Быстроходный (входной) вал
Вычерчивают участок вала между внутренними торцами подшипников и торцом шестерни, приняв численное значение диаметра вала .
Компоновка вала аналогична компоновке тихоходного вала.
2.6. Общие рекомендации по конструкции
элементов корпуса редуктора
Корпус предназначен для размещения в нем деталей узла, для обеспечения смазки передач и подшипников, а также для предохранения деталей от загрязнения и для восприятия усилий, возникающих при работе. Он должен быть прочным и жестким, так как при деформации корпуса возможен перекос валов, который приводит к неравномерности распределения нагрузки по длине зубьев зубчатой передачи. Для увеличения жесткости корпуса в местах расположения подшипников предусматривают бобышки (массивные приливы) и ребра.
Корпусные детали имеют сложную форму и металлоемки, их рекомендуется получать литьем из чугуна. Чугунные корпуса в редукторах способны поглощать шум и вибрацию.
Для удобства монтажа корпус обычно делают разъемным (см. рисунок 1). В горизонтальных редукторах плоскость разъема проходит по осям валов. Нижнюю часть корпуса называют основанием или корпусом, верхнюю – крышкой корпуса. Толщина стенки корпуса является основным конструктивным параметром.
Рисунок 9. Продолжение компоновки редуктора
Внутренние стенки корпуса сопрягаются радиусом (рисунок 9) .
Толщина стенкикорпуса и крышки редуктора одноступенчатого цилиндрического редуктора может быть определена из соотношений:
мм; мм.
=6 мм =6 мм
Полученные данные округляют до целых чисел.
Толщина ребер мм.
Крепление корпуса к основанию производят резьбовыми деталями. Диаметр фундаментных болтов определяется из соотношения мм.
=12 мм
Крепление крышки к корпусу редуктора осуществляется стяжными болтами (рисунок 6). Диаметр стяжных болтов:
- подшипников =10 мм;
- соединяющих основание корпуса с крышкой
=6 мм.
Ширина фланца должна быть достаточной для размещения в них головки болта =21 мм.
Подбор шпонки
Для передачи вращающего момента от вала к ступице (или наоборот) и фиксации деталей на валу используется шпоночное соединение.
Основная деталь соединения – шпонка, устанавливается в паз вала и соединяемой детали. Размеры шпонок стандартизованы. Наиболее часто применяются призматические шпонки ГОСТ 22360-78.
Шпонка 14´19´100 ГОСТ 23360-78.
Длину шпонки =28 мм принимают из стандартного ряда с учетом размеров поперечного сечения и .
Рабочая длина шпонки: =28-12=16.
После выбора размеров шпонки необходимо выполнить проверочный расчет шпоночного соединения на прочность по напряжениям смятия боковых поверхностей (рисунок 10) при рабочей длине шпонки со скругленными краями . | Рисунок 10. Расчетная схема соединения призматической шпонкой |
Условие прочности на смятие: ,
– допускаемое напряжение смятия для шпоночных соединений со ступицами из стали; МПа.
2.8. Проверочный расчет тихоходного вала
на сопротивление усталости
Основными критериями работоспособности валов являются прочность и жесткость. Валы при работе испытывают циклически меняющиеся напряжения, приводящие к усталостному разрушению.
Основными расчетными нагрузками являются крутящий и изгибающий моменты.
Рисунок 11 а | Рисунок 11 б |
Крутящий момент, действующий в расчетном сечении вала, численно равен передаваемому вращающему моменту. Проверочный расчет на сопротивление усталости производится после установления окончательной конструкции вала и его размеров в результате выполнения эскизной компоновки (рисунок 11). |
При составлении расчетной схемы валы (рисунок 11 а) рассматриваются как прямые брусья, лежащие на шарнирных опорах (рисунок 11 б).
На расчетную схему наносятся все внешние силы, нагружающие вал, располагая их в соответствующих взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной и вертикальной .
Далее определив опорные реакции, строят эпюры изгибающих моментов , и эпюру крутящего момента .
В курсовой работе за опасное сечение рекомендуется принять сечение, ослабленное шпоночной канавкой.
Механические характеристики сталей приведены в
таблице 9.
Таблица 9.
Механические характеристики сталей
Марка стали | Диаметр заготовки, мм, не менее | Твердость НВ, не менее | Механические характеристики, МПа | ||||
40Х | Любой |
Проверочный расчет на усталость заключается в определении фактического коэффициента запаса прочности в опасном сечении.
Коэффициент запаса усталостной прочности определяется по формуле:
,
где – коэффициенты запаса прочности по напряжениям изгиба;
– коэффициенты запаса прочности по напряжениям кручения;
– допускаемый коэффициент запаса прочности. .
11,63>2…2,5 , следовательно деталь соответствует норме.
Коэффициент запаса прочности определяются по формулам:
где , – пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения;
, – коэффициенты концентрации напряжений, учитывающие влияние всех факторов на сопротивление усталости;
, – амплитуды циклов изменения нормальных и касательных напряжений;
, – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений рекомендуется принять:
; =0,25;
, – средние напряжения циклов изменения нормальных и касательных напряжений.
При расчете принимают, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, т.е.
=6,96, ,
а касательные – по отнулевому циклу
=8,54/2=4,27.
Здесь и – максимальные нормальные и касательные напряжения в опасном сечении.
Максимальные напряжения в опасном сечении определяются по формулам
52,93/7,6=6,96 МПа
=141/16,5=8,54 МПа,
где , – суммарный изгибающий и крутящий моменты в опасном сечении;
– осевой и полярный моменты сопротивления опасного сечения вала.
Моменты сопротивления сечений валов со шпоночной канавкой шириной и глубиной рассчитываются по
зависимостям
=8941,64-1334,88=7606,75*10-9=7,6 м3
=17883,28-1334,88=16548,40*10-9=16,5 м3
Для определения суммарного изгибающего и крутящего моментов в опасном сечении необходимо составить расчетную схему вала, вычислить реакции опор, построить эпюры изгибающих моментов в горизонтальной и изгибающей плоскостях, а также эпюру крутящих моментов.
Суммарный изгибающий момент в сечении определяется выражением
=52,93,
где , – изгибающий момент в рассматриваемом сечении в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Коэффициенты концентрации напряжений в опасном сечении определяются по зависимостям
=2,60;
=2,78,
где , – эффективные коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений для концентратора – шпоночной канавки (таблица 10);
– коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности вала в рассматриваемом сечении. При использовании легированных сталей для изготовления валов необходимо предусмотреть тонкое шлифование поверхностей, прилегающих к зонам концентрации напряжений, ;
– коэффициент, учитывающий масштабный фактор (таблица 11);
– коэффициент, учитывающий влияние поверхностного упрочнения. При отсутствии .
Значения =2,05 и =2,2 для валов со шпоночной канавкой,
выполненной концевой фрезой.
Масштабный коэффициент =0,79
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра инженерных наук и технологий
Пояснительная записка
к расчетной работе на тему:
«Проектирование элементов машиностроительного изделия»
Выполнил: ________Слободская Екатерина Андреевна
(Фамилия И.О.)
студент __2_ курса ________ спец. _____4 года______
(срок обучения)
группа___114__ № зачет. книжки____ПП066/11__________
Подпись:________________________________
Преподаватель:________Паршина Л.В.___________
(Фамилия И.О.)
Должность: ___
уч. степень, уч. звание
Оценка: _____________Дата: _______________
Подпись: __________________________
Санкт-Петербург