Сервировка стола. Салфетница

Изделие: салфетница.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Способы скла-дывания салфеток».

Задачиурока: актуализировать знания о принципе сим-метрии, познакомить учащихся с видами симметричных

изображений; формировать умение выполнять работу с ис-пользованием орнаментальной симметрии; совершенство-вать умение работать по плану, в соответствии с алгорит-мом разметки по линейке, умения работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.

Планируемыерезультаты: закрепить навыки размет-ки по линейке, использования принципа симметрии; уметь различать виды симметричных изображений, самостоя-тельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из картона и бумаги.

Новыетерминыипонятия: салфетница, сервировка.

Ресурсыиоборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные изображения, отражающие различные виды симметрии, образец готового изделия «Салфетница», картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, каран-даш, скрепка, салфетки. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, бумага, карандаш, линейка, ножницы, цветная бумага, клей, цветной картон, красивые салфетки.

Ходурока

Урок начинается с выступления учащихся по подготов-ленным материалам. Они рассказывают, что приготови-ли вместе с родителями, понравился ли им такой вид деятельности.

Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы завершаем наше пребывание на остановке „Кафе «Кулинарная сказка»“. Да-вайте прочитаем на странице 78 учебника, над каким изде-лием нам предстоит сегодня работать. Знаете ли вы значе-ние слова „салфетница“? Для чего нужен этот предмет? Ответьте на вопросы Ани и Вани».

Далее учитель предлагает вспомнить, где учащиеся встречали изображения с выраженной симметрией. Для этого необходимо выполнить такое задание: найти на ил-люстрациях или фотографиях на доске примеры симмет-рии (задание групповое). На доске могут быть фотографии или рисунки дерева, бабочки, лица человека, люстры, до-ма, снежинки и т. д., заранее подготовленные учителем.

Затем полезно познакомить учащихся с классификаци-ей видов симметрии:

— изображение с одной осью симметрии (бабочка); — изображение с двумя осями симметрии (цветок);

— изображение с множеством осей симметрии (сне-жинка);

— зеркальная симметрия — с использованием остатка; — декоративная, орнаментальная симметрия. Учитель: «Мы сегодня будем работать над изделием с ис-

пользованием орнаментальной симметрии. Рассмотрите раз-

личные изображения с таким видом симметрии. В чём их особенность? (Один элемент повторяется несколько раз.) Для нашей салфетницы понадобится деталь в виде гармошки с повторяющимся на ней изображением снеговика».

Делаем сами. Учитель: «Рассмотрите образец изделия, проанализируйте его, прочитайте план работы в учебнике (с. 78—79), рассмотрите иллюстрации и составьте свой план работы над салфетницей (1. Разметка. 2. Раскрой. 3. Сборка. 4. Отделка)». Учитель помогает учащимся ана-лизировать образец и контролирует правильность составле-ния плана работы. Затем учащиеся приступают к выполне-

нию работы по плану.

Разметка. Разметить полоску размером 28 ´ 12 см на белом листе бумаги с помощью карандаша и линейки. Не-обходимо вспомнить последовательность разметки по ли-нейке: приложить линейку к верхней стороне листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом лис-та, найти на линейке деление с величиной, которую необ-ходимо отмерить, поставить засечку, опустить линейку к нижнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа, найти деление с отмеряемой величиной, поставить засечку, повернуть лист, чтобы при соединении рисок проводить линии по горизонтали, прило-жить линейку к отмеченным засечкам и соединить их ли-нией, по аналогии отмерить вторую величину.

Раскрой. Вырезать полоску бумаги. Учитель напомина-ет учащимся, что резать углом нельзя, нужно резать по прямой линии до конца листа. Школьники вспоминают правила работы ножницами.

Сборка. Вырезанную полоску сложить гармошкой. Чтобы получилось симметрично, нужно сначала сложить полоску дважды пополам, затем развернуть заготовку и сложить её по линиям сгиба гармошкой. Учитель показывает, как выпол-нить рисунок снеговика на одной изсторон гармошки. Важно обратить внимание учащихся на то, как расположить деталь для нанесения рисунка. Затем снеговик вырезается по конту-ру. Учитель предупреждает учащихся, что они должны быть аккуратны и осторожны при выполнении этого действия и не разрезать необходимые сгибы бумаги. Оформить снеговика учащиеся могут самостоятельно, используя материалы по собственному желанию. Это будет способствовать развитию у них фантазии, эстетического вкуса, умения подбирать соче-тающиеся цвета. Необходимо подготовить основу салфетни-цы изкартона: сложить лист цветного картона пополам, ли -нию сгиба прогладить гладилкой. Затем вклеить снеговика в сложенный лист картона. Учитель должен показать, как это сделать. Следует высушить изделие под лёгким прессом.

Отделка. Когда изделие высохнет, можно фигурно об-резать картон, украсить фон аппликацией, оформить и об-

ратную сторону картона по вкусу учащихся. В конце рабо-ты в салфетницы вставляются салфетки.

Подведём итоги. В конце урока учитель организует вы-ставку работ учащихся, анализирует и оценивает их. В хо-де выставки школьники проводят презентацию своих изде-лий. Также нужно подвести итоги изучения темы «Кафе „Кулинарная сказка“». Учащиеся вспоминают, что они узнали на этой остановке, с какими технологическими приёмами познакомились, что научились делать.

Домашнеезадание. Выполните задание «Способы скла-дывания салфеток» в рабочей тетради (с. 36—37). При не-обходимости обратитесь за помощью к родителям. На сле-дующий урок принесите копировальную бумагу, картон, краски, немного муки и соли, стакан, миску, перчатки, од-норазовую ложку, полиэтиленовый пакет, подкладную дос-ку, скалку, стеки, ножницы, кнопки, пустой стержень от ручки, ленточку.

Урок 17

Наши рекомендации