Показатели экономической эффективности инвестиционных проектов

Эффективность инвестиционных проектов определяется на основе системы показателей:

- коммерческой (финансовой) эффективности,

- бюджетной эффективности,

- экономической эффективности.

Одной из составляющих комплексной оценки эффективности проекта является выявление его социальных и экологических последствий.

Коммерческая (финансовая) эффективность проекта учитывает финансовые последствия реализации проекта для ее непосредственных участников. Она определяется соотношением затрат и финансовых результатов, обеспечивающих требуемый уровень доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться для инвестиционного проекта в целом или для конкретных участников проекта с учетом их вклада.

Показатели эффективности проекта в целом исчисляются по результатам инвестиционной и операционной деятельности, т.е. на основании потока реальных денег без учета результатов финансовой деятельности, а показатели эффективности для участников проекта включают все притоки и оттоки денежных средств конкретного участника.

Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, который используется для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки.

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и могут быть количественно оценены.

Показатели народно-хозяйственной эффективности определяют эффективность проекта с позиций экономики в целом, отрасли, региона, связанных с реализацией проекта.

Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и народно-хозяйственную экономическую эффективность.

Выделение подобных видов достаточно искусственно и связано с определением единого показателя экономической эффективности для различных объектов и уровней экономической системы: народного хозяйства в целом (глобальный критерий экономической эффективности), регионального, отраслевого, уровня предприятия или конкретного инвестиционного проекта.

Согласно методическим рекомендациям эффективность инвестиций характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов и позволяющих судить об экономических преимуществах одних инвестиций над другими.

Показатели эффективности инвестиций можно классифицировать по следующим признакам.

1. По виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности инвестиций:

- абсолютные, в которых обобщающие показатели определяются как разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных с реализацией проекта;

- относительные, в которых обобщающие показатели выражаются отношением стоимостных оценок результатов проекта к совокупным затратам на их получение;

- временные, которыми оценивается период окупаемости инвестиционных затрат.

2.. По методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов:

- статические, в которых денежные потоки, возникающие в разные моменты, рассматриваются как равноценные;

- динамические, в которых денежные потоки, вызванные реализацией проекта, приводятся к эквивалентной основе посредством дисконтирования и обеспечивают сопоставимость разновременных денежных потоков.

К статическим относятся показатели, основанные на учетных оценках, а к динамическим – на дисконтированных оценках.

К группе статических относятся срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP) и коэффициент эффективности инвестиции (Accounting Rate of Return, ARR).

К динамическим показателям относятся: чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость – Net Present Value, NPV); индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI); внутренняя норма рентабельности (Intend Rate of Return, IRR); модифицированная внутренняя норма рентабельности (Modified Internal Rate of Return, MIRR); дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP).

Оценка эффективности каждого инвестиционного проекта должна учитывать:

- влияние стоимости денег во времени;

- альтернативные издержки;

- возможные изменения в параметрах проекта;

- проведение расчетов на основе реального потока денежных средств, а не бухгалтерских показателей;

- инфляцию;

- риск, связанный с осуществлением проекта.

Экономическое регулирование государства в сфере энергосбережения

Налоговая поддержка

В соответствии со статьей 67 Налогового кодекса Российской Федерации по инвестициям в создание объектов и технологий высокой энергетической эффективности, возможно предоставление инвестиционного налогового кредита. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» утвержден перечень таких объектов и технологий. Возможность использования инвестиционного налогового кредита решается с помощью индикатора энергетической эффективности и установленных максимальных значений этого индикатора на соответствующем объекте или технологии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 г. № 562 отменяет действие постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 857 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» и существенно увеличивает количество объектов, по которым возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, с 4 до 56 объектов.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 259.3 НК РФ, по основным средствам, имеющим высокую энергетическую эффективность и объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности (если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности) к основной норме амортизации организации вправе применять коэффициент 2. Перечень таких объектов должен быть установлен постановлением Правительством Российской Федерации. На текущий момент перечень разработан, проходит согласование и в ближайшее время будет утвержден.

В соответствии с пунктом 21 статьи 381 НК РФ в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность и в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности в течение трех лет со дня постановки на учет этого имущества организации освобождаются от уплаты налога на имущество. Перечень таких объектов устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации и на текущий момент не утвержден.

Субъекты Российской Федерации в качестве мер налоговой поддержки мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности вправе устанавливать налоговые льготы по региональным налогам.

Бюджетная поддержка

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона № 261-ФЗ федеральная бюджетная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться за счет со финансирования расходных обязательств в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в форме субсидий из федерального бюджета.

Согласно Государственной программе предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета на 2011-2020 гг. в размере 70 млрд.руб. Правила предоставления таких субсидий определены Постановлением №746. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года № 1843-р из федерального бюджета 55 субъектам Российской Федерации было предусмотрено предоставление такого со финансирования на общую сумму 5,271 млрд.руб.

В настоящее время разработаны и находятся на согласовании изменения постановления , которыми установлены правила предоставления соответствующих субсидий в 2014 году и последующие годы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 № 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» по кредитам, облигационным займам на инвестиционные проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации.

Согласно Государственной программе предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2011-2020 гг. в размере 100 млрд.руб.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона № 261-ФЗ одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является возможность возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако, в Государственной программе, равно как в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, средства на эти цели не предусмотрены. Правила предоставления соответствующих субсидий из федерального бюджета также до настоящего времени не приняты.

Меры бюджетной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемые на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут заключаться в предоставлении субсидий из бюджетов соответствующего уровня и предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации муниципальных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и энергетической эффективности.

В качестве примера можно привести следующие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на осуществление которых субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе предоставлять субсидии:

- поддержка отдельных категорий потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов на используемые энергетические ресурсы;

- предоставление субсидий ресурсоснабжающим организациям путем выделения средств на возмещение расходов, понесенный в связи с представлением рассрочки оплаты по договору установки, замены и (иди) эксплуатации приборов учета;

- компенсация в случае установленной социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых в расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующих социальной норме потребления, организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление;

- возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- организация и развитие производства оборудования и материалов, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Тарифная поддержка

Государственная поддержка тарифного (ценового) стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации посредством:

- дифференцирования цен (тарифов) по времени суток (установленным периодам времени), дифференциация по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов;

- установления органами государственной власти в области государственного регулирования тарифов социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующих социальной норме потребления, при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление;

- реализации иных мер тарифного (ценового) стимулирования, основанных на сочетании интересов производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов.

Одним из основных стимулов к повышению энергетической эффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала, с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству, надежности и развитию предоставляемых услуг. При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергетические ресурсы, повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цены.

Наши рекомендации