Тема VI. Моделирование бизнес-процессов

Бизнес-про­цесс - совокупность завершенных работ, выполняемых для по­лучения продукции, обладающей измеримой потребительской цен­ностью для конкретного потребителя или сегмента рынка.

Процесс образуется потоком взаимосвязанных работ внутри орга­низации, проходящих от одного работника к другому или от одного подразделения к другому. Эти работы также являются процессами, но только внутренними. Каждая из работ завершена, то есть имеет свой выход, который образует вход для последующей работы (про­цесса). Выход предыдущего внутреннего процесса обязателен, без него невозможно осуществить следующий этап работы (процесс). Каждый из промежуточных внутренних процессов может иметь до­полнительные основные входы. Суммарное время выполнения ра­бот всех внутренних процессов, включая вынужденные или предна­меренные перерывы между работами, образует время цикла бизнес-процесса. Бизнес-процесс создает продукцию, имеющую ценность для потребителя.

Ценность продукции определяется степенью соответствия ее свойств, стоимости и сопутствующих услуг ожиданиям потребите­лей. Только при условии такого соответствия продукция найдет сво­его покупателя.

Безусловно, каждый из видов продукции имеет свою измеримую потребительскую ценность. Измеримыми должны быть и результа­ты внутренних процессов.

Важной составляющей определения бизнес-процесса является наличие конкретного потребителя или сегмента рынка, где и нахо­дится основной его выход. Чаще всего потребителей делят на груп­пы, каждой из которых присущ определенный набор требований. Например, одни потребители хотят иметь недорогой и экономичный автомобиль, а другие — мощный и очень комфортабельный. Лако­красочное предприятие может выпускать автомобильные и строи­тельные краски. Технологический процесс в обоих случаях состоит из аналогичных операций, краски изготавливаются на сходном обо­рудовании, но требования к продукции отличаются. Появляется не­обходимость закупок разных исходных материалов, изменяются ре­жим работы технологических процессов и показатели для их изме­рения.

Деление потребителей на группы дает возможность установить общие и специфические требования для каждой из групп. Группы потребителей могут иметь одинаковые общие требования, по кото­рым их можно объединить в классы.

Разделение потребителей на классы и выделение в этих классах групп играют весьма важную роль. Класс потребителей формирует класс процесса, а группы — его варианты. Необходимо знать общие для класса и специфические для каждой из групп тре­бования, что позволит выделить при описании процессов и управле­нии ими общие положения и характеристики. Специфические тре­бования отражаются уже непосредственно при описании вариантов процессов.

При определении границ процесса необходимо знать всех постав­щиков и потребителей, включая промежуточных. При этом имеют в виду, что поставщики перерабатываемых ресурсов (материалов, ин­формации, оборудования), промежуточные и конечные потребите­ли основного выхода бизнес-процесса находятся вне организации. Бизнес-система самой организации включает: бизнес-процесс (биз­нес-процессы); поставщиков оперативной и стратегической инфор­мации, управляющей бизнес-процессом; поддерживающие процес­сы и используемую инфраструктуру; первичного потребителя основ­ного выхода.При формировании управляющей информации учитываются требования и ожидания внешних субъектов, заинтересованных в функционировании организации.

Так как бизнес-процессы удовлетворяют интересы внешних по­требителей (а также других субъектов) и интересы самой организа­ции, то взаимосвязи между бизнес-системой и внешней средой дол­жны тщательно рассматриваться и изучаться.


Наши рекомендации