Органы расследования аварийных случаев по ПРАС-90.

Основным органом расследования АС является Морская админист­рация порта. Расследование АС осуществляет капитан порта, который в необ­ходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, об­разованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведом­ству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.

Как правило, все классы АС расследуются капитаном порта кроме неко­торых видов эксплуатационных повреждений исключая случаи, затрагивающие иностранные интересы, возникшие при проведении аварийно-спасательных работ, плавании в ледовых условиях, а также условиях, когда не обеспечивает­ся навигационная безопасность.

Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение, не под­падающее расследованию капитана порта, последний возвращает материалы капитану судна, который должен провести расследование в соответствии с ус­тановленным ПРАС-90 правилом.

Капитан порта под своим председательством может создать комиссию для расследования АС в составе представителей инспекции государственного надзора, судовладельца, других специалистов-экспертов для изучения обсто­ятельств и условий возникновения АС, производства опросов причастных к АС лиц и свидетелей, установления и оценки их действия и, в целом, решения воп­росов, предусмотренных в п.5.11. ПРАС-90.

В порядке осуществления контроля за ходом расследований кораблекру­шений и аварий, аварийных происшествий (п.3.4. ПРАС-90) в работе комиссии может принимать участие представитель Госморинспекции Департамента мор­ского транспорта Минтранса России

3.2. Предварительное расследование АС осуществляет капитан судна.

3.3. АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указан­ные в п.2,5. за исключением событий, вытекающих из пп.3.6.-3.8. настоящего Положения, расследуются и классифицируются капитаном судна самостоятель­но, надзор за расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.

Капитан судна может провести расследование АС по произвольной фор­ме, придерживаясь в общем случае рекомендованной схемы.

В случае несогласия с заключением капитана судна по классифика­ции АС судовладелец должен предложить капитану судна направить ма­териалы по АС на рассмотрение капитану порта, который выносит решение о классификации.

При разногласии в определении АС и причастных к нему лиц, судовла­делец должен составить заключение с изложением своих выводов и оценок.

3.4. АС, подпадающий под признаки, указанные в пп.2.2.-2.4., а также в пп.3.6-3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведом­ством) по подчиненности порта.

3.5. АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна;

АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Фе­дерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием предста­вителей судовладельца аварийного судна. (В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуще­ствляющим контроль за расследованием АС, является Главная государствен­ная морская инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда).

Отказ судовладельцев от участия в расследовании не может быть пре­пятствием в проводимом капитаном порта расследовании и не должен влиять на его качество.

3.6. АС, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Рос­сийской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России или управления пути, в зависимости от того, чьи интересы затронул АС.

При отказе ГУНиО МО от участия в расследовании АС, капитан порта вправе такое расследование провести самостоятельно с направлением мате­риалов расследования заинтересованным сторонам.

3.7. АС, затрагивающий иностранные интересы, повреждение судна, по­лученные при плавании в ледовых условиях, при проведении аварийно-спаса­тельных работ, при плавании в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, расследуется капитаном порта.

Если в результате указанных событий произошла посадка судна на грунт либо касание грунта, независимо от повреждений при этом, такой АС подлежит расследованию капитаном порта.

В случае причинения ущерба иностранным организациям и/или гражда­нам (включая смерть или повреждение здоровья) в результате АС, следует счи­тать, что такой АС затрагивает иностранные интересы и поэтому подлежит расследованию капитаном порта.

3.8. Если АС имел место в зоне внутренних судоходных путей (ВСП), расследование проводит с участием представителя судовладельца тот орган управления ВСП (соответствующие структурные подразделения Минтранса России, на которые возложен надзор за безопасностью плавания на ВСП), ко­торый осуществляет в районе происшествия навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.

Оформление документов и подбор материалов по аварийному случаю, согласно ПРАС-90 (ИПРАС).

Материалы расследования подшиваются в отдельную папку (скоросши­ватель), листы нумеруются, составляется перечень документов. Папка имену­ется "Аварийное дело".

Рекомендуемая форма аварийного дела приведена в форме 6.

Форма 6.

(наименование органа расследования аварийного случая)

АВАРИЙНОЕ ДЕЛО №

1. Название судна

2. Судовладелец, его почтовые реквизиты

3. Дата АС_

4. Вид AC.

5. Начато

(число, месяц, год)

6. Окончено

(число, месяц, год)

7. Количество листов

5.14. В процессе расследования, проводимого капитаном порта, к рабо­те могут привлекаться соответствующие специалисты, проводиться лаборатор­ные и иные анализы или экспертизы. Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании АС, возмещаются судовладельцем.

Необходимость привлечения соответствующих специалистов к рассле­дованию, проведению лабораторных или иных анализов и экспертиз с целью установления причин АС в целом определяет руководитель органа расследо­вания. При расследовании кораблекрушений, аварий и аварийных происше­ствий, связанных с гидрометеорологическими условиями, в состав комиссии органа расследования включается также представитель Роскомгидромета.

5.15. При несогласии судовладельца с заключением капитана порта, судовладелец может в 10-дневный срок после получения материалов рас­следования направить свои возражения в министерство (ведомство, кото­рому подчинен капитан порта, расследовавший данный АС). Копия письма с возражениями направляется также капитану порта.

5.16 Министерство (ведомство) рассматривает заключение капитана порта и материалы по АС, после чего выносит по нему окончательное решение с учетом возражений судовладельца и/или дополнительного расследования, если таковые имели место.

Решение Госморинспекции может содержать требование о необходимос­ти проведения дополнительного расследования. В этом случае ставятся конк­ретные вопросы, которые необходимо выяснить в ходе дополнительного расследования, а также, какими документами дополнить первоначальное рас­следование. В случае, если установлено, что расследование АС проведено неудовлетворительно, содержит неверные выводы и необъективные оценки, Госморинспекция вправе отменить заключение органа расследования и вынес­ти свое решение, которое является окончательным. Это может относиться к классификации, причинам и выводам по АС. Когда вскрыты новые существен­ные факторы, дополнительно характеризующие обстоятельства АС, материа­лы, как правило, должны быть возвращены органу расследования на новое расследование. Получив заключение Госморинспекции, орган расследования в течение установленного в ПРАС-90 срока проводит дополнительное расследо­вание и материалы направляет адресатам.

5.17. Судовладелец после получения заключения и приложенных к нему материалов по АС должен разработать и осуществить профилактические ме­роприятия, предупреждающие повторение подобных случаев в будущем, а так­же привлечь к дисциплинарной и/или материальной ответственности лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению АС.

О принятых мерах по заключению органа расследования АС судовладе­лец информирует его и Госморинспекцию.

5.18. Контроль за осуществлением решений, принятых судовладельцем по результатам расследования АС, осуществляют министерства (ведомства),

5.19. По итогзм расследования АС судовладельцем заполняется аварий­ная карта, форма которой прилагается. По АС с рыбопромысловым судами аварийная карта заполняется органом расследования.

Наши рекомендации