозок грузов, в км;
· грузонапряженность, в млн. т-км на 1 км, средняя, в т.ч. по отдельным направлениям.
Отдельно выделяют объемы перевозок в международном сообщении, транзитные и экспортно-импортные перевозки со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Особенностью нового порядка планирования перевозок является то, что он предусматривает тесную увязку формирования плана перевозок с планированием финансово-экономических показателей работы железных дорог в процессе бюджетирования. В соответствии с новым Положением о планировании финансово-экономической деятельности акционерной компании «РЖД» на основе плана перевозок формируются бюджеты продаж и производства, баланс доходов, расходов, прибыли и другие показатели.
Другими особенностями современной системы планирования грузовых перевозок являются:
- переход к разработке в основном планов-прогнозов на основе маркетинговых обследований районов тяготения железных дорог, проектов развития грузообразующих отраслей и анализа статистической информации;
- разработка вариантов плана перевозок – оптимистического, пессимистического и базового;
- применение практики непрерывного планирования с учетом изменения спроса на перевозки грузов и конъюнктуры транспортного рынка;
- использование индикативного (рекомендательного) подхода к запланированным размерам перевозок и другим показателям плана, особенно при стратегическом планировании.