А для того, чтобы проверить акции, которые вы уже отобрали?

И для этого тоже. После еженедельного отбора акций, интересных для меня в плане покупки, я иногда жду появления акции в этой таблице. Для меня это — сигнал к действию.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как вы используете по­казатель объема.

Когда акция, которая некоторое время росла, начинает консолидацию, нужно убедиться в уменьшении объема. В его поведении нужно разглядеть нисходящую тенденцию. Если потом объем снова начинает расти, то это обыч­но означает, что акция готова к новому старту.

То есть уменьшение объема в фазе консолидации — это положи­тельный признак. Если вы видите, что объем по-прежнему остается очень высоким, то не начинаете ли вы подумывать о возможном разво­роте на вершине?

Верно, ибо это показывает, что многие освобождаются от данной акции. Повышение объема хорошо при прорыве вверх, а при консолидации нужно, чтобы он падал.

Какие еще сигналы объема вы отслеживаете?

Когда рынок, или акция, формирует основание, нужно убедиться в том, что выросший объем не сопровождается дальнейшим падением цены. Напри­мер, если индекс Доу падает сначала с 2200 до 2100 и до 2085 на следующий день, а затем закрывается выше при возросшем объеме, то это указывает на поддержку. Значит, на рынок приходит множество покупателей.

Критерии отбора акций, о которых вы рассказали, являются, по существу, методологией CANSLIM (УНила. [Определения см. в интер­вью с О'Нилом.] Дополнили ли вы подход (УНила чем-то своим?

Да. Я обнаружил, что большинство самых удачных сделок, рекомендован­ных нами, начиналось тогда, когда превышение цен над доходностью было мень-

264 Дэвид Райап

ше 30-кратного. По мнению О'Нила, величина Р/Е (цена/доходность) важ­ной роли не играет. А, по-моему, играет — в том смысле, что процент успеш­ных сделок по акциям с меньшими значениями Р/Е много выше.

Но, наверное, величина Р/Е не должна быть слишком маленькой?

Говоря об акциях с меньшими коэффициентами Р/Е, я имею в виду те акции, у которых эти показатели находятся между значением Р/Е индекса S&P 500 и его двукратной величиной. То есть, когда S&P 500 в пятнадцать раз превышает свою доходность, нужно стараться покупать акции с Р/Е в диапазоне от 15 до 30. Если вы начинаете сильно выходить за уровень двойно­го Р/Е для S&P 500, то вам потребуется более точный выбор момента для входа. Значит, вы неизбежно совершите несколько больше ошибок на акци­ях с более высокими Р/Е.

Следовательно, вы избегаете акций с высокими Р/Е?

Да, зачастую я так и поступаю. Самый прибыльный вариант — это когда вы находите акцию с устойчивой тенденцией роста доходности и такую, которая идет с таким же Р/Е, как у широкого рынка акций.

Если вы избегали акций с высоким Р/Е, то не помешало ли это улав­ливать подъем всей биомедицинской отрасли?

Здесь дело обстояло несколько иначе, ибо вся эта группа шла с высокими значениями Р/Е.

Значит, для новых отраслей нужно делать исключение?

Конечно, ведь эти правила не из тех, что требуют безоговорочного соблю­дения.

В 1980-е годы поведение рынка в основном осталось тем же, что и в 1970-е и 1960-е?

Да. Из года в год в ходу одни и те же типы акций. Поведение рынка совсем не изменилось. Возьмите какую-нибудь из самых прибыльных акций 1960-х и сравните ее с любым лидером 1980-х: их характеристики будут абсолютно оди­наковыми.

Дэвид Райап 265

Есть ли у Вас какие-либо соображения относительно игры на по­нижение?

Мне нужно побольше изучить этот вопрос и поднакопить практического опыта. Впрочем, для того чтобы выбрать акцию для игры на понижение, нуж­но обратить все те характеристики, о которых мы говорили. Вместо акций с хорошей историей роста нужно искать акции с плохими данными 5-летнего роста и падающей квартальной доходностью. Акция должна терять относи­тельную силу, прерывать восходящие тенденции и начинать серию новых ми­нимумов.

Не думаете ли вы, что если мы войдем в затяжной медвежий ры­нок, то решающим фактором сверхрезультативности может стать игра на понижение?

Да, думаю, это могло бы помочь. А вот Билл О'Нил скажет вам, что играть на понижение в три раза труднее, чем покупать акции. Билл говорит, что весо­мую прибыль он получил лишь на двух из девяти прошлых медвежьих рынков. И он считает, что самое лучшее, что можно сделать на медвежьем рынке, — это просто переждать его в сторонке.

Наши рекомендации