Свободомыслие и атеизм как явление духовной культуры

Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являются процессом закономерным. Свободомыслие - органичный продукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезных перемен в обществе.

Пересмотр господствующей религиозной концепции, как правило, связан с объективной необходимостью более современного отражения ценностей общества. Появление и распространение сект, ересей, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т.д. расширяло сферу несогласия с установлением религиозной монополии в духовной жизни общества в разные исторические периоды.

Накопление знаний о мире приводило в те или иные периоды жизни человечества к духовным революциям, в процессе которых появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности. Наиболее глубокой революцией в мышлении стало развитие знаний в области механики, математики, астрономии, географии, истории, социологии и других наук в XVII - XX вв.

Свободомыслие в отношении религия проявляется в многообразных формах. Они имеют разную степень последовательности, разные цели, социальные основания, нравственное содержание. Рассмотрим формы свободомыслия более подробно:

1.Богоборчество - самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой.

Пример богоборческой философии – ницшеанство, где образ Заратустры символизирует право личности на своеволие, презрение к общечеловеческой морали.

2.Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) - сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Сомнение – главная особенность скептицизма.

Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре Древнего мира:

- на Востоке (Египет, Вавилон, Палестина) он выступает как сомнение в существовании загробного мира, в действенности религиозных обрядов;

- в Древней Греции драматурги, софисты, философы подвергают сомнению истинность мифологии.

В наши дни скептицизм в отношении религии является одной из примечательных характеристик обыденного сознания и повседневной культуры.

3. Антиклерикализм (лат. anti - против, clericalis - церковный) - идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. По своей направленности и результатам антиклерикализм неоднозначен, он может быть светским и религиозным.

4. Индифферентизм (лат. indifferens - безразличный) - безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. Такая форма сознания характерна для современной западной культуры.

5. Нигилизм - это бунт против религии с позиций эгоистического индивида, считающего, что ему "все позволено", это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям. Нигилизм может опираться и на псевдорелигиозность, например, в сатанинских и оккультных организациях.

6. Пантеизм и деизм, которые были популярны в эпоху Просвещения в научной среде, представляют, своего рода, оппозицию теизму. Если теизм представляет Бога как личность, то для деизма и ряда форм пантеизма Бог как личность не существует.

Особенно интересен деизм (лат. deus - бог), где Бог это некий безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы, дав толчок, движение, законы миру Бог не оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будь то природа или человек. Человек не зависит от божьей воли, он обладает правом на самостоятельность.

7. Крайняя форма свободомыслия – атеизм (греч. а - отрицат. частица и theos - бог, букв, "безбожие"). Это мировоззрение, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире вообще. Атеистические учения не равноценны по глубине, последовательности, уровню разработки проблем. Атеизм опирается на материалистическое видение мира, поэтому развитие атеизма тесно связано с научными знаниями. Вульгарный атеизм смыкаться с религиозным нигилизмом.

Немаловажно, что атеизм явление, своим возникновением и существованием, обязанное самой религии. Именно на ее отрицании, аргументированной критике религиозной идеологии, отрицании уже существующих религиозных взглядов строится мировоззрение атеиста.

Небезынтересно, также, что по итогам новейших социологических опросов атеистами чаще становятся мужчины (около 70%)[88], что вероятно, связано с рациональным складом мышления.

Атеизм — явление историческое. Еще в древнеегипетской литературе, в «Песне арфиста» утверждалось, что из умерших никто не воскресал и не возвращался домой, чтобы рассказать людям о загробной жизни. А в Древней Индии в III в. до н.э. ученые-философы создали школу чарвака. Философы утверждали, что наш мир материален, вечен и никем не создан, а смерть тела обозначает смерть души.

Формированию атеистического мировоззрения способствовала социальная неустроенность, социальная несправедливость. Так, многие атеисты главным образом, выступая против Бога, в первую очередь возмущались тем, что церковь становится поддержкой богачей и властителей. Например, в XVII веке Жан Мелье, сельский священник, утративший веру в Бога в своем «Завещании» писал: «Религия поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство в свою очередь поддерживает даже самую нелепую религию»[89]. В понимании Ж. Мелье государство и церковь сообща «обманывают и эксплуатируют народ, превращают людей в рабов».

Расцвет атеистических идей приходится на XIX — XX стлетия. В XIX веке атеизм оказал значительное влияние и на русскую культуру, особенно на первых революционеров-демократов. При этом следует подчеркнуть, что атеизм в России изначально имел политическо-революционный характер. Русскому атеизму свойственен максимализм, любая религия являлась ложным мировоззрением. Среди крупнейших атеистов России можно назвать таких общественных деятелей как А.И. Герцен, В.Г. Белинский, М.В. Буташевич-Петрашевский, Н.А. Добролюбов и др.

Господство атеистической парадигмы мышления проявляется в концепциях К. Маркса и Ф. Энгельса, которые обобщили накопленный опыт свободомыслящей философии, синтезировали ее с новейшими открытиями в области биологии, в частности эволюционной концепцией Ч. Дарвина. Для марксизма характерно отрицание любого позитивного начала в религии. Это – институт социально-экономического давления.

Атеизм К. Маркса и Ф. Энгельса получил развитие в трудах В.И. Ленина. Советская наука выработала специфическое направление атеизма: марксистско-ленинский, который носил идеологизированный характер, где религию рассматривали в качестве политическое оружие. В Советском Союзе даже сформировался так называемый научный атеизм, специфика которого заключалась в следующем:

ü преподавание истории религии с идеологизированных позиций, в любой религиозной системе «выискивались» элементы закабаления простого народа;

ü непременное стремление доказать, что Бога нет. В 1930 -1950-е гг. ХХ века это выразилось в абсурдных псевдонаучных монографиях и исследованиях

К сожалению, идеология атеизма отрицательно отразилась на духовной культуре России:

v уничтожались храмы всех конфессий;

v священнослужители подвергались гонениям, репрессиям;

v совершалось множества актов вандализма, осквернения святынь и др.

И, самое главное, многие традиции религиозных культур народов России были забыты. Сегодня процессы их реанимации проходят крайне болезненно, способствуя развитию фанатизма и религиозного экстремизма.

Итак, свободомыслие как явление духовной культуры всегда было органичной частью культуры, существовало в любые исторические в периоды в разнообразных формах, как конструктивных, так и деструктивных по своей сути. Свободомыслие может носить мировоззренческий характер или принимать организационную структуру, если является способом достижения различных социокультурных и политических целей.

Свобода совести

Свобода совести и вероисповедания при всей кажущейся простоте понятие сложное и многогранное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории «свобода», «совесть» и «вероисповедание» всегда рассматривались как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

С точки зрения философии совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, и тем самым ограничивающего свободу моральными рамками поведения. Иными словами, совесть есть нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо.

Под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению: в материальном (физическом) смысле и идеальном (как свобода мысли, воли). Первая выражается в свободе действий и ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Вторая больше предопределена свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией (условно выраженной в понятии «совесть»).

Что касается понятия «свобода совести», то, несмотря на то, что составляющие категорию понятия «свобода» и «совесть» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

Свободу совести можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. В общесоциальном плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития.

Применительно к религии понятие «свобода совести» употребляется в тесной взаимосвязи с категорией «свобода вероисповедания». В ст. 28 Конституции Российской Федерации; в нормах международного права в ст.18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах «свобода религии».

Свобода совести соотносится со свободой вероисповедания (свободой религии) как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Иными словами, свобода совести и вероисповедания означает с одной стороны право верить, а с другой право не верить. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов.

Один из первых теоретиков свободы совести английский философ Дж. Локк в «Послании о веротерпимости» писал, что свобода совести есть естественное право каждого человека и никого не должно принуждать в вопросах религии законом или силою. Религиозную веру он считал делом совести каждого человека.

Таким образом, сущность свободы вероисповедания (религии) заключается в возможности открыто следовать выбранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Общий вывод:

Свободомыслие является одной из форм культуры, появление которой закономерно и логично. Свободомыслие имеет много разновидностей, мировоззренчески являясь как оппозицией веры, так и предлагая свое понимание религии. В обществе реализация свободомыслящей философии не возможна без такого явления как свобода совести, которое выступает регулирующим фактором социальной и личной морали.

Вопросы самоконтроля:

1. Что такое свободомыслие? Характеристика его форм.

2. Роль свободы совести и вероисповеданий в жизни современного общества.

Лекция 13.

Наши рекомендации