И оценка нагруженности синхронизатора
Синхронизаторы обеспечивают достаточно быстрое и бесшумное включение передачи, исключают торцевые разрушения зубчатых муфт при их включении, облегчают управление.
Выбор основных размеров синхронизатора зависит от конструктивных условий — размеров зубчатых колес, диаметра вала, конструкции зубчатых муфт и синхронизатора. Необходимый момент трения Мm ориентировочно определяется исходя из заданного времени синхронизации tc, которое может назначаться в пределах (с): для высшей передачи коробок легковых автомобилей — 0,15...0,3; низшей — 0,5...0,8; высшей передачи грузовых автомобилей — 0,3...0,8; низшей — 1...1,5; для ступеней заднего редуктора многоступенчатой коробки передач, имеющего диапазон Др = 3...4—1...2.
Необходимый момент трения синхронизатора находится по выражению
Мm = /Sс e = /Sс Dwнач/tс,
Где Dwнач = |wвнач - wкнач |. Угловые скорости wвнач и wкнач определяются исходя из скорости автомобиля или частоты вращения вала двигателя, при которой рекомендуется производить переключение на данную передачу.
Момент, создаваемый силами трения на конусных поверхностях синхронизатора
Mm = rm m Fc/siny,
где rm — средний радиус поверхности трения, который выбирается конструктивно; (m — коэффициент трения; у — половина угла конуса. Для пары сталь — бронза принимается: m = 0,06... 0,08; y = 6...8°.
Расчетная осевая сила Fc определяется исходя из нормативного усилия на рукоятке рычага переключения передач Fр, передаточного числа и КПД привода от рычага к передвижной муфте. Для легковых автомобилей и автобусов Fp= 60 Н, для грузовых Fp = = 100 Н. Необходимая рабочая ширина кольца по образующей конуса (см. рис. 3.20)
bm = Mm/2pmp0r2m
где ро — допускаемое давление на поверхности трения, площадь которой определяется в предположении отсутствия на ней канавок: для пары сталь — бронза ро = (1...1,5) МПа.
В ряде случаев все синхронизаторы коробки передач выполняются одинаковых размеров. В этих случаях для уменьшения массы и размеров синхронизаторов допускают несколько повышенную напряженность их на низших передачах.
Угол b, под которым расположены блокирующие поверхности (см. рис. 3.20), определяется из условия невозможности включения передачи до окончания процесса синхронизации. На блокирующий элемент в окружном направлении действуют сила Fб = Мm/rб и противоположно направленная ей Fctg b . Первая из них препятствует разблокировке системы, вторая стремится ее разблокировать. Сила Fб действует, пока угловые скорости синхронизируемых элементов не выравниваются. Разблокировка при этом не произойдет, если конструктивно выполнено условие: Fб>Fctg b. Отсюда, используя зависимости для Fб и Мm, получим
где rб — средний радиус блокирующих поверхностей. Для того чтобы после завершения процесса синхронизации произошла разблокировка и включилась передача, необходимо, чтобы угол b был больше углатрения блокирующих поверхностей. Поэтому практически принимают b лишь на 2...30 меньше предельного значения, допускаемого условием. В выполненных конструкциях b = 26...42°.
Проверочный расчет инерционного синхронизатора выполняется с учетом замедления автомобиля при движении накатом при переключении передач. Определяются: время синхронизации tc при заданных условиях переключения передач и удельная работа трения vm
Время синхронизации (с):
tc = ISсDwНач/ (Mm ± ISсec),
где ec — замедление элемента трения, связанного с массой автомобиля, с-2. Знак минус в выражении относится к переключению на соседнюю высшую передачу, плюс — на соседнюю низшую.
Работа трения синхронизатора за одно включение передачи (Дж) Wm=0,5 Mmtc (DwНач ± ec tc),
где плюс относится к переключению на соседнюю высшую передачу, минус — на соседнюю низшую.
Удельная работа трения синхронизатора за одно включение — отношение работы трения Wmк площади поверхности трения wm= Wm/(2p rm bm ).