Тема 13. Основы международного права

В настоящее время существуют два основных уровня права — международное право (МП) и национальное право.

Национальное право призвано, главным образом, регулировать отношения внутри страны, взаимоотношения субъектов внутригосударственной сферы отношений. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

МП, напротив, регламентирует, международные отношения.

Выделяют международные межгосударственные и немежгосударственные отношения.

Нормы МП направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений — государствами.

Международными немежгосударственными являются отношения:

1) между государствами и международными организациями, а также государство-подобными образованиями (например, отношения Интерпола с государствами-участниками);

2) между международными организациями (например, отношения ВТО и ЕС);

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой (служба в учреждениях ООН, представительство предпринимателей в органах МОТ и др.);

4) между физическими и юридическими лицами (международная купля-продажа товаров, трудовые отношения с мигрантами, брачно-семейные отношения с иностранными гражданами и др.).

Иногда предмет регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает. К примеру, вопросы обеспечения и защиты прав человека подпадают под действие и международно-правовых, и внутригосударственных норм. Совокупность норм МП и национального права, регламентирующих конкретные отношения, получила название правоприменительного комплекса.

Юридическими функциями МП можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция МП заключается в том, что МП призвано организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным. В последнее время эта функция приобретает все более важное значение в связи с изменением соотношения сил на международной арене и попыткой США "переделать мир по себя".

Второй функцией МП является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и регулируя общественные отношения, нормы МП наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция заключается в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые МП.

МП является постоянно развивающейся системой права. В нем активно осуществляются процессы кодификации. Кодификация МП — это более точное формулирование и систематизация норм МП в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.

В процессе кодификации и прогрессивного развития широко используются методы гармонизации и унификации. Гармонизация права — это способ обеспечения единства путем выработки общих нормативных понятий и категорий. С помощью унификации государства и международные организации осуществляют единообразное регулирование правовых отношений. Она выражается в создании международных норм, заменяющих или действующих вместе с национальными нормами.

Важную роль в кодификации и прогрессивном развитии МП играет Комиссия международного права, 1947 г.

Возникновение и развитие МП связано с возникновением государства. МП возникло в период раннего рабовладельческого строя на Древнем Востоке.

Одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор между правителями месопотамских городов (около 3100 г. до н.э.). подтверждавший государственные границы и их неприкосновенность.

Похожие договоры заключались в Египте и Индии.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и создававшие военно-политические союзы.

В Древнем Риме послы избирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. Иностранные послы считались находящимися под защитой богов.

В период Античности заключались союзные договоры. В этот же период уже начало проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Подробно регламентировалась процедура объявления войны. Возникает принцип соблюдения договоров; нарушение договора рассматривалось как нарушение порядка, установленного богами.

На смену Древнему международному праву пришло средневековое, принесшее институт консулов, которые защищали национальные интересы в иностранных государствах и получали определенные права и иммунитеты. В Западной Европе получили развитие институты морского права. Развивались различные средства разрешения споров (арбитражи, посредничество).

Основы МП Нового времени были заложены в XVII в. На европейском континенте в это время существовало большое число независимых государств с собственными интересами, требующими упорядочивания. На Вестфальском конгрессе 1648 г. были установлены границы большинства европейских государств. В конце XVI — начале XVII в. Россия начала обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами. Французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод. Декларация аббата Грегуара, одобренная Конвентом в 1795 г., сформулировала новый подход к МП.

В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля.

На первой Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующих правила ведения войны и регламентирующих мирные способы разрешения международных споров.

Своеобразным разделом между старым и современным МП стала Первая мировая война. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов МП. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г., включала 59 государств. На смену ей пришла ООН, Устав которой был подписан 26 июня 1945 г.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 1990-х гг. На месте бывшего СССР возникли новые самостоятельные государства, было создано СНГ. С прекращением существования СССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

Основу МП составляют его принципы - основополагающие общепризнанные нормы МП, обладающие высшей юридической силой в данной системе права. Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

Принцип неприменения силы или угрозы силой закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООН. В соответствии с данным принципом все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм МП должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по МП.

Принцип территориальной целостности государств закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООП. Согласно этому принципу государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств зафиксирован в п. 7 ст. 2 Устава ООН. На основе этого принципа каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства: не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом. В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…».

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Принцип нерушимости государственных границ. Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Содержание принципа содержится в Декларации принципов 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или её применение.

Принцип уважения прав человека и основных свобод. Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Наши рекомендации