Теоретические концепции внешней торговли.

Меркантелизм. меркантилисты считали, что стране нужно ограничить импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других. К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов.

В основе теории сравнительных (СМИТ, Рикардо, Торренс, Милль) - идея о существовании различий между странами в условиях производства и что затраты на выращивание килограмма винограда в Ирландии и в Италии различны. Следовательно, вместо выпуска всех товаров, на которые предъявляется спрос, значительно выгоднее сосредоточиться на производстве какого-либо одного, но требующего наименьших затрат. Специализация на этом товаре позволит посредством обмена приобрести на внешнем рынке все другие товары.

Классические теории внешней торговли, объяснявшие международную торговлю различиями в абсолютных и относительных затратах труда на производство товаров в различных странах уже не в состоянии объяснить процессы происходящие во внешней торговле.

Объяснение этих тенденций возможно на основе неотехнологических или альтернативных теорий международной торговли. Косновным из них необходимо отнести теории конкурентных преимуществ, жизненного цикла продукта, технологического разрыва, эффекта масштабности производства, подобия стран.

Теория конкурентных преимуществ предполагает, что основным двигателем современной торговли является конкуренция отраслей, фирм. При этом факторами способствующими повышению конкурентоспособности признаются: факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли.

Согласно теории жизненного цикла продукта товар в своем развитии проходит четыре стадии и в соответствии с ними объем прибыли изменяется во времени. В соответствии с теорией технологического разрыва выгоды от внешней торговли получают те страны, которые производят высокотехнологичную продукцию, пользующуюся повышенным спросом и не имеющую аналогов в мире.

Суть теории эффекта масштабности производства в том, что страна с большим внутренним рынком, будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве в то время как малые страны должны специализироваться на выпуске продукции не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены

Шведские ученые Хекшер и Олин: разработали теорему "выравнивания цен на факторы производства" (т.е. что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах, их ценами).

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием "парадокс Леонтьева". Леонтьев показал, что амер. экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и можно было утверждать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

Все теории торговли исходят из предположения, что направления международных товарных потоков определяются ценами, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами. Хотя теория цен в действительности дает лишь неполное объяснение реального механизма международной торговли, ее вполне достаточно для понимания «выгод от торговли».

Выгоды от международной торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения ресурсов за границы отдельных государств. Страны мира стремятся продавать национальную продукцию за рубежом и покупать товары в других странах по той же самой причине, по которой отдельные люди что-то продают и что-то покупают вместо того, чтобы пытаться производить все необходимое самостоятельно.


Наши рекомендации