Проектирование технологических процессов составляет часть технологической подготовки производства и выполняется в системах CAM (Computer Aided Manufacturing)

Для решения проблем совместного функционирования компонентов САПР различного назначения, координации работы систем САЕ/CAD/САМ, управления проектными данными и проектированием разрабатываются системы, получившие название систем управления проектными данными PDM (Product Data Management).

Системы PDM либо входят в состав модулей конкретной САПР, либо имеют самостоятельное значение и могут работать совместно с разными САПР.

На большинстве этапов жизненного цикла, начиная с определения предприятий-поставщиков исходных материалов и компонентов и кончая реализацией продукции, требуются услуги системы управления цепочками поставок - SCM. Цепь поставок обычно определяют как совокупность стадий увеличения добавленной стоимости продукции при ее движении от компаний-поставщиков к компаниям-потребителям. Управление цепью поставок подразумевает продвижение материального потока с минимальными издержками.

Координация работы многих предприятий-партнеров с использованием технологий Intrenet возлагается на системы E-commerce, называемые системами управления данными в интегрированном информационном пространстве CPC (Collaborative Product Commerce) .

Информационная поддержка этапа производства продукции осуществляется автоматизированными системами управления предприятием (АСУП) и автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП) .

К АСУП относятся системы планирования и управления предприятием ERP (Enterprise Resource Planning) , планирования производства и требований к материалам MRP-2 (Manufacturing Requirement Planning) и упомянутые выше системы SCM. Наиболее развитые системы ERP выполняют различные бизнес-функции, связанные с планированием производства, закупками, сбытом продукции, анализом перспектив маркетинга, управлением финансами, персоналом, складским хозяйством, учетом основных фондов и т.п. Системы MRP-2 ориентированы, главным образом, на бизнес-функции, непосредственно связанные с производством. В некоторых случаях системы SCM и MRP-2 входят как подсистемы в ERP, в последнее время их чаще рассматривают как самостоятельные системы.

Промежуточное положение между АСУП и АСУТП занимает производственная исполнительная система MES (Manufacturing Execution Systems) , предназначенная для решения оперативных задач управления проектированием, производством и маркетингом.

В состав АСУТП входит система SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition) , выполняющая диспетчерские функции (сбор и обработка данных о состоянии оборудования и технологических процессов) и помогающая разрабатывать ПО для встроенного оборудования. Для непосредственного программного управления технологическим оборудованием используют системы CNC (Computer Numerical Control) на базе контроллеров (специализированных компьютеров, называемых промышленными), которые встроены в технологическое оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ) .

На этапе реализации продукции выполняются функции управления отношениями с заказчиками и покупателями, проводится анализ рыночной ситуации, определяются перспективы спроса на планируемые изделия. Эти функции возложены на систему CRM.

Функции обучения обслуживающего персонала возложены на интерактивные электронные технические руководства IETM (Interactive Electronic Technical Manuals) , с их помощью выполняются диагностические операции, поиск отказавших компонентов, заказ дополнительных запасных деталей и некоторые другие операции на этапе эксплуатации систем.

Управление данными в информационном пространстве, едином для различных автоматизированных систем, возлагается на систему управления жизненным циклом продукции, реализующую технологии PLM (Product Lifecycle Management) . Технологии PLM объединяют методики и средства информационной поддержки изделий на протяжении всех этапов жизненного цикла изделий.

Характерная особенность PLM - обеспечение взаимодействия как средств автоматизации разных производителей, так и различных автоматизированных систем многих предприятий, то есть технологии PLM (включая технологии CPC) являются основой, интегрирующей информационное пространство, в котором функционируют САПР, ERP, PDM, SCM, CRM и другие автоматизированные системы многих предприятий.

Проектирование технологических процессов составляет часть технологической подготовки производства и выполняется в системах CAM (Computer Aided Manufacturing) - student2.ru

Рекомендованная литература

1. УПРАВЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТЬЮ СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Рудницкий А.В., Рудницкий В.И., Виноградов В.С. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2011. № 1. С. 67-72.

2. ФОРСАЙТ ГРАЖДАНСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ - 2030 Дехтярук Ю., Карышев И., Кораблева М., Великанова Н., Еделькина А., Карасев О., Клубова М., Богомолова А., Дышкант Н. Форсайт. 2014. Т. 8. № 2. С. 30-45.

3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ НА РАННИХ СТАДИЯХ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Северский С.И., Пьянков И.Б. Глобальный научный потенциал. 2014. № 6 (39). С. 101-105.

4. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ НА РАННИХ СТАДИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДВОДНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ) Северский С.И., Пьянков И.Б. Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. 2014.

5. ТЕХНОЭКОНОМИКА. ОПТИМИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ Петрушин С.И. монография / С. И. Петрушин ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Национальный исслед. Томский политехнический ун-т". Томск, 2010.

6. АЛГОРИТМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТОВ C ЖИЗНЕННЫМИ ЦИКЛАМИ Галимзянов Т.Р.
Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2010. № 2. С. 164-168.

7. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМИ ЦИКЛАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ Нижегородцев Р.М., Витушкина Т.П. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 6. С. 5-14.

8. Малый П.А. Принципы определения качества и технического уровня грузовых транс­портных судов. Труды ЛИВТа «Теория, проектирование и техническая эксплуатация судов речного флота», - Л., вып. 127, 1970, С.87-92.

9. Афромеев Э.А. Критерии технического совершенства судов/ Судостроение, № 5, 2005, С.14-17.

10. Климов Е.Н., Логинов О.В. Основы методики системно-квалиметрического анализа и сравнительной оценки качества главных судовых дизельных энергетических установок//Тр. международного научно-технического семинара «Исследования, проектирование и эксплуатация судовых ДВС». Под ред. д.т.н., проф. О.К. Безюкова // СПб, Изд-во «ПаркКом», 2006, с .99-104.

11. Даниловский А.Г., Иванов Д.С., Архипов Г.А. Критерии для согласованной оптимизации судовых энергетических установок, систем и оборудования// Совершенствование конструкций судовых систем: Сб. научн. тр./ ЛКИ. Л., 1987. С.88-95.

12. Безюков О.К. Критерий для оценки научно-технического уровня судовых дизелей//Тр. международного научно-технического семинара «Исследования, проектирование и эксплуатация судовых ДВС». Под ред. д.т.н., проф. О.К. Безюкова // СПб, Изд-во «ПаркКом», 2006, с .16-19.

13. Безюков О.К. Критерии технического уровня основных элементов судовых газотурбинных двигателей. Материалы международной науч.-техн. конференции, посвященной 200-летию подготовки кадров для водного транспорта России «Водные пути России: строительство, эксплуатация, управление». 1-2 октября 2009. Книга II.- СПб.: СПГУВК, 2010, с. 113-122.

14. Барановский В.В., Бабичев А.А. Проблемы принятия оптимальных решений при проектировании газотурбинных двигателей для использования в составе ГЭУ надводных кораблей ВМС. //Тр. международного научно-технического семинара «Исследования, проектирование и эксплуатация судовых ДВС». Под ред. д.т.н., проф. О.К. Безюкова // .- СПб.: Изд-во «ПаркКом», 2006, с. 16 - 19.

15. Московцев Ю.П. Принципы создания АСУ ТП гражданских судов //Системы управления и обработки информации: Научно-технический сборник / ФНПЦ «НПО «Аврора», -СПб.: 2000. — Вып. 1, с. 61-68.

16. Корчанов В.М., Московцев Ю.П., Орунов Г.П. Системы управления пропульсивной судовой установкой на базе комплекта КСА. Системы управления и обработки информации: Научно-технический сборник / ФНПЦ «НПО «Аврора». -СПб.: 2000. – Вып.2., с. 69 – 72.

17. Лебедев А., Сафонов С., Касаткин А., Серёгин В.Система управления дизелями М533 для судна на воздушной каверне «Меркурий». Современные технологии автоматизации. №1, 1999, с. 20-24.

18. Грошева Л., Мерзляков В., Перевезенцев С., Плющаев В. Разработка комплексной системы контроля и управления на базе промышленных контроллеров FASTWEL. Современные технологии автоматизации. №3, 2015, с. 46-52.

19. РД 50-492-84 Методика оценки научно-технического уровня АСУ. Типовые положения.— М.: Изд-во Стандартов, 1985. — 17 с.

Наши рекомендации