Персонал предприятия и его структура.

Основы организации труда.

Основы организации зарплаты.

1. Персонал предприятия – это совокупность физлиц, состоящим с предприятием, как с юрлицом в отношениях, которые регулируются трудовым кодексом и договором найма.

Предприятие обычно осуществляет свою деятельность в различных сферах и поэтому могут иметь персонал, занятый в основной и неосновной деятельности.

В настоящее время выделяют такие категории персонала:

1. рабочие

2. служащие

3. специалисты

4. руководители.

На конкретных предприятиях в составе рабочих выделяют основных рабочих и вспомогательных рабочих. Разнообразие трудовых функций, которые выполняются рабочими, требует при планировании потребности в них производить группировку рабочих по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия определяет вид деятельности, который характеризуется совокупностью знаний и трудовых навыков, полученных в результате специального обучения или на практике.

Правильное распределение рабочих по профессиям и фактическим занятиям необходимо при принятии решения в области управления персоналом. Такое распределение должно осуществляться классификатора профессий рабочих. Либо на основе классификатора профессий и должностей служащих. В пределах каждой профессии на предприятии могут быть заняты рабочие разных квалификаций.

Квалификация - предполагает умение работника выполнять работу определенной сложности.

Для работников уровень квалификации определятся тарифными разрядами.

Для специалистов или технических исполнителей уровень квалификации определяется на основе специального образования или стажа работы. Этот уровень в процессе трудовой деятельности периодически корректируется на основе периодически проводимых аттестаций персонала.

Изучение структуры персонала предполагает анализ структуры персонала по рассмотренным признакам, а также изучение персонала по различным демографическим признакам.

Основы организации труда.

Организация труда на предприятии представляет собой конкретные формы и методы соединения работников и технических средств в процессе труда.

При этом принято выделять технические и социально-экономические стороны в организации труда.

1. Организация труда включает:

2. Разделение и кооперация труда

3. Нормирование труда

4. Организация и обслуживание рабочих мест

5. Организация подбора и развития персонала

6. Улучшение условий труда

7. Эффективное использование рабочего времени

8. Рационализация трудовых процессов

9. Укрепление дисциплины труда.

Организация труда тесно связана с организацией производства и организацией управления.

Современный опыт показывает, что наиболее высоких результатов добились те предприятия, которые рассматривают организацию труда как социально – техническую систему, которая состоит из:

1) Технической подсистемы, где основное значение уделяется повышению роли организации труда в более эффективном использовании технологий.

2) Социальной подсистемы, которая призвана обеспечить эффективное использование техники за счет эффективного управления персоналом.

Нормирование труда – это вид деятельности по управлению на предприятии, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников и оборудования.

При этом используются следующие нормы:

1) Норма времени

2) Норма выработки

3) Норма обслуживания

4) Норма численности

5) Нормированное задание

6) Норма управляемости.

Нормы времени и нормы выработки используются для регламентации затрат труда при сдельной оплате труда.

Нормированное задание используется при повременной оплате труда.

Наши рекомендации