Билет 16. Лютеранская экклезиология. Отношение к «видимой» Церкви, к святым и святыням, постам и молитвам за усопших. Богослужебный календарь лютеран

Признав Римско-католич. Церковь заблудившейся и по­рвав с нею, Лютер и лютеране создали свою "церковь", т.е. положили начало новому религиозн. обществу, без преемствующего апостолам епископата, и для этого общества выработали новую экклезиологию и новые вероисповедные нормы, опираясь на собств. толкование Библии.

Это говорит о несовместимости протестантизма с верой в незыблемость апостольской Церкви - Церкви, вру­ченной пастырскому попечению апостолов и их преемников, име­ющих особое посланничество свыше, с верой в Церковь единую и единственную, основанную Христом, име­ющую на земле видимое непрерывное бытие до скончания века. Действия Лютера и лютеран явл-ся отрицанием такой веры в Церковь Христову. Признавая такую веру, Лютер был бы не вправе выступить в роли основоположника новой Церкви, не являющейся непрерывным продолжением того, что было создано Христом.

Этот грех неверия в Церковь лютеранам надо было как-то оправдать. Надо было от­ветить на вопрос, где же была истинная Церковь до Лютера.

Лютеране прибегли для этого к учению о невидимости Хрис­товой Церкви. Мы, мол, тоже верим в Церковь и признаем ее непрерывность, но до Лютера истинная Церковь существовала на земле "невидимо", она была лишена организационных форм и со­стояла из истинно верующих людей, ведомых одному Богу. Вы­ход из Положения был найден, но выход не основательный, хотя учение о "невидимости" и претендует на духов­ность и возвышенность.

Какую же Церковь основал Сам Хрис­тос - видимую или невидимую, какие таинства учредил для вступления в нее и для участия в ее жизни - видимые или чисто духовные, каких апостолов дал ей - известных одному Богу или известных всем, принадлежащих к ней, кем был Он Сам, воплотившийся нашего ради спасения, виденный очами и осязанный руками Своих блаженных современников (ср. I Ин. 1, 1), сошедший на землю, по словам апостола, не к бесплотным анге­лам, а к семени Авраамову (ср. Евр. 2, 14-16). Ответ более чем ясен. Главное в Церкви Христовой действительно совершается незримо для глаз, в глубине человеч. душ и сердец и отно­сится к сфере духовности - в этом нет сомнения, но также не­сомненно, что эта невидимая сторона церковности неразрывно связана с видимой.

Лютеране и сами понимают, что отрицать видимость Церкви полностью - значит вступать в противоречие со Свящ. Писанием. В лютеран. катехизисах говорится поэтому о види­мых проявлениях Церкви, утверждается, что «Церковь невидимая заключается в видимой как душа в теле». Но все это относится ими лишь к Церкви 1-х времен христианства и к церковн. организации, учрежденной Лютером. А где была истинная видимая Церковь, скажем, с 5 по 15 век? Это вопрос, на к-рый лютеранам трудно ответить. В лютеран. катехизисах говорится, что видимая истинная Церковь "была едва приметна". 1000 лет едва приметного существова­ния! Но если это не то же самое, что полное отрицание суще­ствования Церкви, лютеранам следовало бы все же конкретно указать в этом 1000летнем историч. периоде ту "малопри­метную" Церковь, к-рую они могли бы признать своей. Сде­лать этого они не могут.

В таком же положении находятся и др. христиан. ис­поведания, не имеющие непрерывного церковно-историч. бытия, непрерывного сакраментального преемства и непрерывнос­ти благодатной жизни с момента 1-го излияния Св. Духа в День Пятидесятницы. Все эти общества (кальвинизм, англикан­ство, баптизм и др.) опираются на новые основания, положенные много позже руками человеческими.

Одной из неотъемлемых видимых форм правосл. церков­ности является непрерывность богоучрежденного пастырства - священства. Символич. книги Лютера признают необходимость священства и даже необходимость его постоянного существования, для совершения таинств, в частности для "отпущения грехов через слово и символы для утешения и ободрения нашей совести" ("Большой катехизис"). Но, по учению Лютера, такое утешение совести и отпущение грехов со ссылкой на слово Божие в случае нужды может осуществить каждый христианин.

"Аугсбург. исповедание" упоминает о епископах, а "Апо­логия" - об их праве совершать таинства и управлять, отрицая при этом "особые благодатные дары, отличающие свящ-ка от мирян".

В символич. книгах лютеран нет ни слова о преемствен­ности пастыр. служения, об особом посланничестве свыше на это служение. Право рукоположения лютеране признают за лю­бым членом Церкви (так назыв-е посланничество снизу). В "Шмалькальд. членах" говорится: "Вследствие недостойного поведения католич. епископов и невозможности для Церкви оставаться без свящ-ков... мы, по примеру Древней Церкви и отцов (каких отцов? — Д. О.), хотим и должны сами посвящать в свящ-ки способных людей". Оставшись без епископа, про­тестанты вынуждены были создать такое учение о пастырстве без преемства. Но мы знаем, что в Церкви всегда действовал прин­цип преемственного посланничества свыше. В избрании могли участвовать и рядовые члены Церкви, но самое рукоположение избранный получал от того, кто уже был законным пастырем, кто сам дверью вошел во двор овчий. Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас, - сказал Христос Своим ученикам (ср. Ин. 18). Как может посылать др. тот, кто сам не послан?

Умалив значение Церкви, лютеране отвергли значение и мо­литвенного общения Церкви земной с Церковью Небесной.

В "Апологии" говорится: "Мы не отрицаем того, что святых должно чтить". Но молитвенное обращение к святым и значение молитвенного ходатайства святых ими решительно отрицается, со ссылкой на слова ап. Павла о едином Посреднике (1 Тим. 2, 5). Неправомыслящие прибегают к святым и отвращаются от Христа, как от тирана", - говорится в той же "Апологии". "В призывании святых заключается та мерзость, что святые становятся на место Христа". Столь же решительно осуждают призывание святых "Шмалькальд. члены": "Призывание святых есть антихристово заблуждение". "Оно богоотступничество, потому что есть ходатайства и помощи принадлежит только Богу" (Христу). Месса за умерших бесполезна".

Здесь такой ход рассуждения. Если у нас 1 Посредник - Христос и человек спасается верой в Него, значит, человек спа­сается без всякой помощи со стороны, в одиночку. Поэтому на слова о "едином Посреднике" протестанты ссылаются во всех тех случаях, когда хотят умалить значение принадлежности к апос­тольской Церкви с ее преемственным пастырством, значение цер­ковн. священнодействий и молитв. В этом проявл-ся ограни­ченность протестант. мышления, непонимание лютеранами главного. Верить во Христа - значит верить во все его дело. Нельзя верить во Христа и не верить в созданную Им Церковь, за к-рую Он предал Себя. Посредник 1, но это не значит, что спасаемые разобщены между собой. Они становятся частицами того таинственного организма, к-рый явл-ся телом этого единств. Посредника. В этом благодатном союзе, где все члены призваны заботиться друг о друге (ср. 1 Кор. 12, 25), и совершается дело спасения. Христос не спаситель разобщен­ных, замкнувшихся в своей личной вере индивидуумов, Христос есть "Спаситель тела" (Еф. 5, 23).

Вера в Церковь нисколько не умаляет веры православных во Христа. Наоборот. Прославление Церкви и прославление святых христоцентрично. Святые отнюдь не ставят­ся при этом "на место Христа". Прославление святых равнознач­но прославлению дела Христова. В первосвященнической молит­ве Он Сам сказал: И славу, к-рую Ты дал Мне, Я дал им. Верующий в Меня, дела к-рые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Веруяй в Мя, якоже рече пи­сание, реки от чрева его потекут воды живы. (Ин. 7, 38). В свя­тых действует Христос. Отвергать благодатную помощь святых и молитву друг за друга (живых за умерших, умерших за живых, матери за ребенка и т. п.) на том основании, что у нас 1 Хо­датай, можно только по чистейшему недоразумению.

Вступив на путь практич. отрицания Церкви, ведущей свое непрерывное существование от апостолов, Лютер не мог не умалить и учительную роль Церкви, сего "столпа и утверждения истины", по выражению ап. Павла.

Неразрывно связанная со Христом, представляющая из себя таинственный организм, с особой, никогда не прекращающейся благодатной жизнью, Церковь в понимании православных явл-­ся живой носительницей истины, одушевленной книгой Евангелия Христова, домом Духа Св.

Лютер все же не доходил до полного отрицания значения Церкви. В своей аргументации он ссылается на историю Церкви, на писания как апостольские, так и отеческие. Лютер не учил, что можно отказаться от веры в Церковь и заме­нить ее верой в Библию. Но самый факт основания им новой церкви говорит об отсутствии у него веры в истинность и непо­грешимость апостольской Церкви, в неодолимость ее вратами адовыми. Лютеране в конечном итоге отвергли учительную роль Церкви. В их понимании роль Церкви в деле утверждения исти­ны свелась к хранению библейских книг.

В "Формуле согласия", составленной после смерти Люте­ра, содержится такое положение: "Мы веруем, учим и исповеду­ем, что единств. правилом и путеводной нитью, по к-рым нужно судить и оценивать всякое учение и всяких учителей, явл-ся только пророческие и апостольские писания Ветх и Но­в Заветов".

В подобных утверждениях сквозит стремление умалить или даже зачеркнуть учительную роль Церкви, забыть о Духе-Уте­шителе, всегда, по обетованию, действующем в Церкви и настав­ляющем нас "на всяку истину", о духе Нов Завета, о письме на "плотяных скрижалях сердца" (ср. 2 Кор. 3, 3-6; Евр. 8, 8-13). В них отчетливо видно стремление уйти от широты церковности в узость книжничества.

Учительная роль Церкви лютеранами умаля­ется не меньше, чем папистами, хотя основания для этого у одних и других разные. У 1-х это делается вследствие их фактиче­ской оторванности от Церкви, у 2-х - во имя ее ложно по­нятого единства.

В символич. книгах лютеран ничего не говорится о том, признают ли лютеране церковн. каноны, содержащие перечень свящ. книг. И если не признают этих канонов, то на чем основывают они признание самого перечня? Символич. книги лютеран не делают различия между каноническими и неканони­ч. книгами, черпая доказательства из тех и др. В изда­ниях "Мал. катехизиса" Лютера с объяснениями неканонич. книги названы, однако, "апокрифическими".

Лютер не только делил библейские писания на более и менее важные, но нек-рые книги Библии прямо признавал слабыми. Послания апостолов Иакова и Петра за учение о добрых делах он называл даже "соломенными".

Наши рекомендации