Электрические характеристики аккумуляторных батарей

ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА

Электродвижущей силой (ЭДС) аккумулятора (Е0) называют разность его электродных потенциалов, измеренную при разомкнутой внешней цепи в стационарном (равновесном) состоянии, то есть:

Е0 = φ0+ + φ0- ,

где φ0+ и φ0- соответственно – равновесные потенциалы положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи, В.

ЭДС батареи, состоящей из n последовательно соединенных аккумуляторов:

Е = n×E0 .

Электродный потенциал в общем случае определяется, как разность между потенциалом электрода при разряде или заряде и его потенциалом в равновесном состоянии в отсутствие тока. Однако, следует отметить, что состояние аккумулятора сразу после выключения зарядного или разрядного тока не является равновесным, так как концентрация электролита в порах электродов и межэлектродном пространстве неодинакова. Поэтому электродная поляризация сохраняется в аккумуляторе довольно длительное время и после отключения зарядного или разрядного тока. В этом случае она характеризует отклонение электродного потенциала от равновесного значения j0 за счёт диффузионного выравнивания концентрации электролита в аккумуляторе, от момента размыкания внешней цепи до установления равновесного стационарного состояния.

φ = φ0 ± ψ

Знак «+» в этом уравнении соответствует остаточной поляризации y после окончания зарядного процесса, знак «–» – после окончания разрядного процесса.

Таким образом, следует различать равновесную ЭДС (E0)аккумулятора и неравновесную ЭДС, а точнее НРЦ (U0) аккумулятора в течение времени от размыкания цепи до установления равновесного состояния (период протекания переходного процесса):

E0 = φ0+ - φ0- = Δφ0 (12)

U0 = φ0+ 0- ± (ψ+ - ψ -) = Δφ0 ± Δψ (13)

В этих равенствах:

Δφ0 – разность равновесных потенциалов электродов, (V);

Δψ – разность потенциалов поляризации электродов, (V).

Как указано в разделе 3.1, величину неравновесной ЭДС при отсутствии тока во внешней цепи называют, в общем случае, напряжением разомкнутой цепи (НРЦ).

ЭДС или НРЦ измеряют высокоомным вольтметром (внутреннее сопротивление не менее 300 Ом/В). Для этого вольтметр присоединяют к выводам аккумулятора или батареи. При этом через аккумулятор (батарею) не должен протекать зарядный или разрядный ток.

Если сравнить уравнения (12 и 13), то увидим, что равновесная ЭДС отличается от НРЦ на разность потенциалов поляризации.

Δψ = U0 - E0

Параметр Δψ будет положительным после выключения зарядного тока (U0 > Е0) и отрицательным после выключения разрядного тока (U0 < Е0). В первый момент после выключения зарядного тока Δψ составляет примерно 0,15-0,2 В на аккумулятор, а после выключения разрядного тока 0,2-0,25 В на аккумулятор в зависимости от режима предшествовавшего заряда или разряда. С течением времени Δψ по абсолютной величине уменьшается до нуля по мере затухания переходных процессов в аккумуляторах, связанных в основном с диффузией электролита в порах электродов и межэлектродном пространстве.

Так как скорость диффузии сравнительно невелика, время затухания переходных процессов может составлять от нескольких часов до двух суток, в зависимости от силы разрядного (зарядного) тока и температуры электролита. Причём снижение температуры влияет на скорость затухания переходного процесса значительно сильнее, так как с понижением температуры ниже нуля градусов (по Цельсию) скорость диффузии снижается в несколько раз.

Равновесная ЭДС свинцового аккумулятора (Е0), как и любого химического источника тока, зависит от химических и физических свойств веществ, принимающих участие в токообразующем процессе, и совершенно не зависит от размеров и формы электродов, а также от количества активных масс и электролита. Вместе с тем, в свинцовом аккумуляторе электролит принимает непосредственное участие в токообразующем процессе на аккумуляторных электродах и изменяет свою плотность в зависимости от степени заряженности аккумуляторов. Поэтому равновесная ЭДС, которая, в свою очередь, является функцией плотности электролита [5], будет также функцией степени заряженности аккумулятора.

Для вычисления НРЦ по измеренной плотности электролита используют эмпирическую формулу

U0 = 0,84 + dэ

где «dэ» – плотность электролита при температуре 25ºС в г/см3;

Когда измерить плотность электролита в аккумуляторах не представляется возможным (например – у открытых батарей исполнения VL без пробок или у закрытых батарей исполнения VRLA), о состоянии заряженности можно судить по величине НРЦ в состоянии покоя, то есть не ранее, чем через 5-6 часов после выключения зарядного тока (остановки двигателя автомобиля). Значение НРЦ для батарей, имеющих уровень электролита, соответствующий требованиям руководства по эксплуатации, с различной степенью заряженности при разных температурах приведено в Табл. 1

Таблица 1

Степень заряженности Равновесное напряжение разомкнутой цепи, В, при температурах
% от +20 до +25°С от +5 до – 5°С от –10 до –15°С
95-100 12,70 – 12,90 12,80 – 13,00 12,90 – 13,10
75-80 12,55 – 12,65 12,55 – 12,75 12,65 – 12,85
ОПАСНАЯ ЗОНА
12,20 – 12,30 12,30 – 12,40 12,40 – 12,50
11,95 – 12,10 12,10 – 12,20 12,20 – 12,30
11,60 – 11,80 11,70 – 11,90 11,80 – 12,00

Изменение ЭДС аккумулятора от температуры весьма малозначительно (менее 3·10 -4 В/град) и при эксплуатации аккумуляторных батарей им можно пренебречь.

ВНУТРЕННЕЕ ОПРОТИВЛЕНИЕ

Сопротивление, оказываемое аккумулятором протекающему внутри него току (зарядному или разрядному), принято называтьвнутренним сопротивлением аккумулятора.

Наши рекомендации