Технологическая часть практики
Приступая к изучению технологии производства, студенты слушают лекции, знакомятся с историей предприятия, продукцией, выпускаемой предприятием и основными требованиями, предъявляемыми к ней.
В этой части практики студенты выполняют работу по изучению действующих на предприятии технологических процессов изготовления и сборки машин, по проектированию новых технологических процессов и организации технологической подготовки производства.
В соответствии с индивидуальным заданием необходимо изучить и спроектировать технологию изготовления двух деталей средней сложности, начиная с получения заготовки и кончая техническим контролем. В качестве объектов для проектирования могут быть определены детали различных машин, оборудования, а также различные виды металлорежущего инструмента. При подготовке задания руководитель практики должен в качестве одного из объектов назначить деталь, имеющую зубчатые или шлицевые поверхности (зубчатое колесо, зубчатая муфта, вал или втулка со шлицами или другая деталь, обрабатываемая на зубо- или шлицеобрабатывающих станках), а также детали, обрабатываемые на станках с числовым программным управлением, фрезерных станках с использованием делительных головок, копировальных устройств, на токарно-затыловочных, токарно-копировальных и других станках.
Вторым объектом, может служить корпусная деталь, содержащая точные сопряжения, резьбовые и комбинированные отверстия (корпус редуктора, корпус коробки передач, ползун гидравлического пресса, корпус бетоносмесительной установки, шатун кривошипного пресса), а также другие детали с отверстиями, оси которых параллельны или перпендикулярны, многоосные детали (шатуны, рычаги, поршни, крестовины, корпуса сборных фрез).
При изучении технологии изготовления заданной детали студент должен:
1. Вместе с сотрудником предприятия пройти по технологическому маршруту обработки заданной детали, чтобы получить общее представление о технологии изготовления. При этом необходимо обратить внимание на применяемое технологическое оборудование, оснастку, методы технического контроля, средства транспортировки заготовок, вопросы охраны труда и т.п. Одновременно получить сведения, на каких технологических операциях имеются случаи брака, какие рабочие места являются лимитирующими по производительности труда.
2. Тщательно изучить чертежи детали и заготовки, технические требования к точности и качеству изготовления. Выяснить служебное назначение и условия работы заданной детали в сборочном узле. По возможности выяснить причины брака.
3. Изучить непосредственно на рабочих местах соответствие выполняемого технологического процесса механической обработки заданных деталей запроектированному технологическому маршруту, оборудованию, режимам резания и режущему инструменту. Проанализировать причины отступлений.
4. Выполнить анализ технологичности конструкции деталей и заготовок. В необходимых случаях дать предложения по улучшению технологичности конструкции детали. Возможность практической реализации таких предложений определяется совместно с работниками предприятия.
5. По каждой детали подробно описать последовательность обработки, выбора и порядка перемены баз, а также методов достижения заданной точности и шероховатости обрабатываемых поверхностей.
6. По основным, наиболее ответственным операциям технологического процесса:
· составить технологически эскизы (карты наладок) с указанием баз, мест закрепления, припусков и допусков, шероховатости поверхностей, режущих инструментов;
· проверить расчетом по руководящим материалам и заводским нормативам величины припусков, режимов резания и норм времени по нескольким основным технологическим переходам. При необходимости дать свои предложения.
7. Изучить способы балансировки деталей (если она применяется) выяснить, применяются ли электрофизические, электрохимические и ультразвуковые методы обработки, на каких операциях и какая при этом достигается технико-экономическая эффективность.
8. Рассмотреть методы операционного и окончательного контроля деталей. Дать принципиальную схему одного – двух приспособлений или устройств активного контроля. Заполнить карты технического контроля для заданных деталей.
9. Подобрать формы технологической документации, используемые на предприятии (технологические карты механической обработки, маршрутные карты, карты технического контроля, сборки, технические задания на проектирования, комплектовочные ведомости). Изучить методику заполнения этих технологических документов, заполнить их для одной из заданных деталей.
10. Изучить применяемые на предприятии методы типизации технологических процессов и групповой обработки, проанализировать эффективность применения этих методов.
11. Составить блок-схему прохождения всей технологической документации, применяемой на предприятии, начиная с получения чертежа и кончая выдачей технологической документации на рабочие места.
Студент должен изучить технологию сборки сборочной единицы или несложного сборочного узла. При этом необходимо:
· составить технологическую схему сборки узла;
· изучить основные методы сборочных работ, методы регулировки, средства, обеспечивающие безопасные условия труда;
· рассмотреть методы выполнения слесарных, доделочных и пригоночных работ при сборке, выявить возможность сокращения таких работ;
· описать наиболее прогрессивные приемы и методы сборки;
· выполнить эскизы одного-двух наиболее интересных сборочных приспособлений и инструмента;
· изучить методы контроля собранного узла, изобразить схемы контроля взаимного расположения деталей, схемы проверки на точность, жесткость и других параметров;
· принять участие в процессе испытания собранного узла. Зафиксировать режимы испытания, заданные параметры их контроля, выявить причины наблюдаемых отклонений от технических условий. Ознакомиться с порядком оформления акта испытания;
· рассмотреть методы нормирования сборочных работ;
· выяснить, какие меры принимаются предприятием для повышения надежности и долговечности выпускаемых изделий, какие результаты достигнуты или ожидаются в будущем.
На основании анализа всех материалов технологической части практики сделать выводы о технологических резервах повышения качества и производительности труда, снижения себестоимости продукции на заданном участке.