Глава 7. роль транспорта в развитии мирового хозяйства
Глава 7. Роль транспорта в развитии мирового хозяйства
7.1. Введение в географию транспорта.
Основные факторы и показатели работы мирового транспорта
Транспорт ¾ это особая сфера производства, которую включают в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукцией транспорта является «перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения». Доля транспорта в ВВП стран мира составляет от 6 до 15%. На мировом транспорте занято более 100 млн человек.
География транспорта ¾ отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. География транспорта отражает его важные особенности как отрасли производства:
а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусственных путей сообщения;
б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);
в) универсальность технико-экономических связей с другими отраслями хозяйства;
г) роль транспорта как одной из материальных основ территориально-географического разделения труда;
д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;
е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естественных и искусственных путей сообщения;
ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.
Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы:
1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта.
2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.
3. Плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны.
4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.
5. Базовое состояние отрасли.
6. Развитие внешней торговли.
7. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.
8. Подвижность населения.
9. Размещение городов, курортов и административных центров.
10. Экологический.
11. Уровень развития производительных сил, в том числе по регионам.
12. Природно-географическая среда.
13. Научно-технический прогресс.
Показателями работы транспорта являются грузооборот в тонно-километрах (т/км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро/км). Эти показатели представляют собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Для целей статистики и международных сопоставлений используется показатель, называемый приведенные тонно-километры (приведенная продукция транспорта), который представляет собой сумму тонно- и пассажиро-километров. Величина того или иного морского или речного порта измеряется его грузооборотом. Под грузооборотом порта понимают количество грузов в тоннах, прошедших через порт в течение определенного времени (обычно года).
Важным показателем развития мировой и региональных транспортных систем является их обеспеченность территорий транспортной инфраструктурой. В частности, коэффициент обеспеченности инфраструктурой можно рассчитать по формуле
где А ¾ основные фонды транспортной инфраструктуры, дол.;
Р ¾ численность населения района/страны/региона;
S ¾ площадь экономически активной территории района;
Q ¾ объем продукции, произведенный промышленными и сельскохозяйственными предприятиями на территории района, дол.
Таблица 2.8
Таблица 2.9
Структура мирового грузооборота по видам транспорта, %
Грузооборот, основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материального производства, представляет собой произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Грузооборот измеряется в тонно-километрах (т - км) нетто (на морском транспорте ¾ тонно-милями, где миля равна 1,852 км), т. е. без веса подвижного состава, в котором груз перемещается. Следовательно, грузооборот транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности перевозки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объемом и структурой производства различной продукции, а также зависит от коэффициента перевозимости или коэффициента повторности перевозок.
На дальность перевозки грузов влияют:
¨ размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления продукции;
¨ степень развитости самой транспортной сети (наличие кратчайших или только кружных линий).
В свою очередь, на дальность перевозок (и на связанные с нею размеры грузооборота) оказывают воздействие общественный способ производства материальных благ, особенности процесса обращения продукции и товаров.
В мировых пассажирских перевозках лидирующее положение занимает легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60% всех пассажироперевозок). А если учитывать и автобусное сообщение, то в целом в мире на автомобильный транспорт приходится почти 80% всех перевозок пассажиров.
Таблица 2.10
Доля отдельных видов транспорта в пассажирообороте мира, %
Железнодорожный транспорт.Наибольшую длину имеют железные дороги в США (227 тыс. км), России (87 тыс.), Китае (72 тыс.), Индии (63 тыс.) и Австралии (54 тыс.). Наиболее высокая плотность железных дорог (длина железнодорожных путей на 100 или 1000 кв. км) в Бельгии ¾ 100 км/100 кв. км. В ряде развитых стран ¾ Японии, Франции, Италии, Германии, США ¾ действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час.
По длине электрифицированных дорог первое место в мире занимает Россия, а по степени электрификации (доле электрифицированных дорог) ¾ Швейцария, где электрифицировано почти 100% всех железных дорог. В ряде стран на железных дорогах широко используется тепловая тяга (тепловозы), поэтому процент электрифицированных дорог там ниже (Япония ¾ 50%, Франция, Испания ¾ 30%, США ¾ 25%).
Ширина железнодорожной колеи в разных регионах может быть различной. В зарубежной Европе (за исключением Финляндии и бывших прибалтийских республик СССР) она составляет 1435 мм. В Испании и Португалии ¾ 1668 мм, в России, Финляндии и странах Балтии ¾ 1524 мм. Поэтому в местах, где происходит стыковка дорог с разной колеей (обычно это пограничные станции), устраиваются специальные приспособления, позволяющие производить замену колесных пар с разной шириной колеи. Весной 2003 г. в печати появилось сообщение, что завод в Познани (Польша) наладил производство систем автоматической смены ширины колесных пар, которая позволяет обходиться без длительной процедуры их замены.
Автомобильный транспорт.Мировой автомобильный парк насчитывает примерно 500 млн машин, из которых около 80% сосредоточено в развитых странах. Большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали, например через США ¾ от Атлантического до Тихого океана, Панамериканское шоссе ¾ через Северную и Южную Америку, через Сахару ¾ в Африке.
Водный транспорт. Морской транспорт является самым дешевым видом транспорта. Он обеспечивает около 2/3 внешнеторговых перевозок в мире. Треть всех судов плавает под флагами развитых стран; столько же ¾ под «дешевыми» флагами (Либерия, Панама, Кипр, Сингапур), но это суда, принадлежащие западным судоходным компаниям. Регистрация судна под «дешевым» флагом обеспечивает более низкую себестоимость перевозок, так как в странах «дешевого» флага ниже налоги на регистрацию судна, дешевле наем команды и т. п. Пятая часть морских перевозок обеспечивается развивающимися странами. По тоннажу торгового флота лидируют Либерия, Панама, Греция, а также Япония и США. Основные торговые морские пути проходят через Атлантику (50% морских перевозок), Тихий и Индийский океаны.
Тоннаж морского флота измеряется в регистровых тоннах. Регистровая тонна ¾ это единица объема (а не веса), которая характеризует вместимость судна. Одна регистровая тонна равна 100 куб. футам, или 2,83 м3, и устанавливается на основе обмера судна. Различают брутто-регистровую и нетто-регистровую вместимость. Последняя равна брутто-регистровой вместимости за вычетом помещений для экипажа и машинного отделения, т. е. помещений, не предназначенных для перевозок пассажиров или грузов. Протяженность транспортной сети может выражаться в уставных («статутных») милях (1609 м), реже ¾ в морских международных, или английских, милях (1852 м). Скорость морских судов измеряется в узлах (морских милях в час). Один узел равен 1,85 км/час. Кабельтов ¾ мера длины, используемая для измерения расстояний, равен 1/10 морской мили, или 185,2 м. Дедвейт ¾ полная грузоподъемность судна, включая запасы топлива. Бушель ¾ мера веса сыпучих веществ (чаще всего зерна); английский бушель ¾ 35 кг, американский ¾ около 36 кг.
Товарная структура морских грузовых перевозок включает нефть и нефтепродукты, уголь, железную руду, зерно. Крупнейшими портами мира по грузообороту являются Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Йокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США), Антверпен (Бельгия), Марсель, Гавр (Франция), Лондон. В международных пассажироперевозках роль морского транспорта весьма невелика. После Второй мировой войны его почти целиком вытеснил воздушный транспорт. Морские пассажирские суда используются преимущественно для туристических поездок. Некоторое значение имеют морские паромные перевозки (например, в Балтийском море).
В качестве водных путей большую роль играют проливы (Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Босфор, Дарданеллы, Скагеррак, Каттегат, Большой Бельт, Малый Бельт, Эресунн и др. Важное значение для международного морского судоходства имеют каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина 120-300 м, глубина 20 м), Панамский (длина 82 км, ширина 150-300 м, глубина 13-26 м), Кильский, связывающий Северное и Балтийское моря (длина 98 км, ширина 102 м, глубина 11 м). Режимы прохода судов через каналы и проливы регулируются международными соглашениями.
Воздушный транспорт ¾ наиболее скоростной, но дорогостоящий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов сконцентрирован в США, Канаде, Франции, Австралии, Германии. В мире насчитывается более 1000 пассажирских аэропортов, 400 из которых находятся в Западной Европе. Наиболее крупными в мире считаются аэропорты Чикаго, Далласа, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Лондона, Токио, Франкфурта-на-Майне, Парижа. Некоторые города имеют несколько аэропортов (Париж, Берлин).
Трубопроводный транспорт.Протяженность нефтепроводов и продуктопроводов составляет 600 тыс. км, газопроводов ¾ 900 тыс. км. По продуктопроводам транспортируется уголь, руда в смеси с водой в виде жидкой массы.
Трубопроводы расположены преимущественно в Европе, Северной Америке, на Аравийском полуострове. В России крупнейшими нефтепроводами являются «Дружба» (5,5 тыс. км), связывающий Западную Сибирь с Европой, и нефтепровод «Уренгой-Западная Европа» (4,5 тыс. км).
Таблица 2.11
Таблица 2.12
глава 7. Роль транспорта в развитии мирового хозяйства
7.1. Введение в географию транспорта.
Основные факторы и показатели работы мирового транспорта
Транспорт ¾ это особая сфера производства, которую включают в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукцией транспорта является «перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения». Доля транспорта в ВВП стран мира составляет от 6 до 15%. На мировом транспорте занято более 100 млн человек.
География транспорта ¾ отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. География транспорта отражает его важные особенности как отрасли производства:
а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусственных путей сообщения;
б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);
в) универсальность технико-экономических связей с другими отраслями хозяйства;
г) роль транспорта как одной из материальных основ территориально-географического разделения труда;
д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;
е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естественных и искусственных путей сообщения;
ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.
Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы:
1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта.
2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.
3. Плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны.
4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.
5. Базовое состояние отрасли.
6. Развитие внешней торговли.
7. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.
8. Подвижность населения.
9. Размещение городов, курортов и административных центров.
10. Экологический.
11. Уровень развития производительных сил, в том числе по регионам.
12. Природно-географическая среда.
13. Научно-технический прогресс.
Показателями работы транспорта являются грузооборот в тонно-километрах (т/км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро/км). Эти показатели представляют собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Для целей статистики и международных сопоставлений используется показатель, называемый приведенные тонно-километры (приведенная продукция транспорта), который представляет собой сумму тонно- и пассажиро-километров. Величина того или иного морского или речного порта измеряется его грузооборотом. Под грузооборотом порта понимают количество грузов в тоннах, прошедших через порт в течение определенного времени (обычно года).
Важным показателем развития мировой и региональных транспортных систем является их обеспеченность территорий транспортной инфраструктурой. В частности, коэффициент обеспеченности инфраструктурой можно рассчитать по формуле
где А ¾ основные фонды транспортной инфраструктуры, дол.;
Р ¾ численность населения района/страны/региона;
S ¾ площадь экономически активной территории района;
Q ¾ объем продукции, произведенный промышленными и сельскохозяйственными предприятиями на территории района, дол.