Тема 2. Классификация инноваций

2.1. Обоснование базовых принципов классификации инноваций.

2.2. Многообразие подходов к классификации инноваций.

2.1. Обоснование базовых принципов классификации инноваций.

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

В зарубежной и отечественной литературе по инновационному менеджменту выделяется большое количество видов инноваций. Выделяют различные основания классификации, инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков классификации используются:

Тема 2. Классификация инноваций - student2.ru

Рисунок 2.1. Классификация инноваций.

С учетом имеющего опыта и приведенных критериев академик Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций, которая охватывает все аспекты инновационной деятельности (таблица 1):

Таблица 2.1. Классификация инноваций

Признак классификации Виды инноваций
1. Уровень новизны 1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов); 1.2. Ординарные («ноу-хау», рационализаторские предложения и т.д.).
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество. 2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга; 2.2. То же НИОКР; 2.3. Организационно – технологическая подготовка производства; 2.4. Производство (включая тактический маркетинг); 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем.
3. Масштаб новизны инновации 3.1. Инновации новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты); 3.2. Новые в стране; 3.3. Новые в отрасли; 3.4. Новые для фирмы.
4.Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация 4.1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки; 4.2. То же в сфере образования; 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение); 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство).
5. Сфера применения инновации (новшества) 5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения; 5.2. Новшества для накопления на фирме; 5.3. Новшества, в основном для продажи;
6. Частота применения инновации   6.1. Разовые; 6.2. Повторяющиеся (диффузия).
7. Форма новшества – основы инновации 7.1. Открытия, изобретения, патенты; 7.2. Рационализаторские предложения; 7.3. «Ноу-хау»; 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.д.
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 8.1. Научно – технический; 8.2. Социальный; 8.3. Экологический; 8.4.Экономический (коммерческий); 8.5. Интегральный


Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

2.2. Многообразие подходов к классификации инноваций.

Рассмотрим ряд базовых классификаций более подробно.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

¨  радикальные (базовые);

¨  улучшающие;

¨  модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

¨  технологические;

¨  производственные;

¨  экономические;

¨  торговые;

¨  социальные;

¨  в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

¨  единичные

¨  диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

¨  сырьевые

¨  обеспечивающие (связывающие)

¨  продуктовые

3. По преемственности:

¨  замещающие

¨  отменяющие

¨  возвратные

¨  открывающие

¨  ретровведения

4. По охвату:

¨  локальные

¨  системные

¨  стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

¨  радикальные

¨  комбинаторные

¨  совершенствующие

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Наши рекомендации