Тема 2. Классификация инноваций
2.1. Обоснование базовых принципов классификации инноваций.
2.2. Многообразие подходов к классификации инноваций.
2.1. Обоснование базовых принципов классификации инноваций.
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
В зарубежной и отечественной литературе по инновационному менеджменту выделяется большое количество видов инноваций. Выделяют различные основания классификации, инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков классификации используются:
Рисунок 2.1. Классификация инноваций.
С учетом имеющего опыта и приведенных критериев академик Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций, которая охватывает все аспекты инновационной деятельности (таблица 1):
Таблица 2.1. Классификация инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Уровень новизны | 1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов); 1.2. Ординарные («ноу-хау», рационализаторские предложения и т.д.). |
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество. | 2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга; 2.2. То же НИОКР; 2.3. Организационно – технологическая подготовка производства; 2.4. Производство (включая тактический маркетинг); 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем. |
3. Масштаб новизны инновации | 3.1. Инновации новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты); 3.2. Новые в стране; 3.3. Новые в отрасли; 3.4. Новые для фирмы. |
4.Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | 4.1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки; 4.2. То же в сфере образования; 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение); 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство). |
5. Сфера применения инновации (новшества) | 5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения; 5.2. Новшества для накопления на фирме; 5.3. Новшества, в основном для продажи; |
6. Частота применения инновации | 6.1. Разовые; 6.2. Повторяющиеся (диффузия). |
7. Форма новшества – основы инновации | 7.1. Открытия, изобретения, патенты; 7.2. Рационализаторские предложения; 7.3. «Ноу-хау»; 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.д. |
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации | 8.1. Научно – технический; 8.2. Социальный; 8.3. Экологический; 8.4.Экономический (коммерческий); 8.5. Интегральный |
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.
2.2. Многообразие подходов к классификации инноваций.
Рассмотрим ряд базовых классификаций более подробно.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
¨ радикальные (базовые);
¨ улучшающие;
¨ модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
¨ технологические;
¨ производственные;
¨ экономические;
¨ торговые;
¨ социальные;
¨ в области управления.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
¨ единичные
¨ диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
¨ сырьевые
¨ обеспечивающие (связывающие)
¨ продуктовые
3. По преемственности:
¨ замещающие
¨ отменяющие
¨ возвратные
¨ открывающие
¨ ретровведения
4. По охвату:
¨ локальные
¨ системные
¨ стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
¨ радикальные
¨ комбинаторные
¨ совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.