Христианство как гуманистическая религия

Учебные вопросы:

1. Личность Иисуса Христа и основы христианского учения

2. Ветви христианства

3. Монашество в христианской культуре

4. Православие и российская цивилизация

Литература:

Обязательная:

Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО

Дополнительная:

Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1989.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Синоидальный перевод. Любое издание.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр.произв.– М., 1990.

Гараджа В. И. Протестантизм.– М., 1971.

Ипполитова А.Г. Религиоведение. Хрестоматия с комментариями. Самара, 2006.

История Русской православной церкви. М., 1991.

Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из “Истории государства Российского”. М., 1990.

Каутский К. Происхождение христианства. Любое издание.

Ковальский Я. В. Папы и папство.– М., 1991.

Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1997.

Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог.– М., 1996.

Мень А. Сын Человеческий. М., 1990.

Ренан Э. История первых веков христианства: жизнь Иисуса. Апостолы. М., 1991.

Русское православие: вехи истории. М., 1988.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории.– М., 1987.

Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время.– М., 1984.

Умберто Эко. Имя розы. СПб, 2003.

Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина.– М., 1994.

Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. М., 1979.

1. Личность Иисуса Христа и основы христианского учения

Христианство — мировая религия, зародившаяся на перекрестке разных мировых культур, в Палестине, где встретились Азиатская, Европейская и Африканская цивилизации. Поэтому жители данного региона особенно нуждались в единых духовных основах. Возникновение этой религии связано с личностью Иисуса Христа. Свою проповедническую деятельность он начал в особый период истории человечества, когда мир ждал прихода Спасителя, миф о котором существует практически во всех религиозных культурах, а процессы глубоких социальных трансформаций (изменений) переживали не только на Ближнем Востоке, где родился Иисус, но и в других уголках планеты. Так, справедливо отмечает проповедник А.Мень, «…персы (иранцы) ждали рождения Избавителя, индуисты ожидали нового воплощения бога Вишну, буддисты ждали нового воплощения Будды, иудеи ждали Мессию»[66].

Особенно остро нуждались в Спасителе иудеи, которые находились под властью Римской империи, переживали духовный упадок и надеялись вернуть государственную самостоятельность. Поэтому в еврейском обществе появлялись различные пророки, одним из которых был Иисус, который впервые в истории возложил на себя миссию искупления всех грехов человечества. Небезынтересно, что само имя Иисус, широко распространенное во времена жизни Христа, означает «Бог спасет», то есть даже значение имени несет в себе смысл спасения.

Вокруг личности Иисуса Христа разворачивается много споров, не решенных даже в современном обществе. В самом христианстве, где Иисус Христос – это Сын Божий, а, следовательно, богочеловек. Он соединяет в себе сакральное и обыкновенное начало. Не случайно, до тридцати лет он жил самой обыкновенной жизнью, занимался повседневным трудом. И такой жизненный опыт открывает новую духовную истина: самая простая, банальная жизнь — уникальна.

Но помимо классического объединения в Христе двух природ существуют разнообразные христианские ереси, породившие раскол христианства. Эти ереси можно разбить на три направления:

1. Несторианское: в Христе существует 2 природных начала — человеческое и божественное, которые существуют в нем обособленно.

2. Монофизитство. У Христа одна природа — божественная.

3. Монофелитство: Христос имеет 2 природы (божественную и человеческую), но одну волю и энергетику[67].

В тридцать лет Иисус покинул город Назарет и начал проповедническую деятельность, которая длилась до 33 лет.

Сущность учения Иисуса Христа, его основополагающие идеи выражены в «Нагорной проповеди», которая определила наднациональный характер христианства.Многие заветы и истины предшествующих религиозных систем были переосмыслены. Новое религиозное учение обращено к страдальцам, к несчастным, к мученикам, к тем, кто испытывает тяготы и лишения, к больным, калекам. Их Богочеловек называет «блаженными»: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся…»[68]. «Нищие духом», как объяснял русский философ Вл.Соловьев, люди, которые осознают свою духовную неполноту[69]. .

Такая позиция христианства о «нищих духом» утверждает достоинство бескорыстности, сострадания, милосердия. Сострадательный характер - один из главных принципов этой религии. При этом, сострадание близко к понятию любви, которая в христианском мировоззрении становится вселенской: «Возлюби ближнего как самого себя…»[70]. Любовь выражается в смирении, умении прощать: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?» [71].

В понимании истинных христиан все люди связаны невидимыми нитями, несут в себе образ Божий. И поэтому, сострадания, соучастия, спасения заслуживает даже самый жестокий преступник, потому что он может искренне раскаяться.

Почему любовь становится такой важной духовной ценностью, объясняет в своих посланиях Иоанн Богослов: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»[72].

Особый смысл в христианстве приобрела жертвенность, а точнее готовность пожертвовать собой ради спасения других. Иисус позволяет казнить себя, умирает ради спасения других. Но, как Богочеловек, он воскресает. Воскресение, а не распятие и крестные муки – главный лейтмотив христианского учения. Это символ возрождения человечества к новой жизни.

Как и многие пророки Иисус Христос собрал вокруг себя учеников: апостолов, которые своей проповеднической деятельностью способствовали распространению христианства в других странах. Благодаря ученикам, мы узнаем и основные вехи жизни Иисуса Христа и его учение.

Апостолы начали создавать каноническое Священное Писание христиан «Библию». Она состоит из Ветхого Завета (это еврейский ТаНаХ) и Нового завета. Самой важной частью Нового Завета является четыре Евангелия (благая весть), созданные учениками Иисуса Христа (Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном). Это – жизнеописание Христа. Помимо канонических, признанных официальной церковью текстов существуют так называемые апокрифы. Это древние христианские рукописи первых веков существования религии, многие из которых приписываются другим ученикам и сподвижникам Христа. Официальная церковь не признает эти тексты священными.

Таким образом, христианство — мировая религия, главная ценность которого гуманизм и вера в возрождение. Основатель христианства, для верующих Сын Божий, богочеловек, несомненно, является одной из самых ярких фигур в истории человеческих цивилизаций.

Ветви христианства

Термин христианство появился в Антиохи в 41 году, т.е., через 9 лет после воскресения и вознесения Иисуса Христа. Изначально христиане не представляли собой единую религиозную систему. Это связано со следующими причинами:

1. Первые христиане подвергались жестоким гонениям со стороны римских властей. Это обусловлено, с одной стороны, с языческим характером культуры Римской империи, а с другой – христиане были дестабилизирующим фактором для государства, где языческая вера несла на себе идеологическую нагрузку. Христиане были вынуждены тайно исповедовать свои убеждения, их группы представляли собой секты.

2. Изначально христианство стало распространяться в разных географических регионах учениками Иисуса Христа, у народов с разной ментальностью и оттого в каждой стране новая религия воспринялась по-своему, приобретя неповторимый облик. Ранние христиане представляли собой весьма пеструю смесь из новообращенных евреев, греков, римлян, сирийцев и других народов, христианские общины которых жили изолированно друг от друга. И потому христианство становилось все более разнообразным по своей форме.

Только в IV веке, когда Римский император Константин принимает христианство и делает его государственной религией, начинается объединение всех сил христианства, которое воплотилось в так называемых Вселенских соборах (собраниях епископов всех церквей для решения наиболее важных церковных вопросов). На таких собраниях создавались догматы христианства. «Догмат — основное положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащей критике»[73]. Поэтому, наряду с функционированием признанной церкви в христианстве получили свое развитие ереси, секты, тайные учения и пр. А религия, созданная ради объединения всего человечества не сумела сохранить единства.

Первый великий раскол носил мировоззренческий характер, он связан с учением несториан и монофизитов. В 451 г. сирийцы, копты (египетские христиане), эфиопы и армяне отделились от единой тогда церкви, образовав древне-восточную ветвь христианства.

В России к данной ветви христианства принадлежит Армяно-Григорианская апостольская церковь, монофизитская по своей сущности. На территории древней Армении проповедническую деятельность вели ученики Христа (апостолы) Фалдей и Варфоломей. Официально Армения принимает христианство в III в н.э. благодаря усилиям Григория-Просветителя. Впервые христианство становится государственной религией. Особенно тесные и дружественные отношения у армян сложились с Русской Православной церковью. В лице России Армения приобрела защитника от мусульманских захватчиков, в первую очередь Османской империи.

Следующий раскол христианства носил ярко выраженный политический характер. С V по X века между Восточной церковью (Константинополь) и Западной (Рим) усугублялись противоречия. В Византии союз церкви и государства представлял собой органическое явление, где светская и церковная власть дополняли друг друга. В Ватикане же отстаивали идею теократической христианской империи, возглавляемой Римским папой, наместником Бога на земле. Отсюда – экспансивная (захватническая) политика Рима, которая не устраивала дипломатичную Визанитию, всегда искавшую компромисс между Западом и Востоком. Но крестовые походы обостряли конфликт христианства и ислама, агрессия последних обрушивалась на Византию.

В 1054 году римские легаты и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме, что означала разрыв религиозных и политических связей Восточной и Римской империй, в христианстве начинают самостоятельное развитие 2 основные ветви христианства: православие и католицизм. Кроме политических причин раскола существовал ряд серьезных богословских разногласий, связанных с трактовкой божественной природы Троицы, ритуальными отличиями.

Теперь рассмотрим более подробно православие и католицизм.

Начнем с православия. Все православные церкви являются автономными, т.е., у православных нет единого патриарха, как у католиков. На сегодняшний день насчитывается 15 автокефальных церквей. Среди них: Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская и др.

В чем же сущность вероучения православных?

Жизнь православного верующего строится вокруг семи таинств:

1) Крещение — приобщение человека к вере, как правило, в младенческом возрасте.

2) Миропомазание — обряд, производимый сразу после крещения, его смысл — приобщение к церкви.

3) Покаяние (исповедание грехов перед священником).

4) Причащение (евхаристия) — приобщение верующего к Христу. Совершается во время главного богослужения, именуемого литургией, когда верующему дается немного хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христовы.

5) Священство, или посвящение в священнослужители. Православное духовенство можно разделить на две категории:

а) так называемое «белое» духовенство: это семейные священнослужители, которые вступили в брак до принятия сана. Самая высокая должность в церковной иерархии, занимаемая таким священником — протоиерей. Или, в быту настоятель собора, батюшка.

б) монашествующее духовенство, т.е. все остальные, кто принял обет безбрачия. Из их числа выходят высшие иерархи церкви, в том числе патриарх.

6) Брак — освещение союза мужчины и женщины (венчание). Немаловажно, что православие признает, в отличие от католиков десакрализацию брака, т.е. развод. Например, в случае двоеженства или отлучения одного из супругов от церкви и пр.

7) Елеосвящение (соборование) — специальный обряд, совершаемый над смертельно больным, умирающим. Его символическое значение: придание духовной силы для принятия христианской смерти.

Специфика католицизмапроявляется в том, что глава церкви – наместник Бога на земле, поэтому в его руках сосредоточены духовная и светская власть. Ватикан представляет собой типичную модель теократического государства, которым руководит Римский Папа: «Власть папы — это высшая и юридически полная власть над всей церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на все управление церковью»[74]. Через институт папства католическая церковь всецело влияет на жизнь католического общества, в отличие от только духовной власти православия.

Но католическая церковь имеет и ряд отличий, связанных с самим учением:

Ø существование кроме ада и рая, чистилища;

Ø абсолютное безбрачие духовенства (целибат);

Ø учение об «оставленном Христом и другими святыми “запасе добрых дел”, которыми церковь вправе распоряжаться по своему усмотрению»[75].

Поскольку в раннем и средневековом католическом вероучении господствовал принцип главенства церкви и верности только христианской истины, католики особенно фанатично боролись за чистоту веры. Для этого был создан специальный карательный институт инквизиции, управляемый монахами доминиканского ордена, в задачи которого входил поиск и расправа над еретиками, ведьмами и колдунами. Как правило, они приговаривались к казне через сожжение. Считалось, что только костер способен уничтожить зло, очистить «преступника» от грехов и таким образом, может быть, еще спасти его душу.

При этом, еретическое движение, невзирая на страх перед инквизицией, активно развивалось наряду с католической церковью. Одной из главных причин стало неуёмное стремление церкви к богатству, роскоши и власти. Так, одной из интересных ересей стала секта Дольчина. Бывший монах выступил против богатств и роскоши, адепты его движения нападали на богачей, разоряли и поджигали поместья, убивали кардиналов и других священнослужителей, которые отступили от принципа бедности. Подобным образом они восстанавливали, как сами считали, справедливость. Дольчинистами становились представителей обездоленных слоев населения, в основном из крестьянской среды.

Принципиально важно подчеркнуть, что институт папства и католический культ с его излишней пышностью вызывали протест со стороны многих христиан. Тем более, что к XVI веку многие европейские страны переживали период развития национального самосознания, что, естественно, вызывало желание избавиться от диктата католической церкви.

Именно в этот период происходит еще один раскол внутри католицизма и появляется новая ветвь христианства - протестантизм. Движение протестантов отражало жизненную философию зарождающегося класса буржуа, с его активностью, трудолюбием и прагматизмом, а также стремлением к экономической независимости от Ватикана.

Идеологические основы протестантизма заложил немецкий монах Мартин Лютер. Он выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы добрых дел, хранимой Римом (продажа индульгенций – грамот, отпускающих грехи).

Лютер создал концепцию «оправдания одной только верой». Суть ее такова:

1) каждый христианин связан с Богом напрямую, он не нуждается в посредниках. Бог живет у каждого в душе;

2) единственным источником вероучения является Библия и не нужны иные толкования, созданные позднее.

3) к вере человек приходит осознанно, а не приобщается ей с младенческих лет.

Протестантизм отвергает рукоположенное духовенство, а протестантские общины — это сплоченные коллективы, где руководителем выступает пресвитер (пастор), избираемый из числа членов общины.

Протестантизм упростил религиозную жизнь христианина, оставив только ее основы. Отсутствие общего центра и единой идеологии способствовало развитию в данном направлении множества самостоятельных течений, классическими из которых являются лютеранство, кальвинизм (Швейцария), англиканство, баптизм. Но отсутствие общей организационной структуры способствовало развитию сектантской культуры. Большинство неохристианских сект носит именно протестантский характер.

Современный очаг развития протестантизма находится в США. Это обусловлено тем, что протестанты Старого света подвергались гонениям со стороны католиков, поэтому многие общины эмигрировали на новые неосвоенные территории, где развернули широкую миссионерскую деятельность.

Таким образом, христианство — это уникальное явление духовной культуры, оказавшее гигантское влияние на развитие многих национальных культур, сформировавшее их специфику.

3. Монашество в христианской культуре

Феномен монашества требует отдельного рассмотрения, так как именно монахи были хранителями заветов Иисуса Христа. Своей жизнью они утверждали значимость морально-духовного подвига самосовершенствования, жертвенности ради других. Во многом, благодаря монашеству сохранились основополагающие принципы христианской веры. «”Возьмите иго Мое на себя”», — учил Христос. Человек должен сам совершить дело своего спасения, и монашеское подвижничество осуществляло великую и благородную задачу, направляя этот процесс»[76] — писал А. Мень.

Монашество зародилось в Египте в IV веке. В этот период христианская церковь испытывала духовно-нравственный кризис, под влиянием которого люди уходили в пустыню, в пещеры, где вели отшельнический образ жизни.

Основателем монашества считается Антоний Великий. «Продав имение и раздав деньги нищим, Антоний поселился… в пустой гробнице…, где стал проводить дни в молитве, посте и размышлениях»[77]. Постепенно к отшельнику стали приходить другие люди, ищущие духовного исцеления. В 305 г. вокруг Антония образовалась первая монашеская община. Антоний считается основателем отшельнического монашества. Под руководством опытного наставника подвижники жили в пещерах или отдельных хижинах, которые называли лаврами. Отсюда сохранились до сих пор названия некоторых монастырей, в частности русских: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская лавра и пр[78].

Другой тип монашеской жизни — кивойный, или общежитийный. Основателем общежитийного монашества считается Пахомий Великий. Именно он основал первый монастырь, где монахи жили вместе, проводя дни в труде. Труд, в понимании Пахомия, основа, благодаря которой поддерживается духовная жизнь и монашеское братство[79]. Такой тип монашества также утвердился в России.

Католическое монашество существенно отличалось от Восточного. Холодный климат вынудил монахов в гораздо большей степени заботиться о запасах еды на зиму. В итоге западному монашеству в гораздо меньшей степени свойственен аскетизм. Монастыри становились центром не только церковного служения, но социально-экономической и культурной жизни.

Специфической особенностью католического монашества стало создание духовных орденов, которые формировались на основе круга последователей какого-либо христианского подвижника. Так, появились августинцы, доминиканцы, францисканцы, бенедиктинцы, капуцины и др.

Особенно интересен орден францисканцев, основанный Франциском Ассизским. Приверженцев францисканства также называли нищенствующими монахами. Христос был нищим, поэтому францисканцы пытались следовать принципам нестяжательства и вели активную проповедническую деятельность, путешествуя по Европе.

Следует выделить и военно-монашеский орден крестоносцев. Рыцари, принявшие монашеский обет во имя защиты веры активно действовал в европейской истории в XII — XVI веков. Функция защиты веры представляется весьма спорной, часто крестоносцы превращались в толпу фанатиков, уничтожающих инакомыслящих.

В целом, монашество - это религиозный феномен христианства, в котором находят реализацию центральные идеи христианского учения, заложенные в первые годы его существования.

Наши рекомендации