Две интерпретации понятия «бизнес – процесс»
Понятие и цели реинжиниринга бизнес – процессов.
Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
С точки зрения возможностей применения западного опыта в России можно выделить следующие наиболее характерные особенности реинжиниринга:
- ориентация на кардинальную реорганизацию системы. Реинжиниринг это не путь частичных улучшений, это перестройка системы в целом.
- Реинжиниринг не углубляется в мелкие детали и частности. В его основе принцип разумного упрощения системы. Он имеет дело с укрупненными агрегатами – основными блоками схемы. При этом выделяются наиболее существенные аспекты, а детали опускаются.
- В основе реинжиниринга находится содержательный анализ. Эффективные компьютерные технологии не более чем технический инструмент.
История дисциплины «реинжиниринг бизнес – процессов».
В последние годы в США активно развивается наука и практика управления компаниями и предприятиями. В ней появляются новые, неизвестные прежде разделы знания, которые прогрессируют за привлечения достижений других наук и прежде всего – математики, а также психологии, социологии и других разделов современной науки. Одним из таких разделов современного менеджмента стала новая дисциплина – реинжиниринг.
Существуют различные определения реинжиниринга. В общем виде его можно определить как реорганизацию хозяйственных и инженерных систем с целью повышения их эффективности. Однако большинство аналитиков считают, что реинжиниринг означает кординальную перестройку и перепроектирование бизнес-процессов и организационных структур.
Широкое распространение оно получило с появлением новых интеллектуальных технологий и программных средств. Основополагающий труд в этой области появился в 1994 году, авторами которого являются М. Хаммер и Дж. Чампи. По оценкам экспертов в ходе реорганизации компаний 90% эффекта достигается за счет внедрения управленческих технологий и проведения реинжиниринга, в то время как автоматизация управления сама по себе дает не более 10%. Это находится в полном соответствии с заветом основателя метода реинжиниринга М. Хаммера, который призывал добиваться повышения эффективности не столько путем автоматизации, сколько упрощением и устранением неэффективных звеньев.
По Хаммеру реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
Несомненно, возможности реинжиниринга интересны российским предприятиям, но следует учитывать нашу специфику, когда степень закостенелости структуры большинства компаний настолько велика и доля неэкономических отношений настолько значительна, что разработка идеальных моделей не будет соответствовать ни реальным условиям хозяйствования экономических субъектов, ни реальным рыночным условиям.
Место реинжиниринга в модели организационных преобразований
Понятие реинжиниринга путают с другими категориями, определяющими преобразования – с реструктуризацией, реорганизацией предприятия.
Реструктуризация – вызвана необходимостью преодоления проблем хозяйствующего субъекта и в первую очередь является реакцией на внешнее давление среды. Подразумевает изменение методов функционирования бизнеса, его реформирование. При этом изменение не затрагивает организационно-правовой формы организации, не влияет на состав его собственников и размер их долей (акций).
Реорганизацией предприятия называется процесс изменения организационно-правовой структуры предприятия.
Реинжиниринг и комплексное управление качеством не идентичны и не противоположны, а взаимно дополняют друг друга. Хотя оба они сосредоточиваются на клиентах и процессах, между ними есть и важные различия: реинжиниринг благодаря радикальным изменениям помогает компании быстро добиться нужного положения; ТQM (комплексное управление качеством) ведет ее в том же направлении, но медленнее, действуя методами постепенных корректировок. У каждого из них своя сфера применения: ТQM следует использовать для поддержки нужного состояния процессов между их периодическими сменами, а реинжиниринг - для их перестройки.
Кроме того, после внедрения ТQM в культуру компании его работа может продолжаться без значительного повседневного внимание менеджмента. Реинжиниринг – интенсивное усилие, которое направлено сверху вниз, имеет целью достижение определенного будущего образа компании и требует постоянного участия и поддержки со стороны старшего менеджмента.
Две интерпретации понятия «бизнес – процесс».
Существует общее представление, что бизнес-процесс – это набор взаимодействующих функций, действие которых направлено на производство товаров и оказания услуг, удовлетворяющих потребностям покупателя, несвязанного с деятельностью компании-производителя. Т.о. отделы и подразделения, осуществляющие промежуточный продукт потребления или осуществляющие услуги другим подразделениям компании не могут быть рассмотрены как команды процессов и учитываются в составе функциональных подразделений.
В настоящее время разработчики идей реинжиниринга бизнеса ставят цель разрушить стереотип о сущности бизнес-процессов.
Предлагается рассматривать бизнес-процессы как функции хозяйственной деятельности, создающей продукцию для внешних потребителей, которые не участвуют в деятельности предприятия, а являются потребителями созданных ею товаров и услуг, и для внутренних потребителей, которые участвуют в деятельности организации, являются потребителями продуктов деятельности других команд отделов.
Такое разрушение стереотипа о сущности бизнес-процесса необходимо для представления структуры управления и производства как единой целой системе, которое действует в едином ключе ценностей, в рамках единых стандартов и специфических целей. Толька так возможна полная замена модели бизнес компании, рассматривая каждое подразделение как процесс.
Ограничением предлагаемой модели является возможность ее применения только на крупных и многопрофильных предприятиях.
1-я интерпретация понятия «бизнес-процесс».
Бизнес-процесс – сгруппированные функции хозяйственной деятельности, создающие продукт или группу продуктов, ориентированных на конкретного потребителя.
Функцией называется элемент (вид) производственной деятельности, не способный самостоятельно производить продукт, обладающий свойствами потребления вне рамок существующих бизнес-процессов.
Продуктом деятельности называют товары и услуги, производимые командой процесса и представляемые потребителям.
Продуктом потребления называют товары и услуги, потребляемые командой процесса для осуществления хозяйственной деятельности.
Бизнес-процессы условно разделены на 2-е группы, одна ориентирована на внешних потребителей, другая – на внутренних.
Внешние потребители – юридические и физические лица, не участвующие в хозяйственной деятельности компании и являющиеся потребителями ее товаров и услуг.
Внутренние потребители – лица, осуществляющие свою деятельность в рамках компании использующие продукты деятельности других отделов, подразделений.
2-я интерпретация понятия «бизнес-процесс».
М. Хаммер и Дж. Чампи определяют бизнес-процесс как «совокупность видов деятельности, которая имеет один или более видов входных потоков и создает выход, имеющий ценность для клиента». Они считают, что хотя это понятие – самое важное в определении реинжиниринга, но оно наиболее трудно понимается управляющими предприятий. Большая часть деловых людей не являются «процессоориентированными»; они сфокусированы на задачах, на работах, на людях, на структурах, но не на процессах.