Сущность и понятие организаторского процесса в социокультурной сфере

Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности (СКД). С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная составляющая, без которой, по существу, не может обойтись ни один вид социокультурной деятельности.

Организация - обязательное условие успешного проведения большинства социокультурных мероприятий. Хорошая организация придает блеск любому социокультурному явлению. Плохая организация сводит на нет любое творческое начинание.

Слово «организация» употребляется в нескольких значениях, наиболее распространенными из которых являются два: организация как учреждение, заведение, предприятие, объединение, ведомство и организация как деятельность (процесс). В нашем исследовании основной акцент делается на втором значении этого слова, т.е. на деятельности. В тех случаях, когда речь идет об организациях социокультурной сферы, мы пользуемся, как правило, терминами «учреждение», «ведомство» или «объединение».

Организация СКД - это система действий субъектов социокультурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата. Но это не только система действий организационного характера, но и протекающий во времени процесс. Как правило, организация охватывает все стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Действие организационного фактора прекращается с окончанием этого мероприятия или в связи с достижением поставленной задачи. В ходе организации решаются самые разнообразные социокультурные задачи и осуществляются самые разнообразные функциональные действия. К примеру, это может быть:

- основание или учреждение социокультурного объединения (клубы по интересам, детские и подростковые коллективы);

- подготовка и проведение социокультурного мероприятия (праздник, смотр, конкурс, выставка, экскурсия); - упорядочение или наладка социокультурного процесса (учебно-творческий процесс в коллективе художественной самодеятельности); - вовлечение в тот или иной вид социокультурной деятельности представителей различных социально-демографических групп населения и т.д.

Для выяснения сущности организационного процесса в СКД сопоставим родственные понятия «управление» и «организация» и, соответственно, производные от них: «управленец» (руководитель) и «организатор». Исходя из специфики СКД (добровольный характер, опора на инициативу и интересы различных групп населения) управление в этой сфере осуществляется в своеобразной форме и носит, как правило, косвенный характер. В этих условиях организация - и как функция менеджмента, и как вполне самостоятельное направление - выходит на передний план. В СКД часто важно не столько управлять, сколько оказать помощь в организации и проведении того или иного мероприятия. В СКД управление часто проявляется в форме организации. И здесь уместно говорить о едином организационно-управленческом процессе. Имея много общего (прежде всего, общие цели достижение позитивного результата), управление и организация СКД имеют и свои отличия. Управление - это взгляд на проблему, как правило, сверху. Организация - это взгляд на проблему, как правило, изнутри. Основная задача управленца (руководителя) - поставить задачу, запустить механизм реализации и контролировать под работы. «Вид сверху» заключается в том, чтобы определить в общем плане пути реализации, выявить кадровый, материальный и финансовый ресурсы, т.е. осуществить первоначальный этап организации.

Задача организатора - непосредственно участвовать в осуществлении поставленной перед ним задачи («вид изнутри»). Это участие выражается в конкретных действиях, направленных на создание условий, необходимых для достижения результата, на поиск исполнителей поручения, объединение совместных усилий и т.п.

В СКД подчас трудно выявить управленца в чистом виде. В значительной степени он выполняет и организаторские функции. В свою очередь, и организатор СКД не может не быть в той или иной мере менеджером, т.е. в определенной степени он наделен властными полномочиями, хотя и незначительными. В отличие от управленца (начальника, руководителя, т.е. лица, наделенного властными полномочиями) организатор является ответственным за непосредственное исполнение поручения, он непосредственный организатор и речь в данном случае идет не об управлении персоналом социокультурного учреждения, где как и в любом учреждении деятельность осуществляется в значительной степени на основе директивных методов, а о взаимоотношениях между специалистами (организаторами) социокультурного процесса и его рядовыми участниками, выполнения поставленной задачи, посредник между управленцами и исполнителями.

Организатор только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой степени организатор наделен властными полномочиями, он обязательно берет на себя роль лидера (формального или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор требуется, как правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручения достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель поручения, сам же организуя свою деятельность. Но бывают случаи, когда требуется организовать деятельность только одного человека. В таком случае организатор выступает не как исполнитель, а как руководитель, поскольку добивается результата при помощи другого. Умение добиваться результата «чужими руками» (выражение из теории общего менеджмента) сближает в главном характер деятельности организатора и управленца. И в этом плане организация является одной из разновидностей управленческих профессий.

Из трех обозначений управленческой профессии в русском языке (начальник, руководитель, управляющий) по характеру деятельности организатор ближе всего ко второму и третьему. С руководителем его объединяет наличие общего качества - определять, указывать направление работы. С управляющим - не только определять направление, но и организовывать исполнение поручения.

Несколько в отдалении от организатора находится начальник как носитель власти. Но и его сближает с организатором общее: в соответствии со своим «званием» начальник определяет начало работы, т.е. ее последовательность и порядок исполнения. А это уже организаторская функция. К тому же часть своих властных полномочий начальник, как правило, делегирует организатору.

Остановимся теперь на других, не менее важных сторонах организационного процесса в социокультурной сфере: уровни и степень организации; характер субъект-объектных и субъект-субъектных отношений; принципы организации и т.п. Как уже отмечалось, характер организационного процесса напрямую вытекает из особенностей социокультурной деятельности, предполагающей самодеятельность и активность личности.

При организации СКД часто нет четкого деления на субъекты и объекты. Более того, просматривается явная тенденция перехода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. В социокультурном процессе не только учитываются запросы и интересы личности, проявляется ее самодеятельность. А последняя предполагает значительную долю самоорганизации этого вида деятельности со стороны самой личности. В таком случае либо совсем не требуется профессиональный организатор, либо его роль сводится к оказанию помощи участникам социокультурного процесса.

Специфика СКД делает актуальным вопрос об уровнях и степени организации. Как и в управлении, в организации есть предел организации, т.е. имеются виды социокультурной деятельности, где требуются значительные организационные усилия со стороны профессионалов, и имеются виды деятельности, где требуется совсем незначительная помощь со стороны профессионалов. И здесь уместно вести речь о таких понятиях, как самодеятельность и самоуправление, самодеятельность и самоорганизация.

На степень организации СКД влияют самые разнообразные факторы, и, прежде всего такие, как уровень образованности и подготовленности личности, уровень ее социально-культурной активности, а также ряд объективных факторов - политические, экономические и психолого-педагогические условия, в которых эта деятельность протекает.

Специфика СКД позволяет выявить и основные функционально-организационные действия; установление связи между участниками социокультурного процесса; координация действий между ними; оказание помощи участникам в достижении необходимого социокультурного результата (консультация, совет, уточнение направления движения и т.п.).

Организации СКД присущи и свои особенности, и свои специфические принципы. На первое место среди них следует поставить ситуационный принцип. Суть его в определении пределов, характера и степени организационного воздействия в зависимости от ситуации (необходимости). Речь может идти о жесткой или мягкой организации, о собственно организации и о самоорганизации.

Принцип партнерских отношений организатора и организуемых означает равенство участников социокультурного процесса. Отношения между ними могут начинаться и как субъект-объектные, но затем, как правило, переводятся в субъект-субъектные. Организатор, выступающий в качестве инициатора, стремится сделать организуемых равноправными участниками процесса. И наоборот, если инициатива исходит "снизу", организатор включается в ее осуществление как в свое собственное дело.

Принцип постоянного действия организационного фактора. Организационное воздействие в той или иной форме присутствует на любой стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Правда, степень и характер этого вида действия различны - в зависимости от ситуации, потребности (необходимости), специфики самого мероприятия или вида деятельности. Явно организационный фактор проявляется, как правило, в определенный момент. До этого он может находиться в так называемой неактивной фазе, или в режиме самоорганизации, т.е. невидим для постороннего глаза. Иногда от организатора требуется только запустить механизм подготовки мероприятия или только качать само мероприятие. Организатор как бы отходит в сторону, выполняя роль наблюдателя. Иногда организатор присутствует на всех стадиях подготовки и проведения мероприятия, в той или иной степени влияя на его ход.

Специфика СКД определяет и характер выбора средств, методов и самой технологии организационного процесса, о чем речь пойдет несколько дальше. Здесь же отметим, что основным средством организации в СКД является слово (информация). Основными методами - совет, разъяснение, показ (демонстрация).

Таким образом, организация в социокультурной сфере - это вполне самостоятельный вид деятельности, выступающий в ряде случаев как промежуточное звено между управлением и собственно исполнением (реализацией).[ http://5fan.ru/wievjob.php?id=7851]

В рамках организационных технологий менеджеры всех уровней, занятые в учреждениях социально-культурной сферы, пользуются так называемыми организационно-распорядительными методами.

Среди них выделяются три группы:

1) директивные методы (распо­ряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер;

2) экономические методы (метод ком­мерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое пла­нирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т. д);

3) социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритик, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и т. д.).

В современном опыте учреждений культуры, искусства, досуга для объединения организаторских технологий очень часто употребляется термин «промоутерство». Он подразумевает продвижение (от англ. «промоушн» – продвижение, «раскрутка») музыкальных, театральных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых и множества других социально-культурных проектов, проектных идей и инициатив, разработ­ку, принятие и последующее осуществление соответствующих управлен­ческих решений, направленных на их реализацию на рынке.

Промоутерство неотделимо от понятия продюсерства, в технологию которого входит разработка стратегии осуществляемой программы или проекта, обеспечения высокого уровня их реализации, привлечения и эф­фективного использования творческих сил и ресурсов. Основное внима­ние продюсера сосредоточено на организации и развитии ресурсной базы проектов, на поиске дополнительных способов и приемов привлечения ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

Продвижение разного рода творческих проектов «раскручивается» с помощью рекламно-информационных технологий рекламы. Активно за­действуется здесь и широкий круг управленческих технологий, связан­ных с антрепризой (от франц. «антрепренер» – предприниматель) – при­обретением, арендой и эксплуатацией частного гастрольно-зрелищного предприятия, а также с выполнением административно-организационных обязанностей импресарио (от итальянского – предпринимать) во время подготов­ки и проведения гастролей, конкурсов, фестивалей и т.д.[ ]

Трудовой коллектив (персонал) действия которого необходимо грамотно организовать в процессе производственной деятельности, есть такой же ресурс, как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:

- если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);

- наемный работник может отказаться от условий, на которых организация предполагает его использовать;

- работник может уволиться из организации по собственному желанию;

- работник может бастовать;

- работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;

- работники могут переучиваться;

- работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры. [ ]

Организация работы с персоналом включает в себя выработку кадровой политики, подготовку, подбор и расстановку кадров, их оценку, переподготовку и повышение квалификации, стимулирование, формирование и развитие мотивации.

Искусство общения с людьми является неотъемлемой частью менеджмента; ему можно научить, его можно развить, но оно в основном уже сформировалось на самой ранней стадии жизни. Поэтому менеджер должен учитывать укоренившиеся позиции людей, быть объективным и сохранять любезное обращение. Слишком легко видеть только то, что хочется увидеть; рационализировать или забыть то, что не соответствует нашему мировоззрению; игнорировать действительность. Важно также и то, что делают другие, глядя на нас или слушая нас.

Менеджеру следует максимизировать эффективность поведения, например:

- слушать и запоминать;

- изыскивать ценную информацию в беседе;

- предлагать альтернативы;

- аргументировать свое несогласие;

- прояснять смысл вопроса;

- подводить итоги;

- предлагать решения и т.д.

И минимизировать деструктивное поведение, не следует:
1. показывать свои чувства в неподходящее время;
2. говорить слишком много или слишком мало;
3. хвалиться;
4. жаловаться;
5. не слушать собеседника;
6. выходить из себя.

Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности. С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная составляющая, без которой, по существу, не может обойтись ни один вид социокультурной деятельности.

Организация - обязательное условие успешного проведения большинства социокультурных мероприятий. Хорошая организация придает блеск любому социокультурному явлению. Плохая организация сводит на нет любое творческое начинание.

Слово «организация» употребляется в нескольких значениях, наиболее распространенными из которых являются два: организация как учреждение, заведение, предприятие, объединение, ведомство и организация как деятельность (процесс). В нашей работе основной акцент делается на втором значении этого слова, т.е. на деятельности.

В тех случаях, когда речь идет об организациях социокультурной сферы, мы пользуемся терминами «учреждение», «ведомство» или «объединение».

Технологии организации направлены на выполнение, активное про­движение того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы.

Организаторские технологии предполагают управленческую дея­тельность по формированию и регулированию (в том числе совершенст­вованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных социально-культурных проектов. Регулирование социально-культурного процесса связано, в пер­вую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, час­тичным или кардинальным его совершенствованием, развитием на пер­спективу.[2]

Наши рекомендации