Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач

Достоинства:

  • благодаря малому числу заходов червяка (z1= 1...4) червячная передача позволяет реализовывать в одной ступени большие передаточные отношения;
  • обладает высокой плавностью, низким уровнем вибраций и шума;
  • позволяет обеспечить самоторможение червячного колеса ( при малых углах подъема витка передача движения от вала червячного колеса к червяку становится невозможной)

Недостатки:

  • высокая скорость скольжения вдоль линии зуба, что ведет к повышенной склонности к заеданию ( необходимы специальные смазки и материалы для зубчатого венца червячного колеса ), снижению КПД и более высокому тепловыделению .

Ременные передачи

Ременная передача относится к передачам трением с гибкой связью. Состоит из ведущего и ведомого шкивов, огибаемых ремнем рис.2.1. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивом и ремнем вследствие натяжения последнего.

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru рис2.1

Область применения ременных передач

Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное число и не строго постоянным (в приводах станков, транспортеров, дорожных и строительных машин и т. п.).

Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт и в редких случаях достигает 1500 кВт. Скорость ремня u = 5...50 м/с, a в сверхскоростных передачах может доходить до 100 м/с.

Ограничение мощности и нижнего предела скорости вызвано большими габаритами передачи. В сочетании с другими передачами ременную передачу применяют на быстроходных ступенях привода.

Классификация ремённых передач

В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи (рис.2.6.2) бывают:

1) плоскоременные (рис.2.2.а),

2) клиноременные (рис.2.2.б),

3) круглоременные (рис.2.2.в),

4) поликлиноременные (рис.2.2.г).

В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиновые и поликлиновые ремни. Передача с круглым ремнем имеет ограниченное применение (швейные машины, настольные станки, приборы).

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

Рисунок 2.2 Формы поперечного сечения ремня

По расположению валов в пространстве:

1) передачи с параллельными валами: открытые рис.2.3.а, перекрёстные рис.2.3.б;

2) передачи со скрещивающимися валами – полуперекрёстные рис.2.3.в;

3) передачи с пересекающимися осями валов – угловые рис.2.3.г.

Разновидностью ременной передачи является зубчатоременная, передающая нагрузку путем зацепления ремня со шкивами.

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

Рисунок 2.3 Схемы расположения валов ременных передач

Достоинства ремённых передач

1. Простота конструкции и малая стоимость.

2. Возможность передачи мощности на значительные расстояния (до 15 м).

3. Плавность и бесшумность работы.

4. Смягчение вибрации и толчков вследствие упругой вытяжки ремня.

7.5. Недостатки ремённых передач

1.Большие габаритные размеры, в особенности при передаче значительных мощностей.

2. Малая долговечность ремня в быстроходных передачах.

3. Большие нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня.

4. Непостоянное передаточное число из-за неизбежного упругого проскальзывания ремня.

5. Неприменимость во взрывоопасных местах вследствие электризации ремня.

Типы ремней

Материалы ремней должны обладать достаточной прочностью, износостойкостью, эластичностью, долговечностью и иметь низкую стоимость. Плоскоременная передача имеет простую конструкцию и вследствие большой гибкости ремня обладает повышенной долговечностью. Эта передача рекомендуется при больших межосевых расстояниях до 15м и высоких скоростях до 100 м/с. Для плоскоременной передачи применяют следующие ремни:

1) кордошнуровые прорезиненные (рис.2.4) – большой диапазон мощностей и ;

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru рис2.4

2) синтетические тканые (рис.2.5) (из капроновой ткани, покрытой полиамидной пленкой с высоким коэффициентом трения) – в быстроходных и сверхбыстроходных передачах из-за малой массы при

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru рис2.5

4) текстильные ремни - хлопчатобумажные и шерстяные – обладают низкой тяговой способностью и долговечностью, поэтому не находят широкого применения;

5) кожаные - обладают высокой тяговой способностью и долговечностью. Их применяют для передачи переменных и ударных нагрузках, дефицитны. Концы ремней соединяют путем склеивания, сшивания, скрепления.

Клиноременная передача благодаря повышенному сцеплению ремня и шкива передает большую мощность, допускает меньший угол обхвата на малом шкиве, следовательно, может иметь по сравнению с плоскоременной передачей меньшее межосевое расстояние. Долговечность клиновых ремней меньше. Из-за их высоты большие потери на трение и деформации изгиба. Клиновые ремни бывают двух типов:

1) кордтканевые (рис.2.6.а);

2) кордшнуровые (рис.2.6.б).

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

Рис2.6

ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

     
Применение:    

сельскохозяйственных, подъемно-транспортных,текстильных и

полиграфических машинах, мотоциклах, велосипедах, автомобилях.

Достоинства:

•возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний;

•меньшие, чем у ременных передач, габариты;

•отсутствие проскальзывания;

•высокий КПД;

•относительно малые силы, действующие на валы;

•возможность передачи движения нескольким звездочкам;

•возможность легкой замены цепи.

Недостатки:

•неизбежность износа шарниров цепи из-заотсутствия условий для жидкостного трения;

•непостоянство скорости движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек;

•необходимость более точной установки валов, чем для клиноременной передачи;

•необходимость смазывания и регулировки.

Классификация цепей:

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

     

Параметры цепных передач (приводные цепи)

шаг P – расстояние между осями соседних шарниров.

Большинство цепей имеют шаг, кратный 1 дюйму (25,4 мм).

Наиболее широко применяют роликовые цепи, которые образуются из

1- внутренняя пластина;

2– запрессованные гладкие втулки;

3– ролики;

4- наружные пластины;

5– валик с расклепанными концами;

Для повышения сопротивления усталости значения натягов принимают значительн большими, чем предусмотрено стандартными посадками. Пластическое деформировани пластин в зоне отверстий, неизбежное при столь больших натягах, существенно повыша

сопротивление усталости пластин (в 1,6…1,7 раза).

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

   
Зубчатые цепи к настоящему времени  
вытеснены более дешевыми и технологичными  
прецизионными роликовыми цепями, которые не  
уступают зубчатым по кинематической точности  
и шумовым характеристикам. Зубчатые цепи  
используют преимущественно для замены  
разрушившихся цепей в старом оборудовании.  
Из-заограниченности применения зубчатые  
цепи не рассматриваются. Критерии работоспособности цепных передач   Цепные передачи выходят из строя по следующим причинам: 1. Износ шарниров, приводящий к удлинению цепи, увеличению шага цепи и, как следствие, к нарушению ее зацепления с зубьями звездочек.  

2.Усталостное разрушение пластин по проушинам,

характерное для закрытых быстроходных тяжелонагруженных передач, работающих при хорошем смазывании, когда износ шарниров не является определяющим.

3. Проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки, связанное с низким качеством изготовления.

4. Усталостное выкрашивание и разрушение роликов.

5.Недопустимое провисание ведомой ветви цепи,

характерное для передач с нерегулируемым межосевым расстоянием при отсутствии натяжных устройств.

6. Износ зубьев звездочек.

Передаточное отношение определяют из условия равенства средней скорости цепи на звездочках

U= Z1/Z2

Валы и оси

Вал— деталь машин, предназначенная для передачи крутящего момента вдоль своей осевой линии.В большинстве случаев валы поддерживают вращающиеся вместе с ними детали (зубчатые колеса, шкивы, звездочки и др.).

Некоторые валы (например, гибкие, карданные, торсионные) не поддерживают вращающиеся детали. Валы машин, которые кроме деталей передач несут рабочие органы машины, называются коренными. Коренной вал станков с вращательным движением инструмента или изделия называется шпинделем. Вал, распределяющий механическую энергию по отдельным рабочим машинам, называется трансмиссионным. В отдельных случаях валы изготовляют как одно целое с цилиндрической или конической шестерней (вал—шестерня) или с червяком (вал — червяк).

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

По форме геометрической оси валы бывают прямые, коленчатые и гибкие (с изменяемой формой оси). Простейшие прямые валы имеют форму тел вращения. На рисунке показаны гладкий (а) и ступенчатый (б) прямые валы. Ступенчатые валы, являются наиболее распространенными. Для уменьшения массы или для размещения внутри других деталей валы иногда делают с каналом по оси; в отличие от сплошных такие валы называют полыми.

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

Ось — деталь машин и механизмов, служащая для поддержания вращающихся частей, но не передающая полезный крутящий момент. Оси бывают вращающиеся (а) и неподвижные (б). Вращающаяся ось устанавливается в подшипниках. Примером вращающихся осей могут служить оси железнодорожного подвижного состава, примером невращающихся – оси передних колес автомобиля. Из определений видно, что при работе валы всегда вращаются и испытывают деформации кручения или изгиба и кручения, а оси — только деформацию изгиба (возникающими в отдельных случаях деформациями растяжения и сжатия чаще всего пренебрегают).

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

Опорная часть вала или оси называется цапфой. Концевая цапфа называется шипом, а промежуточная — шейкой. Концевая цапфа, предназначенная нести преимущественную осевую нагрузку, называется пятой. Шипы и шейки вала опираются на подшипники, опорной частью для пяты является подпятник. По форме цапфы могут быть цилиндрическими, коническими, шаровыми и плоскими (пяты). Кольцевое утолщение вала, составляющее с ним одно целое, называется буртиком. Переходная поверхность от одного сечения к другому, служащая для упора насаживаемых на вал деталей, называется заплечиком. Для уменьшения концентрации напряжений и повышения прочности переходы в местах изменения диаметра вала или оси делают плавными. Криволинейную поверхность плавного перехода от меньшего сечения к большему называют галтелью. Галтели бывают постоянной и переменной кривизны. Галтель вала, углубленную за плоскую часть заплечика, называют поднутрением.

Для уменьшения концентрации напряжений и повышения прочности переходы в местах изменения диаметра вала или оси делают плавными. Криволинейную поверхность плавного перехода от меньшего сечения к большему называют галтелью. Галтели бывают постоянной и переменной кривизны. Галтель вала, углубленную за плоскую часть заплечика, называют поднутрением.

Форма вала по длине определяется распределением нагрузок, т. е. эпюрами изгибающих и крутящих моментов, условиями сборки, и технологией изготовления. Переходные участки валов между соседними ступенями разных диаметров нередко выполняют с полукруглой канавкой для выхода шлифовального круга.

Материалы валов и осей. Требованиям работоспособности валов и осей наиболее полно удовлетворяют углеродистые и легированные стали, а в ряде случаев — высокопрочные чугуны. Выбор материала, термической и химико-термической обработки определяется конструкцией вала и опор, техническими условиями на изделие и условиями его эксплуатации. Для большинства валов применяют термически обработанные стали 45 и 40Х, а для ответственных конструкций — сталь 40ХН, ЗОХГТ и др. Валы из этих сталей подвергают улучшению или поверхностной закалке ТВЧ. Быстроходные валы, вращающиеся в подшипниках скольжения, требуют высокой твердости цапф, поэтому их изготовляют из цементируемых сталей 20Х, 12Х2Н4А, 18ХГТ или азотируемых сталей типа 38Х2МЮА и др. Наибольшую износостойкость имеют хромированные валы. Обычно валы подвергают токарной обработке с последующим шлифованием посадочных поверхностей и цапф. Иногда посадочные поверхности и галтели полируют или упрочняют поверхностным наклепом (обработка шариками или роликами).

Подшипники качения

Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач - student2.ru

Применение подшипников качения позволяет заменить трение скольжения трением качения, которое менее существенно зависит от смазки (условный коэффициент трения качения близок к коэффициенту жидкостного трения f  0,0015...0,006). При этом упрощается система смазки и обслуживание подшипника.

Конструкция подшипников качения позволяет изготовлять их в массовых количествах как стандартную продукцию, которая значительно уменьшает стоимость производства.

Подшипники качения состоят с внутреннего-2 и внешнего-1 колец с дорожками качения, тел качения-3 (шариков или роликов), сепараторов-4, которые разделяют и направляют тела качения.

Недостатки подшипников качения:

1.сложность разъемных конструкций,

2. сравнительно большие радиальные габариты,

3. ограниченная быстроходность,

4. низкая работоспособность при вибрационных и ударных нагрузках и в агрессивных средах.

Наши рекомендации