Лабораторная работа № 6. Технико-экономические показатели работы машинно-тракторных
Технико-экономические показатели работы машинно-тракторных
агрегатов
Цель работы – научиться определять основные технико-экономические показатели работы машинно-тракторных агрегатов
Порядок работы
1. Определить сменную производительность агрегата.
Сменная производительность определяется из выражения
; га/см , (27)
где Тсм – продолжительность смены, ч;
τ – коэффициент использования времени смены.
Составляющие Bp; Vp определены в работе № 1. Продолжительность смены может быть принята равной 7, 8 или 10 часам.
Время смены не полностью используется на производительную работу, наблюдаются холостые повороты, заезды и остановки по различным причинам. Для определения τсм необходимо определить чистое время работы агрегата – Тр, ч.
, (28)
где Торг; Тпз; Тф; Тпер – элементы времени, соответственно: организационно-техническое, подготовительное, регламентированных перерывов, внутрисменных переездов, ч.
- коэффициент продолжительности поворотов.
Время организационно-технологического обслуживания агрегата во время работы То определяют через продолжительность одной остановки, приходящейся на 1 ч сменного времени (таблица 5).
Таблица 5 - Примерные значения продолжительности одной остановки для
технологического обслуживания агрегата на каждый час смены
Виды работ | Продолжительность одной остановки на 1 час смены, ч |
Пахота | 0,01…0,02 |
Боронование | 0,04…0,03 |
Сплошная культивация | 0,03…0,04 |
Междурядная обработка пропашных | 0,03…0,05 |
Междурядная обработка с внесением удобрений | 0,16…0,28 |
Посев зерновых | 0,20…0,32 |
Лущение | 0,02…0,03 |
Кошение зерновых в валки | 0,04…0,15 |
Подбор и обмолот, прямое комбайнирование | 0,08…0,11 |
Уборка силосных культур комбайном | 0,20…0,25 |
Подготовительно-заключительное время Тпз определяют, исходя из продолжительности ежесменного обслуживания агрегата, времени подготовки его к переезду, переездов в начале и в конце смены, получения и сдачи работы. Нормативные станции в зависимости от состава и условий эксплуатации МТА принимают это время в пределах 0,5 - 1,0 ч.
Время регламентных перерывов в работе на отдых и физиологические надобности обслуживающего персонала Тф принимают в пределах 0,03 - 0,05 сменного времени Тсм.
Время, затрачиваемое на переезды агрегата с участка на участок в пределах времени смены, может быть принято 0 - 0,5 часа.
На основе рассчитанного времени чистой работы Тр и сменного времени агрегата Тсм определяют коэффициент использования времени смены τ.
Коэффициент использования времени (τ) служит для оценки использования времени смены. Он представляет собой отношение чистого рабочего времени ко времени смены.
, (29) 2. Определить удельные затраты труда
, (30)
где Зт – удельные затраты труда, чел.-ч/га;
mмех, mвсп – количество, соответственно механизаторов и вспомогательных рабочих, обслуживающих МТА, чел.
3. Рассчитать погектарный расход топлива
, (31)
где qга – погектарный расход топлива, кг/га;
Gp; Gx; Gо – соответственно, расход топлива на рабочем ходу, на холостом ходу, при остановках агрегата с работающим двигателем, кг/г.
Тр; Тх; То – соответственно, продолжительность рабочего холостого хода и остановок агрегата в течение смены, ч.
Для решения этого вопроса можно воспользоваться нормативными данными (таблица 6).
Упрощенно погектарный расход топлива можно рассчитать:
, (32)
где Кт – коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от загрузки трактора. Кт принимают в пределах 0,8…0,95.
Таблица 6 - Часовой расход топлива, кг/ч
Марка трактора | На остановках при холостой работе двигателя, Gо | На поворотах (холостой ход) Gх | При работе с номинальной тяговой нагрузкой Gр |
Т-4А | 2,5 | 10,5 | 23,4 |
ДТ-75М | 1,9 | 8,3 | 16,5 |
К-701 | 3,5 | 27,0 | 51,0 |
Т-150К | 2,5 | 18,5 | 30,0 |
МТЗ-80, МТЗ-82 | 1,4 | 7,0 | 15,0 |
МТЗ-100, МТЗ-102 | 1,7 | 7,7 | 20,0 |
ЮМЗ | 1,3 | 4,5 | 11,6 |
ДТ-175М | 3,2 | 14,0 | 28,8 |