Кон­цов­ка. На­след­ни­ки князя Олега.

Сло­вар­ная ра­бо­та

Волх­вы (древ­не­русск.«ку­дес­ни­ки», «вол­шеб­ни­ки», «га­да­те­ли») — муд­ре­цы, или маги, поль­зо­вав­ши­е­ся боль­шим вли­я­ни­ем в древ­но­сти.

Ха­за­ры — тюр­ко­языч­ный ко­че­вой народ. Пер­вый се­рьез­ный внеш­ний враг Ки­ев­ской Руси.

Дру­жи­на – кня­же­ское вой­ско.

Триз­на– часть язы­че­ско­го по­гре­баль­но­го об­ря­да у во­сточ­ных сла­вян.

Ком­по­зи­ция

Вступ­ле­ние. Князь Олег с дру­жи­ной.

Как ныне сби­ра­ет­ся вещий Олег

От­мстить нера­зум­ным хо­за­рам:

Их села и нивы за буй­ный набег

Обрек он мечам и по­жа­рам;

С дру­жи­ной своей, в ца­ре­град­ской броне,

Князь по полю едет на вер­ном коне.

Ос­нов­ная часть. Пред­ска­за­ние. Судь­ба князя Олега.

Пред­ска­за­ние:

«Волх­вы не бо­ят­ся мо­гу­чих вла­дык,

А кня­же­ский дар им не нужен;

Прав­див и сво­бо­ден их вещий язык

И с волей небес­ною дру­жен.

Гря­ду­щие годы та­ят­ся во мгле;

Но вижу твой жре­бий на свет­лом челе.

За­пом­ни же ныне ты слово мое:

Во­и­те­лю слава — от­ра­да;

По­бе­дой про­слав­ле­но имя твое:

Твой щит на вра­тах Ца­ре­гра­да:

И волны и суша по­кор­ны тебе;

За­ви­ду­ет недруг столь див­ной судь­бе.

И си­не­го моря об­ман­чи­вый вал

В часы ро­ко­вой непо­го­ды,

И пращ, и стре­ла, и лу­ка­вый кин­жал

Щадят по­бе­ди­те­ля годы...

Под гроз­ной бро­ней ты не ве­да­ешь ран;

Незри­мый хра­ни­тель мо­гу­ще­му дан.

Твой конь не бо­ит­ся опас­ных тру­дов;

Он, чуя гос­под­скую волю,

То смир­ный стоит под стре­ла­ми вра­гов,

То мчит­ся по бран­но­му полю,

И холод и сеча ему ни­че­го.

Но при­мешь ты смерть от коня сво­е­го».

Кон­цов­ка. На­след­ни­ки князя Олега. - student2.ru

Рис. 3. «Песнь о вещем Олеге». Худ. В. Вас­не­цов (Ис­точ­ник)

Олег вла­стен, недо­вер­чив. Ку­дес­ник спо­ко­ен, смел, горд.

Про­ща­ние с конем:

«Про­щай, мой то­ва­рищ, мой вер­ный слуга, Рас­стать­ся на­ста­ло нам время: Те­перь от­ды­хай! уж не сту­пит нога В твое по­зла­щен­ное стре­мя. Про­щай, уте­шай­ся — да помни меня. Вы, от­ро­ки-дру­ги, возь­ми­те коня!

По­крой­те по­по­ной, мох­на­тым ков­ром; В мой луг под уздцы от­ве­ди­те; Ку­пай­те, кор­ми­те от­бор­ным зер­ном; Водой клю­че­вою поите».

Олегу груст­но, жаль сво­е­го уми­ра­ю­ще­го то­ва­ри­ща, ко­то­рый не раз вы­но­сил его с поля брани живым и невре­ди­мым.

Кон­цов­ка. На­след­ни­ки князя Олега.

Ковши кру­го­вые, за­пе­нясь, шипят

На тризне пла­чев­ной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дру­жи­на пи­ру­ет у брега;

Бойцы по­ми­на­ют ми­нув­шие дни

И битвы, где вме­сте ру­би­лись они.

О со­бы­тии не толь­ко по­вест­ву­ет­ся, но со­зда­ет­ся опре­де­лен­ный образ, вли­я­ю­щий на чи­та­тель­ское вос­при­я­тие героя.

Вот, что писал сам А. С. Пуш­кин о том сю­же­те, ко­то­рый лег в ос­но­ву его «Песни о вещем Олеге»: «То­ва­ри­ще­ская лю­бовь ста­ро­го князя к сво­е­му коню и за­бот­ли­вость о его судь­бе есть черта тро­га­тель­но­го про­сто­ду­шия, да и про­ис­ше­ствие само по себе в своей про­сто­те имеет много по­э­ти­че­ско­го».

Вывод. А. С. Пуш­кин не толь­ко осмыс­лил по­ли­ти­че­ский смысл пре­да­ния ста­ри­ны глу­бо­кой, но и донес до нас ис­то­рию жизни и смер­ти ве­ще­го князя Олега, со­здал яркий, за­по­ми­на­ю­щий­ся образ и ха­рак­тер.

«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда.

Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем. Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.

В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предна­чертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.

В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

И слышит в ответ:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Наши рекомендации