Характеристика и особенности портов
Порт – это прибрежный пункт, имеющий удобные водныеподходы и связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и автомобильным транспортом, оборудованный перегрузочными комплексами, складами, устройствами для обслуживания судов и пассажиров.
Основные функции порта:
1) перегрузочные работы – передача грузов с судов на другие виды транспорта или в обратном направлении;
2) обслуживание пассажиров – посадка-высадка пассажиров, продажа билетов, хранение багажа и другие виды обслуживания;
3) коммерческая и финансовая деятельность – привлечение грузов и пассажиров, заключение договоров на перевозку, расчеты за перевозку и др.;
4) комплексное обслуживание флота – снабжение судов, рейдово-маневровые работы, бытовое обслуживание экипажей и др.;
5) ремонт портовых объектов и техники;
6) перевозки в местном сообщении – перевозки нерудных строительных материалов, добываемых со дна рек, перевозки пассажиров на пригородных и внутригородских линиях.
В состав порта входят следующие основные элементы: акватория, территория, причальная линия.
1. Акватория – водная поверхность, отведенная порту вне границы судового хода и предназначенная для стоянки судов во время их грузовой обработки или посадки-высадки пассажиров. Она состоит из причалов, водных подходов и рейдов.
Рис. 2.1. Схема акватории порта:
1 – судовой ход; 2 – водные подходы; 3 – участки рейда;
4 – акватории причалов; 5 – причал
Причал – участок порта, обеспечивающий обработку одного расчетного судна.
Водные подходы – это участок водного пути, соединяющий транзитный судовой ход (фарватер) с акваторией причалов и рейдами, а также рейды с акваторией причалов. Подходы должны обеспечивать беспрепятственное и безопасное движение.
Рейд – часть акватории порта, предназначенная для стоянки судов, формирования и расформирования судовых составов и выполнения перегрузочных работ по варианту «судно-судно». Существуют отдельно рейды прибытия и отправления судов. Рейды специализируются по родам перевозимых грузов (сухогрузные, нефтеналивные, лесные и т. д.).
Акватория причала – часть водной поверхности, примыкающей к причалу, предназначенная для стоянки судов под грузовыми операциями, а также для маневров судов у причала.
2. Территория порта – прибрежный участок земли в установленных порту границах. На территории размещают портовые сооружения: склады, погрузочно-разгрузочные средства, транспортные коммуникации, здания и др. В состав территории порта входят три зоны, представленные на рис. 2.2.
В оперативно-производственной зоне I располагают фронтальные склады, железнодорожные пути и портальные краны для перегрузки грузов с судна или в обратном направлении. В зоне II – тыловые склады для перегрузки грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта в склад или из фронтального склада в тыловой склад. К складам подведены железнодорожные и автомобильные пути. Каждая линия оборудована перегрузочными кранами (фронтальными и тыловыми).
Рис. 2.2. Зоны территории порта:
1– прикордонная (фронтальная) зона; 2 – тыловая зона;
3 – припортовая зона
Припортовая зона располагается вне ограждения. Здесь обычно размещают здание управления порта, площадку для стоянки автотранспорта и т. д.
3. Причальная линия – граница между территорией порта и акваторией. Причальную линию еще называют кордон (от франц. corde – веревка). Причальная линия – это совокупность всех причалов.
Имеются три формы расположения причальной линии относительно реки: фронтальная, бассейновая (ковшовая) и пирсовая.
Фронтальная форма характеризуется расположением причалов вдоль береговой линии.
Бассейновая (ковшовая)форма причальной линии отличается наличием специальных бассейнов, в которых расположены причалы. Число и конфигурация бассейнов зависят от общего числа причалов, их специализации и других факторов. В речных портах обычно создают один бассейн.
Для пирсовой формы причальной линии характерно расположение причалов по сторонам мола (пирса), вынесенного в сторону акватории порта. Пирсы, которые бывают широкими и узкими, обычно сооружают под прямым углом к береговой линии.
Классификация портов
1. По назначению порты подразделяются на
– грузовые;
– пассажирские;
– грузопассажирские.
Грузовые порты осуществляют передачу грузов со смежных видов транспорта на водный или в обратном направлении.
Грузовые порты в свою очередь подразделяются на
– универсальные – перегружают различные грузы, располагая причалами тарно-штучных грузов, лесоматериалов, руды, угля и т. д.;
– специализированные – предназначенные для перегрузки определенного груза, например угольные порты, нефтеналивные порты, лесные порты.
На речном транспорте наиболее распространены грузопассажирские порты.
2. По принадлежности порты подразделяются на
–порты общего пользования;
– необщего пользования.
3. По объему и характеру работы порты делятся на четыре категории.
Категория порта | Грузооборот, т | Пассажирооборот, чел. |
Более 15000 | Более 2000 | |
3500 - 15000 | 500 - 2000 | |
750 - 3500 | 200 - 500 | |
До 750 | До 200 |
4. По расположению относительно русла реки порты делятся на
– русловые;
– бассейновые (ковшовые);
– смешанные.
В данном разделе необходимо дать общую характеристику перевалочного узла: назначение и категория порта, особенности схем размещения портовых и ж.- д. устройств, их преимущества и недостатки и т. п. Выбрать и привести в пояснительной записке принципиальную схему перевалочного узла в соответствии с заданным типом порта и выбранным вариантом размещения ж.-д. устройств и сооружений. После расчета портовых и ж.-д. устройств необходимо выполнить детальную схему перевалочного узла с указанием отдельных причалов, их технического оснащения, размеров и типов складов, числа путей в парках и т. д.