Говорите своими словами и следите, чтобы слова соответствовали вашей личности.

Арт использовал вопросы «да» или «нет» весьма эффективно. Кроме того, он учил нас превращать потенциального клиента в активного участника презентации, добиваясь от него согласия за счет использования разумных доводов; здесь могут помочь «наглядные пособия». Арт использовал вопросы «да» или «нет» для подведения клиента к логическому выводу; он не заставлял человека изменять свое мнение, он просто подталкивал его к принятию нового решения на основе дополнительной информации.

Беседа или допрос?

Понимая, что следующая мысль для многих очевидна, я все-таки приведу ее ввиду огромной важности: ГОВОРИТЕ СВОИМИ СЛОВАМИ И СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ СЛОВА СООТВЕТСТВОВАЛИ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ. Ваша работа состоит в изучении и выяснении желаний и потребностей клиента, а не в проведении допроса!

Проявляете ли вы искренний интерес к потенциальному клиенту? Связаны ли ваши вопросы с тем, что обсуждалось до этого (то есть с предыдущими ответами) или вы просто словесно воспроизводите какой-то заранее подготовленный список?

Крайне тягостное впечатление производит поведение, похожее на поведение тех нерадивых ведущих ток-шоу, которые задают вопросы, никак не связанные с предыдущими ответами. Особенно если речь идет о специалистах по продажам.

Одного нашего сотрудника, неправильно проводившего анализ потребностей, потенциальный клиент в какой-то момент прервал и задал вопрос: «Простите, вы действительно торговый агент, а не агент ФБР?».

Важность анализа потребностей — не повод переходить за рамки дозволенного. Чтобы проводить этот процесс с должным тактом, научитесь правильно задавать вопросы. Большинство профессионалов в сфере продаж, безусловно, не хотят походить на агентов ФБР или на нерадивых ведущих ток-шоу. В связи с этим может возникнуть вопрос: как получать нужную вам информацию, чтобы и вы, и потенциальный клиент чувствовали себя при этом комфортно? Я рад, что вы его задали, потому что именно этому посвящена глава седьмая.

ЧАСТЬ 1 УСПЕШНОГО ПРОЦЕССА ПРОДАЖ: АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1. Правильные вопросы позволяют завоевать доверие потенциального клиента.

2. Комбинируйте эмоции и логику:

А. Используйте вопросы «для ума» и «для чувств». Б. Используйте связку из трех вопросов. В. Используйте «наглядные пособия», чтобы потенциальный клиент смог «увидеть» идею.

Успешный специалист по продажам является мастером слова и живописцем.

4. Изучайте потенциального клиента с помощью трех типов вопросов:

А. Вопросов «с открытой дверью». Б. Вопросов «с закрытой дверью». В. Вопросов «да» или «нет».

5. Наименее развитым из инструментов специалиста по продажам являетсяего ГОЛОС. Для развития этого инструмента:

А. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Б. Читайте и записывайте .на магнитофон эту книгу и

свои презентации.

В. Пейте теплую воду перед выступлением. Г. Подчеркнуто открывайте рот. Д. Улыбайтесь.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ДРУЖЕСКИЙ «ДОПРОС»

Как превратить интервью

в комфортную беседу

Свет 400-ваттной лампы без абажура бил Ральфу в глаза с такой силой, что когда он смотрел на своего визави, то видел лишь смутные красно-желтые очертания плотного мужчины, вырывающего у него признание.

— Не знаю, — стонал Ральф, уже сомневаясь, что эта пытка когда-нибудь закончится.

— Так, — чуть ли не кричал его мучитель, — если вы не знаете, кто тогда знает?

Хотя это сцена скорее напоминает эпизод из фильмов, которые шли на экранах в конце сороковых годов, на самом деле именно такие картины рождаются в голове потенциального клиента, которому ВЫ назначили встречу. Для некоторых людей беседа со специалистом по продажам стоит в одном ряду со слушаниями в суде или встречей с налоговым инспектором. Как можно изменить подобное отношение? Только превратив себя в безупречного профессионального собеседника.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Мой друг и коллега Джим Каткарт проводит Семинар, на котором он учит «внутреннему взгляду». Пока ничего не понятно? Слово «интервью» можно перевести как обмен взглядами. Для получения информации, необходимой для анализа потребностей, гораздо эффективнее смотреть на потенциального клиента его внутренним взглядом. Если вы освоите этот прием, ваши позиции в сфере продаж будут значительно усилены.

ФОРМУЛА ЛОЦП

Даже наиболее преуспевшие специалисты по продажам испытывают трудности при формулировке вопросов для потенциального клиента, с которым встречаются в первый раз. А есть и такие, кто не может усвоить простое правило — сообщать собеседнику необходимую вводную информацию и лишь затем переходить собственно к вопросам.

Формула ЛОЦП позволяет строить профессиональную беседу таким образом, чтобы она была комфортной и для вас, и для потенциального клиента. ЛОЦП, словно лоцман, укажет вам тот путь и то направление, следуя которому вы обязательно создадите необходимую обстановку и настрой.

ЛИЧНОСТЬ

Буква «Л» в формуле ЛОЦП означает ЛИЧНОСТЬ (или люди). Ваша задача как специалиста по продажам, заинтересованного в завоевании доверия и выяснении желаний и потребностей, состоит в сборе (и предоставлении) необходимой информации о людях, участвующих в процессе продажи.

Когда вы входите в офис потенциального клиента для личной встречи, подмечайте «зрительные подсказки» (картины, трофеи, дизайн офиса), которые позволят найти общие интересы. Если же вы связываетесь с офисом потенциального клиента по телефону, помните об эффективности искреннего комплимента. «Как приятно было с вами поговорить» или что-нибудь подобное (важно, чтобы это прозвучало искренне, а не как дежурный комплимент), например, «Спасибо большое, что вы меня выслушали», — все это создаст благоприятную обстановку для дальнейшей работы.

Для вас ценно ВСЕ, что выражает ИСКРЕННИЙ интерес к потенциальному клиенту. Подготавливая ряд вопросов для своего собеседника, помните, что иногда можно и нужно поделиться какой-то личной информацией о самом себе, но не забывайте, что ВЫ о себе уже все знаете. Сообщайте лишь тот минимум, который необходим для поддержания беседы, не превращайте себя в центр внимания. Применяйте простое эмпирическое правило: ваша доля в личностном обсуждении — 25 процентов. Другими словами, три части должно приходиться на потенциального клиента и лишь одна — на вас

Истинный профессионал, который действительно заботится о потенциальных и состоявшихся клиентах, собирает информацию и для последующих визитов и бесед. Случайные вопросы о том, как закончилась важная игра или где потенциальный клиент и его супруга решили отметить годовщину свадьбы, со временем помогут другим понять, что вы действительно думаете о них и считаете их очень важными людьми, каковыми они на самом деле и являются. Ключевыми словами, о которых следует помнить в этом процессе, являются: краткость, теплота, искренность и дружелюбие.

Наши рекомендации