Спеціалізація: поняття, види, форми, показники, економічна ефективність.

Специализация – это общественная форма организации производства, основанная на разделении труда, выражающаяся в сосредоточении производства одного или нескольких видов продукции на одном П.

Существует несколько ее объектных видов.КР предметно специализированных относят предприятия, которые выпускают конечную, готовую к потреблению продукцию (тракторный завод, обувная или кондитерская фабрика и т.п.); подетально специализированных — предприятия из изготовления отдельных деталей (редукторов, интегральных схем и т.п.) и агрегатов и узлов для комплектования готовой продукции (двигатели, электрооборудование, строительные конструкции); технологически специализированных — самостоятельные производства из выполнения отдельных стадий технологического процесса (литейн, кузнечно-штамповочные, сборочные заводы в машиностроении, прядильные фабрики в легкой и пищевой промышленности и т.п.); функционально специализированных — ремонтные заводы, предприятия из изготовления стандартной тары, машиносервесные организации. Специализация предприятий есть важной предпосылкой неуклонного повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Углубление и развитие всех видов специализации предприятий обычно сопровождаются более широким применением прогрессивной технологии и высокопроизводительного специализированного оборудования, внедрением комплексной механизации и автоматизации взаимосвязанных производственных звеньев.

28. Нематеріальні ресурси підприємства. (НМР)

НМР – это составная часть потенциала П, способная приносить эк.выгоду в течении длительного периода времени, для которой характерно отсутствие матер.основы и размер будущей прибыли четко неопределен. Виды НМР: объекты промышленной собственности; объекты интеллектуальной собственности;прочие НМР. Объекты промышленной собственности: изобретения – это новое, обладающее существенными отличиями технич. решение, обеспечивающие положительный эк.эффект (новая технология, новая конструкция, новые вещества). Новым решением признается такое решение, если нет аналогов ему в отечественной и мировой практике; промышленный образец– это новое художественное конструкторское решение, в котором достигается единство технических и эстетических характеристик (объемные: модели, макеты, вид мебели, станок, автомобиль; плоскостные: рисунок, вид ткани, ковровые покрытия); полезная модель– это модель изделия, имеющая новую внешнюю форму, размещение отдельных составных; товарный знак– это обозначения, по которым товары и услуги одних производителей отличаются от других. В качестве обозначения можно использовать: графический рисунок; этикетку; сочетание цифр, букв и слов. Обычно товарный знак ставится на самом товаре, его упаковке, фирменном бланке. Объекты интеллектуальной собственности: программное обеспечение; банк данных – это совокупность данных в машиночитаемой форме; база данных – это ядро банка данных, совокупность данных, относящихся к определенной предметной среде и систематизированных данных таким образом, чтобы эти данные можно было легко найти; информац.система. Прочие НМР: рационализаторское предложение – это предложение является новым и полезным для П, которым оно подано. Принципиальные отличия рац.предложения и изобретения: рац.предложение может быть известно и использоваться на др. П, но для данного П явл.новым; ноу-хау – это незащищенные правовым путем научно-технические и экономические знания. Элементами ноу-хау может быть: технологические секреты – состав сырья; структура используемых материалов; режимы обработки сырья; специальные знания в области маркетинга; особенности упаковки.; наименование местонахождения товара – это название населенного пункта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно определяются данными местонахождения товара.; гудвил – это совокупность факторов, которые обеспечивают возможность получения дополнительного дохода: имидж; местонахождение П; наличие деловых связей; квалификация менеджеров; престиж товарных знаков.

29. Нематеріальні активи підприємства. (НМА)

Нематериальные активы — это категория, которая возникает вследствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использования в хозяйственной деятельности с получением дохода.т Методы оценки стоимости НМР: по себестоимости создания П; по цене приобретения; по рыночной стоимости, если П принимает решение продать какие-либо НМА. НМА, в процессе их использования, изнашиваются, и на них начисляется амортизация. В состав нематериальных активов включают:1)права, которые появляются вследствие владения предприятием:-патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;-свидетельствами на знаки для товаров и услуг, наименование места происхождение товара, фирменное наименование;2)права, которые возникают вследствие владения предприятием объектами авторского права (произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микро­схем) и сопредельных прав (права исполнителей, производителей фонограмм и организаций речи);3)права на использование созданных на предприятии нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (рационализаторских предложений, “ноу-хау”, коммерческих тайн и т.п.);4)права на пользование земельными участками и природнимы ресурсами;5)монопольные права и привилегии на использование редчайших ресурсов, включая лицензии на осуществление определенных видов деятельности; 6)организационные затраты на создание предприятия;7)права, которые появляются вследствие заключенных предприятием с другими организациями лицензионных соглашений на использование объектов
интеллектуальной собственности. Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности довольно простой: запрещается использование нематериальных активов без разрешения их собственника, или их подделка.

Право собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы удостоверяется патентами. Патентом называется выданный государственным органом (патентным ведомством) охранительный документ, который подтверждает право его собственника на соответствующий объект промышленной собственности.Правовая охрана знаков для товаров и услуг, указание происхождения товара и фирменного наименования осуществляется на основании их государственной регистрации. На зарегистрированный знак для товаров и услуг (указание происхождение товара, фирменное наименование) выдается свидетельство, которое удостоверяет его приоритет. Автору принадлежат как личные (неимущественные) права, так и исключительного имущественного права на использование произведения в любой форме и любым способом. Автор также имеет право разрешать (на основании авторского договора) или запрещать использовать свое произведение другим лицам.

Наши рекомендации