РАБОТА 2 Определение места заложения главной вскрывающей выработки.
Определение места заложения главной вскрывающей выработки решается методом вариантов или по методу проф. П. К. Соболевского (рис. 2.1).
По П. К. Соболевскому грузы сводятся к схеме точек Q1, Q2,…, Qn, расположенных на прямой АВ на определенных расстояниях l1, l2,…,ln-1 друг от друга.
От линии ОМ параллельной АВ, через начальную и конечную точки О и М проводят перпендикуляры, на которых откладывают величину грузов: от точки М — слева направо, а от точки О — в обратном порядке. Затем от точек О и М проводят систему лучей. Тангенсы углов, образованных лучами с прямой линией ОМ, пропорциональны величинам грузов, которые изображены против этих углов. Через точки сосредоточения грузов на прямой А В проводят перпендикуляры и с точки приложения первого груза Q1 строят ломаную линию, отрезки которой параллельны лучам OP, OR и т. д. Таким же образом в обратном направлении строят вторую ломаную линию с точки приложения последнего груза Qn.
Оптимальное место заложения ствола |
Рисунок 2.1.- Определение места заложения основной вскрывающей выработки по методу проф. П. К. Соболевского |
Из треугольников abc и cde видно, что
bc = ab tg α1 = l1 tg α1; de = cd tg α2 = l2 tg α2. Ордината ломаной линии ke = kd + de = bc + de, поэтому ke = l1 tg α1+ +l2tg α2. Тангенсы углов α1 и α2 пропорциональны величинам грузов Q1 и (Q1 + Q2) и т. д., следовательно, ордината bc изображает работу по транспортировке груза Q1 на расстояние 11, ордината ke — суммарную работу по транспортировке груза Q1 на расстояние l1 и (Q1 + Q2) на расстояние l2. Таким образом, ординаты ломаной линии, построенной из точки А, представляют суммарную работу по транспортировке грузов, расположенных слева от каждой точки, которой соответствует данная ордината. Ординаты же ломаной линии, проведенной из точки В, представляют суммарную работу по транспортировке грузов, расположенных справа от каждой точки. Суммы ординат точек двух ломаных линий, расположенных на перпендикулярах клинии АВ (в точках сосредоточения грузов), представляют суммарную работу или стоимость транспортировки грузов, расположенных слева и справа от каждой точки. Обязательными являются одинаковые условия транспортировки грузов справа и слева.
График суммарной работы транспорта получится сложением ординат двух ломаных линий. Точка с минимальной ординатой будет соответствовать месту заложения ствола. Если стоимость 1 ткм (Cтр) транспорта различна, ординаты предварительно умножают на соответствующие стоимости.
При наличии факторов, ограничивающих выбор места заложения выработки (топография поверхности, ее застроенность, гидрогеология, расположение подъездных путей, расположение поверхностных сооружений и др.), установленное оптимальное место заложения уточняется с учетом местных условий.
ЗАДАНИЕ: Определить оптимальное место заложения ствола при исходных данных:
Q1=57000 т, Q2=69000 т, Q3=83000 т Q4=46000 т, Q5=34000 т, Q6=26000 т Q7=102000 Q8=93000 Q9=78000 L1=56 м, L2=68 м, L3=79 м, L4=102 м, L5=88 м, L6=111 м, L7=61 м, L8=72 м.