Бизнес-инкубатор: понятие, предназначение, роль

Бизнес-инкубаторпредставляет собой организацию, которая обеспечивает малые предприятия различными помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса в качестве единого вполне интегрированного и вполне приемлемого по стоимости комплекса. Такого рода опека и совместное покрытие расходов призваны облегчить начальную стадию развития нового предприятия путем сокращения затрат и избежания задержек при освоении новых видов продукции и реализации инновационных проектов, а тем самым уменьшить вероятность неудачи предприятия.

Концепция бизнес-инкубатора, представляющая собой создание микросреды обитания для поддержки бизнеса на стадиях его жизненного цикла, была разработана в начале 80-х гг.

Она развивалась в 90-х гг. в сторону создания целевых (технологических) и «виртуальных» инкубаторов, а также гибридов, состоящих из центров по развитию предприятий и бизнес-инкубаторов.

Бизнес-инкубатор – многопрофильное учреждение. Он призван помочь опекаемым юридическим и физическим лицам начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защищаться от недобросовестных и некомпетентных действий контрагентов, органов власти, банков. Его эффективность оценивается по количеству фирм, действующих на рынке после прохождения программы инкубации.

Конкретные цели функционирования инкубаторов могут различаться в зависимости от того, кто из учредителей имеет решающее влияние на принятие стратегических решений.

Так, основной целью создания государственных (общественных) инкубаторов, финансирование которых осуществляется правительством и некоммерческими организациями, является экономическое развитие региона, создание рабочих мест, экономическая диверсификация и (или) увеличение налоговых поступлений. Основное внимание они уделяют проектам, отличающимся небольшими капиталоемкостью и сроком окупаемости.

Академические и университетские инкубаторыспособствуют реализации потребностей в научном предпринимательстве, решению проблем ускорения инновационного цикла регионального научно-технического развития. Они позволяют работникам научно-исследовательских институтов освоить и реализовать разработки, заниматься предпринимательской деятельностью без отрыва от научной работы, у выпускников учебных заведений появляется возможность успешно стартовать в бизнесе.

Смешанные инкубаторыобъединяют усилия правительства, некоммерческих организаций и (или) частных организаций. Сотрудничество такого рода может принести инкубатору доступ к правительственному финансированию и разнообразным вариантам поддержки, а также деловому консультированию и финансам частного сектора.

Частные, коммерческие инкубаторысоздаются инвестиционными группами для сотрудничества по развитию недвижимости. Их главные интересы заключаются в получении дохода на инвестиции от инкубируемых фирм, развитии недвижимости и коммерциализации технологий.

По способу предоставления услуг выделяют следующие бизнес-инкубаторы:

- «классические» –наряду с бизнес-услугами основной их функцией является предоставление предприятиям офисных и производственных площадей по расценкам ниже рыночных;

- предоставляющие услуги посредством электронной связи с предприятиями. Их основной недостаток – малое количество прямых контактов с предприятиями;

- «без стен»– менеджер инкубатора регулярно объезжает предприятия.

Недостатком такого способа предоставления услуг является отсутствие общения между предприятиями, а преимуществом – отсутствие конфликтов;

- многопрофильные, предоставляющие широкий спектр услуг при открытии бизнеса на базе собственных помещений с использованием оборудования и технических средств институтов и лабораторий;

- виртуальные, оказывающие помощь в открытии бизнеса на месте либо на основе существующих лабораторий;

- внутренние, выполняющие работу по одному из направлений;

- целевые, сосредоточенные на разработке компьютерных программ и на биотехнологии.

Кроме того, бизнес-инкубаторы могут различаться по цели создания:

1. Экономическое развитие.

2. Развитие сообщества.

3. Развитие предприятий.

4. Развитие определенных секторов рынка или групп клиентов.

5. Коммерциализация технологий.

6. Получение доходов от недвижимости и инвестиций.

7. Комбинация целей.

Признаки классификации бизнес-инкубаторов:

Профессиональная ориентация:

- Универсальные

- Инновационные

- Специализированные

- С ориентацией на отрасль

- С ориентацией на социальную группу

- С ориентацией на создание микропредприятий

- Организационные

Степень самостоятельности:

- Самостоятельные

- Встроенные

Форма обслуживания:

- Виртуальные

- Стационарные

Демографический уровень:

- Городские

- Сельские (аграрные)

Бизнес-инкубаторы эффективны при создании малых предприятий с новой технологией. Принципы функционирования инкубатора зависят от того, в какой среде он действует.

Примером является создание технологического новшества путем взаимодействия между вузами и исследовательскими институтами для продвижения нововведений (товаров, услуг) на внутреннем и внешнем рынке или региональное развитие путем централизации хозяйственной деятельности и отвлечения ее от крупных городов, мобилизации местных ресурсов.

Инкубатор создается как юридическая организация, несущая полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Он пользуется поддержкой в рамках государственных бюджетных и внебюджетных программ и поэтому сочетает коммерческие и некоммерческие начала в своей деятельности.

Главное действующее лицо бизнес-инкубатора – вновь образовавшееся малое инновационное предприятие. Оно строит свои отношения с администрацией бизнес-инкубатора и его подразделениями на коммерческой основе, но, как правило, по льготным ценам.

Задача инкубатора заключается в том, чтобы в нем были созданы все необходимые условия для преодоления трудностей стартового этапа, для творческой самостоятельной работы малых фирм. Он часто является учебным центром по подготовке будущих предпринимателей и создается как развивающаяся структура с учетом перспектив поэтапного развития.

В своем развитии инкубатор проходит ряд стадий:

1) начальная стадия продолжительностью около двух лет.

Основные задачи сконцентрированы на подборе первых участников, начале сервисной поддержки и финансирования;

2) стадия развития имеет срок два-три года.

Задачи включают оптимальный набор услуг для нового бизнеса и выработку критериев отбора наиболее подходящих участников;

3) стадия зрелости занимает пять-шесть лет.

Задачи состоят в эффективном регулировании обновления участников и укреплении связей нового бизнеса с местной экономикой.

Сущность инкубатора отражают предоставляемые им услуги, набор которых может варьироваться в зависимости от его ресурсов, особенностей финансирования, взаимоотношений с органами местного самоуправления, потребностей предприятий данного региона и др.

Как правило, инкубатор предоставляет:

- производственные площади;

- помещения общего пользования (конференц-зал, библиотечно-информационный центр, комнаты для деловых встреч и т. п.);

- службы коллективного пользования (копировальную технику, телефон, факс и т. п.);

- оборудование и мебель;

- услуги по деловому консультированию (оценку проекта, помощь в разработке бизнес-плана, юридические консультации, помощь в бухгалтерском учете и ведении документации);

- помощь в поиске источников финансирования;

- услуги по обучению, в первую очередь по проблемам предпринимательства;

- возможности информационной службы, в том числе патентный поиск и защиту.

Факторами успеха бизнес-инкубаторов являются:

- наличие детального плана действий со сроками и исполнителями;

- связь с высшим учебным заведением, научно-исследовательским центром или институтом;

- наличие ясных критериев отбора клиентов;

- направленность на достижение конкретного результата;

- оказание консультационных услуг в области управления бизнесом, организация бухгалтерского учета;

- обеспечение доступа к источникам финансирования;

- оказание косвенной финансовой поддержки;

- поддержка общественности, по крайней мере, на местном уровне;

- наличие широких связей между предпринимателями.

Инкубатор может активно способствовать решению следующих задач:

- ускорению реализации инновационных проектов;

- повышению конкурентоспособности действующих предприятий;

- повышению деловой культуры предпринимательства;

- обеспечению занятости населения;

- диверсификации экономики регионов, развитию неразвитых секторов экономики;

- расширению налогооблагаемой базы регионов через увеличение числа малых предприятий;

- передаче технологий из вузов и корпораций, внедрению новых технологий;

- развитию недвижимости (площадей), до этого использовавшейся неэффективно.

Основные показатели работы инкубаторов: количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, величина добавочной стоимости, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные социально-экономические мероприятия в области социальной защиты населения и создания благотворительных фондов.

Эффективность работы бизнес-инкубатора определяют: количество фирм, которым были предоставлены различные виды услуг, количество субъектов и занятых в инкубаторе (в расчете на каждого субъекта), уровень занятости, количество фирм, покинувших его, а также оценка субъектами качества работы руководства и предоставленных услуг.

Объем реализованной субъектами продукции (услуг) определяют: объем налоговых поступлений в различные бюджеты и внебюджетные фонды, объем выполненных работ по различным заказам и программам (конверсии, охраны окружающей среды и т. д.), количество и эффективность внедренных инновационных разработок.

Определение жизнеспособности бизнес-инкубатора предусматривает: сравнение расчетных и фактических показателей дохода за год, фактические расходы за год, потенциал субъектов, достигнутый на момент выхода, в сравнении с первоначальным, повышение стоимости недвижимости, количество фирм, покинувших инкубатор и потерпевших неудачу за определенное количество лет.

Работу инкубатора оценивают по количеству фирм, оставшихся в бизнесе через несколько лет после завершения инкубации.

Задачи, возникающие перед предприятием, основанным на использовании новых технологий, а также его потребности становятся более сложными по мере продвижения от простой идеи к стадии ее коммерческой реализации.

Преимущества субъектов БИ заключаются в следующем:

- сокращение эксплуатационных расходов и времени, необходимого для начала работы, возможность пользоваться консультационными услугами, что само по себе может оказаться решающим для их жизнеспособности и роста;

- более низкая стоимость и гибкие условия аренды помещений БИ;

- значительное упрочнение авторитета фирмы, что облегчает поиск средств и потребителей;

- наличие удобной обстановки для личного общения и обмена опытом.

К сожалению, функционирование инкубаторов в России наталкивается на ряд трудностей.

Важнейшими из них являются:

- кадровые проблемы;

- финансовые проблемы — недостаточное начальное финансирование, высокая себестоимость содержания площадей, оборудования и проч.;

- недостаточное количество площадей и оборудования;

- отсутствие поддержки со стороны федеральных и региональных властей;

- юридические проблемы — непроработанность законодательства в сфере малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- информационно-методические проблемы.

К числу внутренних причин можно отнести:

- отсутствие детально разработанного плана развития инкубаторов, отвечающего экономическим стандартам, а также низкий уровень текущего и краткосрочного планирования;

- однобокость и неполноту маркетинговых исследований, незнание целевых аудиторий;

- отсутствие стратегии в работе по связям с общественностью, инвестиционными программами, клиентами, администрацией;

- неотработанность технологии инкубирования.

Наши рекомендации