Диалог со спелеологом (туристом, альпинистом)

Случай из жизни: два гражданина, увидев на одной из крупных улиц одного из крупных городов одного только что спустившегося с дома молодого и красивого промальпиниста, спросили его, а что, он на одинарной веревке работает? Тот, слегка измерив граждан взглядом, вежливо ответил:

- Дяди, работать на 2-х веревках - это каменный век! На что один из граждан промолчал, а второй пробурчал: а я может и жив до сих пор благодаря двум веревкам...

...Второй гражданин был многолетний руководитель производственных бригад скалолазов, снежный барс, действующий мастер спорта по альпинизму, многократный чемпион страны Валентин Божуков, а первый - спасатель (тоже действующий) международного класса Александр Гофштейн.

Так вот суть диалога в том и состоит: работать на одной веревке или на двух? И диалог "со спелеологом" не потому, что имеет место отношение свысока к представителям этого "альпинизма наоборот", а потому что именно в спелеологии была внедрена и развита так называемая техника СРТ (SRT - single rope techniques) - техника передвижения на одной веревке, которую проповедуют и многие работающие в промышленности альпинисты.

Но обратимся к классикам:

П.Недков. спелеолог, автор книги "Азбука техники одной веревки":

"Опыт тысяч спелеологов всего мира на протяжении многих лет доказал, что статические веревки обладают необходимыми качествами, позволяющими им безопасно выдерживать нагрузки при использовании их в технике одиночной веревки. Но это верно только в течение нормального срока употребления веревки и при условии, что все время ее правильно эксплуатировали и обращались с ней. Выполнение этих требований зависит только от спелеолога, который с ней работает..

...каждый спелеолог должен грамотно обращаться и никогда не забывать, что, как и любой другой метод спуска в пещеры, техника одной веревки имеет не только преимущества, но и недостатки. При обрыве веревки упоминавшийся уже закон Ньютона отправит его прямым путем на дно колодца.

Вероятность обрыва веревки - это только потенциально существующая опасность. А реализуется она или нет, зависит, в принципе, не от веревки как снаряжения, а от спелеолога, который ею пользуется.

Следовательно, безопасность проникновения целиком определяется тем, кто его совершает. А она может быть гарантирована только при условии, что снаряжение и особенно веревка в отличном состоянии и предварительно проверяются перед каждым выходом правильно, в соответствии с типом используемой веревки.

Вот почему мы заканчиваем тем, с чего начинали: техника одной веревки, кроме знания основных принципов, элементов и требований, качественной экипировки и очень хорошей спортивно-технической подготовки, требует отличного знания свойств и педантичного соблюдения правил обращения с веревкой, которой, по сути, при каждом выходе в пещеру мы доверяем свою жизнь!"

Мы же добавим от себя следующее:

Безусловно, при прохождении невообразимо громадных провалов длиной по многу сотен метров поневоле будешь искать путей облегчения проблемы доставки грузов (провал 1500-1600 метров - это ни много ни мало - более центнера одинарной веревки!). Так что поневоле задумаешься!

Но надо ли на этом экономить в промышленном альпинизме? Учтя, что многие условия, обеспечивающие надежность СРТ, попросту не соблюдаются. Начиная с документально отраженного применения веревок. И заканчивая рядом внешних факторов, которых в пещерах не бывает (несознательные индивиды, обрезающие веревки, острые козырьки на балконах и т.п.).

Так вот, пока нет строго регламентирующих требований по этому поводу, автор склонен к такой трактовке этой проблемы:

1. Ответственность за обеспечение безопасности лежит на производителе работ. Он и
должен обеспечить не только бюрократически обусловленную, но и самую что ни на есть
реальную безопасность работ.

2. В большинстве развитых стран принято обеспечивать раздельно грузовую систему и
страховочную. И можно, комично, быть мужественным альпинистом, смело дюльферяющим

на глазах у восхищенной публики, но...

3. Но догм нет. И сам автор считает, что, например, работать на мачте ретранслятора высотой да хоть и 300 метров можно и на одной веревке, но, подстраховываясь в меру необходимости за саму конструкцию (если нет острых кромок, на которые ляжет веревка).

Словом, надо думать самим. А пока статистика говорит не в пользу СРТ в промышленном альпинизме (см. главу VIII, в конце).

И перефразируя форда, можно сказать так:

Мы за демократию в альпинизме (промышленном). И потому, хоть вообще не страхуйтесь, но чтобы техника безопасности соблюдалась полностью!

(Это, естественно, шутка: без страховки ТБ не обеспечит).

Заключение:

и тут автору повстречался спелеолог Дмитрий Скляренко, только что вылезший из-под земли первопроходитель самой глубокой в мире пещеры Воронья:

- В пещерах? - Конечно техника одной веревки. Мы знаем, как
ею пользоваться со 100 %-ной надежностью.

- В промышленном альпинизме? - Только двойная. Мы знаем и
тех, кто счастливо отделался, слетев с третьего этажа и
раздавив только свой мобильный телефон, и менее
счастливых...

Наши рекомендации