Взаимозависимость и экономическая безопасность стран в мировом хозяйстве

Механизм взаимозависимости. Интернационализация хозяйственной жизни привела к возникновению взаимозависимости воспроизводственных процессов на мировом уровне. Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг.

Увеличение дохода и импорта в одной стране и соответственно дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности производственных процессов. Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране.

Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Это приводит к увеличению производства и занятости в мире («теория локомотива»). Степень влияния оживления в одной стране зависит не только от доли ее импорта в другой стране, но и от влияния ее экспорта на последующий прирост дохода.

Факторы, усиливающие взаимосвязь и взаимозависимость стран:

Ø Глобальные экономические проблемы

Ø Обострение энергосырьевой и продовольственной проблем

Ø Научно-техническая революция

Ø Развитие транспортных, информационных средств связи, рост мобильности населения и информации

Преимущества стран, участвующих в МЭО:

1. Рост производительности труда

2. Ускорение научно-технического прогресса

3. Насыщение внутреннего рынка разнообразными потребительскими товарами

4. Экономическая политика крупной страны может стимулировать рост производства и занятости в других странах (теория локомотива)

Риски стран, участвующих в МЭО:

1. Возможность воздействия на внутреннюю и внешнюю политику страны со стороны мирового сообщества, различных политических блоков и отдельных государств (экономическая блокада, эмбарго)

2. Рост политической зависимости станы от крупнейших экономических партнеров, особенно поставщиков энергетических и сырьевых ресурсов

3. Влияние мировой конъюнктуры (спады и подъемы) на состояние национальной экономики, т.е.рост неопределенности при составлении национальных прогнозов и планов

4. Национальные производители оказываются перед лицом не местных, а международных конкурентов

Экономическая безопасность. Ведущие экономические страны стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества. Для этого применяются приемы внешнеэкономических войн, ослабления национальных инфраструктур, целенаправленного создания геополитических ситуаций. Страны, не способные выдержать темп воспроизводственных процессов, остаются на периферии деловой активности в мире, выполняют вспомогательную роль. Через внешнеэкономические связи национальное богатство более слабых стран обеспечивает поддержание мирового воспроизводственного процесса, но сами они оказываются отделенными от распределения мирового дохода.

Неравномерность развития различных стран и неравноценный интерес к их участию в международных экономических отношениях делают позиции сторон неравными, создают возможность давления и даже экономического шантажа. Нередко так складываются отношения «бедных» и «богатых» стран в международных торгово-экономических и валютно-финансовых связях. Все это предполагает отсутствие безопасности в мировой экономике.

Раньше у стран были две четко разграниченные сферы безопасности, в которых она обеспечивалась различными инструментами. В конце XX в. грань эта стала размываться. Ранее государство, добившись внутренней стабильности, могло защитить себя вовне. Сейчас международная сфера оказывает мощное влияние на внутреннюю сферу и расшатывает ее.

Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран. Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности (1974 г.). В 1984 г. проблема международной безопасности была поставлена экономическим совещанием стран — членов СЭВ, а в 1985 г. СССР впервые внес данную проблему на рассмотрение в ООН.

Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.

Обеспечение национальной экономической безопасности создает благоприятные предпосылки для стабильного функционирования национальных хозяйств и мировой экономики в целом. Процессы интернационализации хозяйственной жизни в планетарном масштабе могут положительно развиваться только при сохранении и поддержании международной и национальной экономической безопасности.

Наши рекомендации