Ситуационная задача № 7

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Дисциплина

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

(для первичной аккредитации)

2015 г.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Дисциплина

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

(для первичной аккредитации)

Ситуационная задача № 1

Изготавливая препарат по прописи:

Возьми:

Настоя травы пустырника 180 мл

Анальгина 1,0

Натрия бромида

Магния сульфата поровну по 2,0

Настойки валерианы 6 мл

Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент поместил в цилиндр инфундирного стакана 6,0 г измельченной травы пустырника, затем залил 192 мл воды очищенной и настаивал в инфундирном аппарате на кипящей водяной бане 15 мин, периодически помешивая. Затем настаивание продолжалось при комнатной температуре 45 мин. Настой профильтровал через марлю и тампон ваты, промытый водой, отжимая сырье. В приготовленном настое растворил 1,0 г анальгина при помешивании и вновь профильтровал через тот же тампон ваты во флакон для отпуска; туда же отмерил 10 мл 20 % раствора натрия бромида и 4 мл 50 % раствора магния сульфата и 6 мл настойки валерианы, тщательно перемешал. Флакон снабдил рецептурным номером и предупредительными надписями: «Беречь от детей», «Сохранять в прохладном месте».

· Были ли сделаны студенту замечания преподавателем при контроле процесса изготовления и изготовленного препарата?

· Какой тип дисперсной системы образуется при правильном изготовлении.

· Как отразился использованный студентом вариант технологии на качестве микстуры?

Ситуационная задача № 2

Изготавливая препарат по прописи:

Возьми: Резорцина 1,5

Серы очищенной 3,0

Вазелина 50,0

Смешай, чтобы получилась мазь.

Обозначь. Смазывать ухо.

· Обоснуйте требования, которые предъявляет ГФ к лекарственной форме «Мази»?

· Как реализуются эти требования в условиях аптеки?

· По каким показателям качества следует оценить мазь, изготовленную по данной прописи?

· Какого типа мазь образуется?

· К какому типу основ относят вазелин?

· Каковы источники его получения?

· Основные свойства?

· Какие еще основы этого типа разрешены для применения в медицине?

Ситуационная задача № 3

В аптеку поступил рецепт, содержащий пропись:

Rp.: Solutionis Perhydroli 20 % - 150 ml

Da. Signa: по 1 чайной ложке для полосканий

В аптеке имеется пергидроль с концентрацией водорода пероксида – 40 %; при стандартном содержании 27,5 – 30,1 %.

· Обратите внимание на способ выписывания вещества в прописи рецепта и более высокую концентрацию водорода пероксида в растворе, имеющемся в аптеке, по сравнению со стандартом.

· Решите вопрос о возможности изготовления данного раствора.

· В случае положительного решения сделайте необходимые, обоснованные расчеты.

· Приведите оптимальный вариант технологии изготовления.

· Оцените качество на стадиях изготовления, изготовленного препарата и при отпуске из аптеки.

Ситуационная задача № 4

В аптеку поступил срочный на порошок для ребёнка 4-х месяцев

Rp. Phenobarbitali 0,005

Analgini

Antipyrini aa 0,02

Glucosi 0,15

Misce ut fiat pulvis

Da tales doses N.12

Signa. По 1 порошку 3 раза в день при повышении температуры.

Провизор-технолог, произведя фармацевтическую экспертизу, принял решение о необходимости немедленно проконсультироваться с врачом, выписавшим препарат.

· Какое решение было принято специалистами после консультации?

· Был ли изготовлен препарат по приведенной выше прописи и отпущен из аптеки?

· Предложите оптимальный вариант технологии порошков в случае их изготовления, отразив его в ППК.

Ситуационная задача № 5

Аптека закупила значительные количества субстанции натрия тиосульфата.

· Как может быть использован натрий тиосульфат при изготовлении лекарственных форм?

· Приведите примеры лекарственных форм, в которых может быть назначен натрий тиосульфат.

· Сравните особенности изготовления растворов для внутреннего применения и стерильных растворов.

· В чем состоят особенности расчетов и изготовления растворов №1 и № 2 Демьяновича.

· Приведите примеры использования натрия тиосульфата в качестве вспомогательного вещества и обоснуйте выбор натрия тиосульфата в качестве стабилизатора.

Ситуационная задача № 6

Какой технологический прием используютпри изготовлении водных и глицериновых растворов йода? Проконсультируйте фармацевта – молодого специалиста по особенностям расчетов и технологии изготовления препарата по прописи:

Rp.: Iodi 0,06

Kalii iodidi 0,6

Extracti Valerianae 3,0

Pulveris radicis Liquiritiae quantum satis.

Misce, ut fiant pilulae N. 40

Da. Signa: по 1 пилюле 3 раза в день.

Ситуационная задача № 7

Изготавливая препарат по прописи:

Возьми: Кислоты салициловой 0,5

Раствора йода спиртового 2 % - 10 мл

Глицерина 10,0

Этанола 70 % - 50 мл

Смешай .Дай. Обозначь: смазывать пораженные участки кожи.

· В сухом отпускном флаконе студент растворил 0,5 г кислоты салициловой, 0,2 г йода в 10 мл 90 %-ном этаноле, затем отмерил 50 мл 70 %-ного этанола, 10 мл глицерина и все тщательно взболтал. Флакон оформил основной этикеткой «Наружное» и дополнительными этикетками «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте».

· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.

· Какова масса этанола учетной концентрации отпущена по рецепту?

Наши рекомендации