Тема 9. Свободомыслие и его основные формы

Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности. Сводомыслие как культурная традиция связана с процессами секуляризации. Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Это одно из центральных понятий философии и культурологии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Включает политические, социальные, культурные проявления.

Разновидности свободомыслия — богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т.д.

Богоборчество — самая ранняя форма критики религиозных представлений. Проявления богоборчества разнообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного «хуления» его. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей высшего блага, Бог представляется существом несправедливым.

Скептицизм (греч. skeptikos—рассматривающий, исследующий) — сомнение в истинности религии или отдельных ее положений.

Антиклерикализм (лат. anti —против, clericalis —церковный) — идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Ныне антиклерикализм играет заметную роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т.д.

Религиозный индифферентизм(лат. indifferens—безразличный) — безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям.

Пантеизм(греч. pan — все, theos — бог) сближает Бога и мир, признает их единство, вплоть до тождества. Разновидностью пантеизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идея первичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется в природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий природе. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.

Деизм (лат. deus — бог) дает иную трактовку Бога: это некий безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав толчок, движение, законы миру Бог не оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будь то природа или человек. Мир развивается по строгим законам, которые познаваемы человеческим разумом.

Свободомыслие в отношении религии может выступать и в форме натурализма (лат. naturalis — естественный). Хотя натурализм как философское направление оформился в США в 20 — 40-е годы XX в., он имеет давние традиции. Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, представляющая собою всеохватывающее бытие. С позиций натурализма, человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественнонаучные знания своего времени.

Атеизм(греч. а — отрицат. частица и theos — бог, букв, «безбожие») — это форма мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире.

Свободомыслие как образ мышления, связанный с критикой религиозных верований, возникает в Древней Индии, Египте, Греции параллельно с развитием философии, которая, в свою очередь, не удовлетворяется мифологическим объяснением мира и ищет для этого разумные, рациональные, логические основания.

Уже в древних памятниках письменности, созданных на ранней стадии развития цивилизации, таких, как, например, египетская "Песнь арфиста", в индийских эпосах "Махабхары-и" и "Рамаяна" имеют место свидетельства широко распространенного в те времена стихийно-атеистического мировоззрения. В античной Греции, а затем в Риме, религия доминировала не только в духовной жизни, но и в общественной как государственный культ, посягательство на веру в богов воспринималось как покушение на существующий строй и образ жизни. По обвинению в неверии в богов и "развратные молодежи" был осужден на смерть Сократ. Критий (V в. До н.э.) открыто заявил, что страх людей перед богами используется правителям, чтобы творить зло. Демокрит видел причину возникновения религиозных верований в страхах людей перед небесными явлениями - громом, молнией, солнечным затмением и т.д. В средневековье религия приобретает господствующей формы мировоззрения и идеологии. Церковные догмы стали исходными элементами мышления. Позиции религии и церкви взрывали только антиклерикальные и еретические движения. Уже в XIII в. развивается религиозный скептицизм в виде учения о двойственной истине, то есть о том, что "истины разума", полученные усилиями самого человека, могут отличаться от "истин веры", божьего откровения.
В эпоху Возрождения и Реформации были заложены основы исторического подхода к Библии. Труд Коперника "О вращении небесных сфер" (1543) сделал первый шаг к освобождению естествознания от теологии. Смелые философские выводы из научных откры­тий своего времени сделал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно, утверждавший, что Земля не является центром мироздания (гелиоцентризм). Хотя формально деятели Возрождения продолжают ставить в центр Бога, мыслительные усилия все больше сосредоточиваются на человеке. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом. Усилия мыслителей Возрождения прививают культуре этой эпохи еще одну существенную черту — гуманизм (от лат. humanitas — человечность), представляющий собой образ мышления, который провозглашает идею блага чело века главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

Наши рекомендации