Показатели социальной ориентированность управления

Социальная ориентированность той или иной модели управления дорогой может быть измерена качественно системой индексов, отражающих:

- возможности справедливой оплаты труда работников транспорта;

- условия и уровень безопасности труда;

- наличие и состояние отраслевой системы оздоровления и здравоохранения работников;

- возможности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках отрасли;

- возможности предоставления социальных льгот и гарантий, включая жилье, детские дошкольные учреждения, пенсионное обеспечение, трудоустройство, материальную поддержку работникам и другие.

Как объект экономической и социальной политики государства отрасль заинтересована в научно обоснованной и тщательно разработанной законодательной базе, регламентирующей:

- правовой статус предприятий железнодорожного транспорта, имея в виду центральное положение отрасли в транспортной инфраструктуре России;

- финансовые отношения с федеральным, региональными и местными бюджетами (ценовая политика, налоги, льготы).

На прочной правовой базе должны основываться:

Показатели социальной ориентированность управления - student2.ru предоставление дотаций убыточным, но социально значимым предприятиям железнодорожного транспорта;

Показатели социальной ориентированность управления - student2.ru разрешение споров, возникающих в процессе эксплуатационной и хозяйственной деятельности перевозчиков, независимо от форм собственности, в органах государственного арбитража;

Показатели социальной ориентированность управления - student2.ru регулирование отношений предприятий железно­дорожного транспорта с грузовладельцами;

Показатели социальной ориентированность управления - student2.ru обеспечение безопасности перевозки пассажиров, движения поездов и защиты природного окружения от чрезмерных экологических нагрузок

Совершенствование производственных и организационно-управленческих структур железнодорожного транспорта на отрас­левом и дорожном уровнях требует:

· перехода в основном на двухзвенную систему «центральный аппарат компании - железная дорога» с целью сокращения затрат на управление и исключения дублирования за счет упразднения промежуточных зве­ньев;

· укрупнения дорог с повышением качества управления перевозочным процессом на базе новых информационных технологий и переходом на систему фирменного транспортного обслуживания с внедрением маркетинговых принципов работы и новых технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг;

· интеграции подразделений железнодорожного транспорта и предприятий других форм собственности в различных сферах транспортного сервиса;

· закрепления взаимодействия железных дорог с регионами Российской Федерации в конкретных организационно-экономических и нормативно-правовых формах.

Система управления железнодорожным транспортом не может обойтись без государственного регулирования - совокупности средств и методов влияния государства на производственные и социально-экономические отношения с целью:

· защиты интересов производителей и потребителей материальных благ

· реализации государственной транспортной политики

· обеспечения экономической безопасности страны и ее устойчивого развития в перспективе.

Признавая необходимость четкой системы государственного регулирования, в которую встраивается отраслевое управление железнодорожным транспортом, следует исходить из определенных требований к этой системе:

· поддержание степени государственного вмешательства в производственную деятельность железных дорог (по жесткости и глубине этого вмешательства) в рамках разумной достаточности;

· многомерность регулирования, которое должно носить системный характер и распространяется на следующие сферы: нормативно-правовую, налоговую, лицензионную, финансовую и тарифно-ценовую;

· целостность и непрерывность (возможность реализации регулирующих функций на федеральном, региональном и местном уровнях).

Планирование и прогнозирование на железнодорожном транспорте

Основные принципы, виды и методы планирования на железнодорожном транспорте

Транспортное планирование и прогнозирование осуществляется как на федеральном уровне (на базе прогнозов развития всей национальной экономики), так и на региональном уровне (на базе прогнозов развития отдельных отраслей и регионов).

Виды планов на железнодорожном транспорте

· стратегические (перспективные, долгосрочные)

· среднесрочные

· текущие (годовые)

В стратегических (перспективных, долгосрочных) планах железнодорожного транспорта устанавливаются примерные объемы перевозок грузов и пассажиров, основные изменения в размерах и направлениях грузовых и пассажирских потоков, пути развития технических средств, строительство новых железнодорожных линий и т.п. (пример – Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года).

Среднесрочные планы в увязке с долгосрочными уточняют изменения в размещении производительных сил экономики страны. Составляются они по большему числу показателей. В отличие от региональных среднесрочных планов среднесрочные планы железнодорожного транспорта сводятся на отраслевом (т.е. на федеральном уровне), поскольку в них должны быть учтены планы регионов.

Годовые (текущие) планы разрабатываются по наибольшему количеству показателей. В них увязываются все виды ресурсов, используемых на железнодорожном транспорте (материальные, трудовые, финансовые). Некоторые годовые планы на железнодорожном транспорте в целях оперативного управления делятся на квартальные и далее вплоть до сменных.

Составлением планов на железнодорожном транспорте занимаются научные институты (ГИПРОТРАНСТЭИ, ВНИИЖТ и т.п.), департаменты ОАО «РЖД», а также специальные службы на дорогах, отделы в НОДах и работники линейных структурных подразделений железнодорожного транспорта.

При разработке планов всех видов обычно считается необходимым, чтобы:

1. Транспорт как отрасль национальной экономики развивался пропорционально со всеми остальными отраслями (пропорциональность 1-го рода).

2. Соблюдалась пропорциональность между развитием отдельных видов транспорта внутри транспортной системы (пропорциональность 2-го рода).

Показатели социальной ориентированность управления - student2.ru Разработчики планов

3. Соблюдалась пропорциональность между развитием отдельных звеньев и служб внутри конкретного вида транспорта (пропорциональность 3-го рода).

Нарушение пропорций любого рода ведет к пересмотру пропорций всех родов.

Структура транспортного плана - система, состоящая из отдельных взаимосвязанных между собой частей и разделов:

1. План эксплуатационной деятельности железных дорог (как для сети в целом, так и для отдельной дороги).

2. План работы дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

3. План капитального ремонта основных средств.

4. План капитальных вложений и нового строительства (инвестиционный план).

5. План научно-исследовательских работ и развития новой техники.

6. План материально-технического обеспечения.

7. План по труду и заработной плате.

8. Сводный финансовый план (бюджеты).

План эксплуатационной деятельности железных дорог включает в себя следующие разделы:

а) План перевозок грузов и пассажиров.

б) План работы подвижного состава.

в) План эксплуатационных расходов.

Обычный порядок разработки транспортного плана:

1.План перевозок грузов и пассажиров

2.План работы подвижного состава.

3.План капитального ремонта основных средств.

4.План материально-технического обеспечения.

5.План по труду и заработной плате.

6.План эксплуатационных расходов.

ОТДЕЛЬНО:

План работы дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

План капитальных вложений и нового строительства (инвестиционный план).

План научно-исследовательских работ и развития новой техники.

ЗАТЕМ:

Сводный финансовый план (бюджеты)

Основные показатели стратегического плана железной дороги

• объем перевозок грузов, млн. т.;

• грузооборот, млрд. тарифных т-км;

• пассажирооборот, млрд. пасс-км;

• себестоимость перевозок, коп/10 т-км;

• расходы по перевозкам, млн. руб.;

• доходы от перевозок, млн. руб.;

• прибыль общая, млн. руб.;

• рентабельность, %;

• производительность труда, прив. ткм на 1 работника;

• объем инвестиций, в том числе привлеченных, млн. руб.

Задачи и особенности планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом в современных условиях

Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80% общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой всей системы производственно-хозяйственного планирования в отрасли. Переход к рыночным отношениям привел к существенным изменениям системы формирования планов перевозок, хотя и не снизил значимости этого процесса для железных дорог. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов и распределения перевозок между видами транспорта к рыночным маркетинговым принципам и методам формирования платежеспособного спроса на перевозки грузов и планов продаж транспортных услуг. Существенные изменения в планировании перевозок произошли после создания крупнейшей транспортной компании ОАО «Российские железные дороги».

В настоящее время практически отменена существовавшая ранее обязательная система предварительных месячных и долговременных заявок грузоотправителей, министерств и ведомств на перевозки грузов (кроме декадных заявок). Железные дороги и транспортные предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность в формировании спроса и планировании продаж своей продукции, работ и услуг. Вместе с тем повышена их экономическая ответственность за разработку эффективных планов работы, развитие контрактно-договорных отношений с клиентурой и улучшение качества транспортного обслуживания пользователей транспортом. На транспортном рынке увеличилось количество посреднических экспедиторских организаций, появились новые перевозчики – операторские компании, собственники грузовых вагонов. Усиливается конкуренция не только между видами транспорта, но и внутри отрасли между операторами-перевозчиками.

Планы перевозок грузов разрабатываются на основе прогнозов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, торговых поставок, договоров об организации перевозок и заявок на перевозку грузов, представляемых грузоотправителями, организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт с учётом пропускной и провозной способностей железных дорог.

Основные задачи планирования перевозок грузов в современных условиях заключаются в следующем:

§ формирование платежеспособного спроса на перевозки по объемам, структуре и направлениям перевозок, обеспечивающего, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей в перевозках, а с другой, конкурентные позиции транспортной компании;

§ обеспечение эффективности планов перевозок, позволяющих формировать достоверные и рентабельные бюджеты продаж и производства транспортной компании;

§ учет перспектив развития грузообразующих отраслей и формирование оптимальной сферы материального обращения в стране;

§ широкое взаимодействие с пользователями и другими видами транспорта при разработке планов и стратегии развития инфраструктуры и учет качественного улучшения транспортного обслуживания;

§ обеспечение рациональности использования транспортных ресурсов и оптимизации транспортного фактора в системе ценообразования на товары и услуги;

§ вариантность и адаптивность планов-прогнозов по перевозкам путем своевременной их корректировки и перехода на другие варианты плана в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса на транспортные услуги.

Планы перевозок грузов должны обеспечивать:

а) полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки грузов с минимальными транспортными затратами;

б) эффективное использование подвижного состава;

в) четкое взаимодействие со смежными видами транспорта.

Основными методами планирования перевозок грузов должны быть:

o маркетинговые;

o логистические;

o балансовые

o оптимизационные с использованием современных компьютерных информационных технологий;

o экономико-математические методы планирования и прогнозирования.

Планирование осуществляется по видам сообщений:

· прямое

· прямое смешанное

· прямое международное через порты (погранстанции)

· непрямое международное через порты (погранстанции).

Перевозки экспортных грузов (грузов, отправляемых за пределы России) импортных грузов (грузов, поступающих в Россию), а также транзитных грузов осуществляются с передачей груза в пунктах перевалки или на пограничных железнодорожных станциях.

Планирование перевозок грузов осуществляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом по 43 номенклатурным группам грузов (уголь, нефть и нефтепродукты, лесные грузы и др.) и Технологии планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Технология регламентирует порядок составления планов перевозок грузов для технического нормирования эксплуатационной работы железных дорог, отделений железных дорог и железнодорожных станций.

В планах перевозок грузов устанавливаются следующие показатели:

· объем перевозок (отправление) грузов в тоннах всего, в т.ч. по установленной номенклатуре грузов;

· грузооборот в тарифных тонно-км;

· среднесуточная погрузка в вагонах;

· средняя статическая нагрузка вагона в тоннах;

· средняя дальность перевозок грузов, в км;

· грузонапряженность, в млн. т-км на 1 км, средняя, в т.ч. по отдельным направлениям.

Отдельно выделяют объемы перевозок в международном сообщении, транзитные и экспортно-импортные перевозки со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Особенностью нового порядка планирования перевозок является то, что он предусматривает тесную увязку формирования плана перевозок с планированием финансово-экономических показателей работы железных дорог в процессе бюджетирования. В соответствии с новым Положением о планировании финансово-экономической деятельности акционерной компании «РЖД» на основе плана перевозок формируются бюджеты продаж и производства, баланс доходов, расходов, прибыли и другие показатели.

Другими особенностями современной системы планирования грузовых перевозок являются:

- переход к разработке в основном планов-прогнозов на основе маркетинговых обследований районов тяготения железных дорог, проектов развития грузообразующих отраслей и анализа статистической информации;

- разработка вариантов плана перевозок – оптимистического, пессимистического и базового;

- применение практики непрерывного планирования с учетом изменения спроса на перевозки грузов и конъюнктуры транспортного рынка;

- использование индикативного (рекомендательного) подхода к запланированным размерам перевозок и другим показателям плана, особенно при стратегическом планировании.

Наши рекомендации