Органы расследования аварийных случаев по ПРАС-90.
Основным органом расследования АС является Морская администрация порта. Расследование АС осуществляет капитан порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.
Как правило, все классы АС расследуются капитаном порта кроме некоторых видов эксплуатационных повреждений исключая случаи, затрагивающие иностранные интересы, возникшие при проведении аварийно-спасательных работ, плавании в ледовых условиях, а также условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность.
Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение, не подпадающее расследованию капитана порта, последний возвращает материалы капитану судна, который должен провести расследование в соответствии с установленным ПРАС-90 правилом.
Капитан порта под своим председательством может создать комиссию для расследования АС в составе представителей инспекции государственного надзора, судовладельца, других специалистов-экспертов для изучения обстоятельств и условий возникновения АС, производства опросов причастных к АС лиц и свидетелей, установления и оценки их действия и, в целом, решения вопросов, предусмотренных в п.5.11. ПРАС-90.
В порядке осуществления контроля за ходом расследований кораблекрушений и аварий, аварийных происшествий (п.3.4. ПРАС-90) в работе комиссии может принимать участие представитель Госморинспекции Департамента морского транспорта Минтранса России
3.2. Предварительное расследование АС осуществляет капитан судна.
3.3. АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указанные в п.2,5. за исключением событий, вытекающих из пп.3.6.-3.8. настоящего Положения, расследуются и классифицируются капитаном судна самостоятельно, надзор за расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.
Капитан судна может провести расследование АС по произвольной форме, придерживаясь в общем случае рекомендованной схемы.
В случае несогласия с заключением капитана судна по классификации АС судовладелец должен предложить капитану судна направить материалы по АС на рассмотрение капитану порта, который выносит решение о классификации.
При разногласии в определении АС и причастных к нему лиц, судовладелец должен составить заключение с изложением своих выводов и оценок.
3.4. АС, подпадающий под признаки, указанные в пп.2.2.-2.4., а также в пп.3.6-3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта.
3.5. АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна;
АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна. (В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за расследованием АС, является Главная государственная морская инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда).
Отказ судовладельцев от участия в расследовании не может быть препятствием в проводимом капитаном порта расследовании и не должен влиять на его качество.
3.6. АС, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России или управления пути, в зависимости от того, чьи интересы затронул АС.
При отказе ГУНиО МО от участия в расследовании АС, капитан порта вправе такое расследование провести самостоятельно с направлением материалов расследования заинтересованным сторонам.
3.7. АС, затрагивающий иностранные интересы, повреждение судна, полученные при плавании в ледовых условиях, при проведении аварийно-спасательных работ, при плавании в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, расследуется капитаном порта.
Если в результате указанных событий произошла посадка судна на грунт либо касание грунта, независимо от повреждений при этом, такой АС подлежит расследованию капитаном порта.
В случае причинения ущерба иностранным организациям и/или гражданам (включая смерть или повреждение здоровья) в результате АС, следует считать, что такой АС затрагивает иностранные интересы и поэтому подлежит расследованию капитаном порта.
3.8. Если АС имел место в зоне внутренних судоходных путей (ВСП), расследование проводит с участием представителя судовладельца тот орган управления ВСП (соответствующие структурные подразделения Минтранса России, на которые возложен надзор за безопасностью плавания на ВСП), который осуществляет в районе происшествия навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.
Оформление документов и подбор материалов по аварийному случаю, согласно ПРАС-90 (ИПРАС).
Материалы расследования подшиваются в отдельную папку (скоросшиватель), листы нумеруются, составляется перечень документов. Папка именуется "Аварийное дело".
Рекомендуемая форма аварийного дела приведена в форме 6.
Форма 6.
(наименование органа расследования аварийного случая)
АВАРИЙНОЕ ДЕЛО №
1. Название судна
2. Судовладелец, его почтовые реквизиты
3. Дата АС_
4. Вид AC.
5. Начато
(число, месяц, год)
6. Окончено
(число, месяц, год)
7. Количество листов
5.14. В процессе расследования, проводимого капитаном порта, к работе могут привлекаться соответствующие специалисты, проводиться лабораторные и иные анализы или экспертизы. Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании АС, возмещаются судовладельцем.
Необходимость привлечения соответствующих специалистов к расследованию, проведению лабораторных или иных анализов и экспертиз с целью установления причин АС в целом определяет руководитель органа расследования. При расследовании кораблекрушений, аварий и аварийных происшествий, связанных с гидрометеорологическими условиями, в состав комиссии органа расследования включается также представитель Роскомгидромета.
5.15. При несогласии судовладельца с заключением капитана порта, судовладелец может в 10-дневный срок после получения материалов расследования направить свои возражения в министерство (ведомство, которому подчинен капитан порта, расследовавший данный АС). Копия письма с возражениями направляется также капитану порта.
5.16 Министерство (ведомство) рассматривает заключение капитана порта и материалы по АС, после чего выносит по нему окончательное решение с учетом возражений судовладельца и/или дополнительного расследования, если таковые имели место.
Решение Госморинспекции может содержать требование о необходимости проведения дополнительного расследования. В этом случае ставятся конкретные вопросы, которые необходимо выяснить в ходе дополнительного расследования, а также, какими документами дополнить первоначальное расследование. В случае, если установлено, что расследование АС проведено неудовлетворительно, содержит неверные выводы и необъективные оценки, Госморинспекция вправе отменить заключение органа расследования и вынести свое решение, которое является окончательным. Это может относиться к классификации, причинам и выводам по АС. Когда вскрыты новые существенные факторы, дополнительно характеризующие обстоятельства АС, материалы, как правило, должны быть возвращены органу расследования на новое расследование. Получив заключение Госморинспекции, орган расследования в течение установленного в ПРАС-90 срока проводит дополнительное расследование и материалы направляет адресатам.
5.17. Судовладелец после получения заключения и приложенных к нему материалов по АС должен разработать и осуществить профилактические мероприятия, предупреждающие повторение подобных случаев в будущем, а также привлечь к дисциплинарной и/или материальной ответственности лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению АС.
О принятых мерах по заключению органа расследования АС судовладелец информирует его и Госморинспекцию.
5.18. Контроль за осуществлением решений, принятых судовладельцем по результатам расследования АС, осуществляют министерства (ведомства),
5.19. По итогзм расследования АС судовладельцем заполняется аварийная карта, форма которой прилагается. По АС с рыбопромысловым судами аварийная карта заполняется органом расследования.