Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра информационных систем в экономике

Контрольная работа по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Выполнил: _____________________________________________________

(Фамилия И. О.)

стдент____курса________специальность___________________________

(срок обучения)

группа_________№ зачетной книжки_______________________________

Попись:_______________________________________________________

Преподаватель: _______________________________________________

(Фамилия И. О.)

Должность: ____________________________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка: _______________Дата: ___________________________________

Подпись: ______________________________________________________

Санкт-Петербург

200_

Приложение № 2

Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)

Раздел I. Теоретические и инструментальные основы планирования, разработки и внедрения информационных систем управления (ИСУ).

ТЕМА 1. Закон необходимого разнообразия и создание информационных систем управления

Неопределенность – источник рисков при управлении организацией. Три возможные причины неадекватного реагирования – отсутствие осведомленности о риске, принятие неверных решений или неадекватная реализация верных решений.

Данные и информация – средства преодоления неопределенности.

Данные - сигналы о свойствах объектов и процессов. Информация – данные, преобразованные с использованием знаний, в форму адекватную реализации задач планирования, принятия решений, организации и контроля их выполнения.

Семантическая неопределенность – фактор риска при обработке и передаче (коммуникации) знаний и информации. Треугольник Фреге: знак-денотат-концепт. Обработка знаковых данных и роль контекста для адекватного понимания смысла (концепта) знака. Управление глоссарием организации.

Процессно-сетевой подход в управлении организацией. Управление качеством бизнес-процессов и качеством бизнес-отношений – управление качеством и стоимостью продукта. Бизнес-процесс - упорядоченная совокупность действий для достижения цели с использованием ограниченного объема организационно-материальных ресурсов и ресурсов времени. Управленческое решение - волевой акт выбора линии поведения (одной из альтернатив) на основе имеющейся информации о внешних и внутренних условиях реализации этой линии поведения и прогнозируемых результатах.

Документ - упорядоченная совокупность наборов данных и информации, позволяющая планировать, распределять, фиксировать ответственность между сотрудниками организации (организаций) за реализацию бизнес-процесса.

Информационная система (ИС) – средство сбора, накопления, обработки и представления данных и информации. Информационная технология (ИТ) – способ реализации ИС с использованием соответствующих организационно-технических и программных средств. Информационная технология управления – информационная технология применительно к определенному кругу целей и задач управления.

ТЕМА 2. Функциональное моделирование бизнес-процессов и информационных процессов на основе нотации IDEF0.

Бизнес – совокупность бизнес-процессов организации. Эффективность бизнеса – функция качества управления каждым бизнес-процессом в организации и качества координации и кооперации отдельных бизнес-процессов в сквозной бизнес-процесс. Формула 5P – средство ориентации бизнес-процессов фирмы на ожидания рынка. Концепция, стратегия, план и отчеты управления бизнесом - формы организации знаний, данных и информации организации.

Эффективность координации ролей при организации и реализации бизнес-процессов – функция объема, качества данных, знаний и информации и качества управления данными, знаниями, информацией. Моделирование - средство определения требований к объему, качеству и форме представления данных, знаний и информации.

Виды моделирования: функциональное, ситуационное (событийно-ориентированное) и объектно-ориентированное моделирование. Нотация – система семантических и синтаксических правил моделирования в соответствии с некоторой целью и принципами моделирования.

Основные этапы моделирования при использовании нотации IDEF0. Контекстная диаграмма и ее роль в консолидации знаний и информации о целях и сущности организации бизнес-процесса.

Точка зрения автора контекстной диаграммы – обязательное условие бизнес-моделирования с использованием нотации IDEF0. Модели AS IS и TO BE. Стрелки – интерфейсные дуги, устанавливающие связи бизнес-процесса с окружающей средой по потокам объектов. Специфика интерфейсных дуг, отражающих объекты управляющих воздействий. Основные правила синтаксиса модели IDEF0. BPWin – общепринятый инструмент моделирования.

Водопадная модель – средство отображения логики управления бизнес-процессом. Обратные связи – источник знаний, данных и информации для формулирования требований к качеству бизнес-процесса и управлению этим качеством.

ТЕМА 3. Нотации IDEF3 и DFD в моделировании управления информацией.

Управление информацией – процесс приведения данных, знаний и информации в форму, обеспечивающую удовлетворение потребностей менеджмента в информации. Моделирование в IDEF0 информационных процессов – первый этап в формулировании потребностей менеджмента в информации.

IDEF3 – возможности моделирования логики бизнес-процесса и ключевых моментов планирования и контроля их реализации.

Нотация DFD – средство дополнения модели бизнес-процесса в IDEF0 моделями потоков данных и ссылками на артефакты и участников проектирования информационных процессов. Семантика и синтаксис DFD. Управление проектом создания модулей ИС управления и роль моделей DFD как средства управления процессом проектирования и внедрения модулей ИС управления.

ТЕМА 4. Технологии СALS, CRM, СSRM и SCM – средства реализации процессно-сетевого подхода в управлении предприятием

Предприятие – звено, узел в сети взаимодействующих экономических агентов. Экономические трансакции – импульсные потоки материальных и финансовых объектов между экономическими агентами. Потоки данных - спутники материальных и финансовых потоков. Транзакции в базах данных и информационных объектах (электронных и бумажных). Формула 5P и роль информации в определении стратегических задач предприятия. Технологии типа CRM (Customer Relations Management), СSRM (Customer Synchronized Resources Management) – средство ориентации экономической деятельности предприятия на рыночные условия. SCM (Supply Chains Management) – технология координации экономических трансакций в цепочках снабжения. Формула Эдварда Деминга PDCA и матрица функций предприятия. Непрерывность изменений в институциональной, экономической, научно-технической среде предприятия - причина необходимости постоянного формирования и реализации адекватных проактивных реакций предприятия на изменения в окружающей среде. CALS (Continuous Acquisition and Life Support) -технология – организационно-программное средство интеграции компетенций и усилий разноплановых специалистов предприятий, выпускающих науко- и дизайно- емкие виды продукции. Непрерывность поступления данных и информации, извлечения из них знаний - необходимое условие для обеспечения требуемого качества управления бизнес-процессами по всему циклу жизни продукта (PDM).

ТЕМА 5. Управление проектами: методологии, методы и инструменты

Управление проектами – самостоятельная дисциплина и ветвь менеджмента. Управление проектом – форма организации знаний, данных и информации в рамках заранее определенных: цели, контекста, временных и ресурсных ограничений на реализацию бизнес-процесса. График Ганта и сетевой график – нотации для описания целеориентированной сети работ. Управление глоссарием – важная часть управления проектом.

Управление проектом разработки программного обеспечения/внедрения ИСУ –специфическая задача. RUP и MSF – две основные методологии управления проектами разработки программного обеспечения/внедрения ИСУ. Интернет и возможности кооперации и координации работ по проекту с помощью инструментов для групповой работы. Виртуальное предприятие

ТЕМА 6. Объектно-ориентированный подход: UML

Мир – совокупность объектов, образующих те или иные системы. Знание о разнообразии объектов, понимание поведения отдельных объектов, знание устойчивых связей между ними – необходимое условие эффективного проектирования и управления системой.

UML (Unified Modelling Language) – унифицированный язык моделирования. Девять типов диаграмм. Диаграмма прецедентов (случаев использования) – средство раскрытия функциональности системы. Диаграмма последовательности – временная логика взаимодействия объектов системы. Диаграмма кооперации – логика взаимодействия функций классов системы.

UML-диаграммы – мост между бизнес-логикой и объектно-ориентированным подходом в создании компьютерных программ. Генерация программного кода на основе UML-диаграмм – гарантия подчинения логики программирования логике бизнеса. Возможности BPWin для разработки UML-моделей.

Раздел II. Интеграция компонент информационных систем.

ТЕМА 7. Стандарт MRP в планировании и проектировании ИСУ

История стандарта MRP. Планирование потребностей в материалах и планирование требований к производственным мощностям – классические задачи производственного менеджмента. Логика планирования и контроллинга в стандарте MRP II (Manufacturing Resources Planning).

Типовой состав модулей КИС (корпоративная информационная система) стандарта MRP II (на примере системы Axapta).

ERP – дальнейшее развитие стандарта MRPII. Организация внедрения КИС класса ERP и риски для организации при внедрении ERP (Enterprise Resources Planning) систем.

Альтернативные подходы к обеспечению функциональности на уровне ERP, но с минимальными рисками для организации. Концепции: BPM (Business Performance Management) – Управление Эффективностью Бизнеса, EIM (Enterprise Information Management) – Управление Информацией Корпорации, СRM (Customer Relation Management) – средства преодоления ограниченности MRPII при одновременном сохранении контроля над развитием ИС. Web-технологии – средство разделения бизнес-логики ИС и информационных технологий.

ТЕМА 8. Интернет и Интранет – информационные технологии и среды для ведения бизнеса

Электронный бизнес. Сетевая природа экономики и Интернет как сеть сетей. Скорость и надежность электронных транзакций – факторы повышения эффективности экономических трансакций. Концепт «Электронный контракт». Формулы B2B, B2C, G2B и G2C. Электронный бизнес и рост требований к КИС. Интернет-портал – дверь для контрагентов к информационным ресурсам организации. Типовая архитектура Интернет-портала. Требования к сервисам Интранет-портала. Стандарты для обмена бизнес-информацией. XML – язык разработки форм и содержания электронных документов и баз данных.

Раздел III. Системы поиска, извлечения, накопления и обработки знаний

Тема 9. Системы электронного документооборота (СЭД) и системы управления потоками работ (WFMS)

Документ – информационный объект. Бумажный и электронный документооборот и необходимость их интеграции. Виды документов: плановый, нормативно-справочный, учетный, отчетный, информационный.

Управление потоком работ (Workflow Management) – методология построения СЭД. Планирование и контроль потока работ через планирование и контроль потоков документов.

Архитектура типовой системы электронного документооборота.

Система электронного документооборота DосVision петербургской фирмы- разработчика DigitalDesign на платформе Framewok.Net. Организация документооборота в системе оперативного управления Motif. Управление глоссарием и бизнес-правилами организации и система электронного документооборота. Источники экономического эффекта при внедрении СЭД.

ТЕМА 10. Интеллектуальные системы и системы поддержки принятия решений

Интеллект – способность субъекта или объекта находить решения конкретных задач, для которых не существует стандартных, заранее известных алгоритмов решения.

Системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System) – средства использования возможностей компьютерной обработки данных, информации и знаний для поддержки интеллектуальной работы (мышления), лиц принимающих решения (ЛПР – Decision Maker).

Системы визуального потокового моделирования и экспертные системы (ЭС) – примеры DSS.

Экспертная система – средство преобразования одних знаний (знаний о фактах и правилах интерпретации этих фактов) в другие (целевые) знания для поддержки принятия решений в конкретной предметной области.

ТЕМА 11. Data Mining и OLAP-технология

Data Mining - технологии извлечения знаний из данных.

OLAP-технология - технология доступа к данным и управления данными.

Наиболее распространенные пакеты для обработки данных. Deductor Studio – отечественный продукт, реализующий все основные методы извлечения знаний из данных.

Хранилища Данных (DataW и Витрины Данных (DataMarts).

ТЕМА 12. Полнотекстовые базы знаний: бизнес-разведка и патентование

Ситуационно-прецедентый подход к управлению знаниями и информацией. Полнотекстовые базы данных и знаний (ПБДЗ) – наиболее традиционная и полная форма сохранения и передачи информации. Накопление данных и знаний в форме текстов и проблема их обработки. Рост мощности компьютеров и создание семантико-ориентированных программ работы со знаниями – факторы быстрого роста полнотекстовых баз знаний. Интернет и коммерческие полнотекстовые базы данных и знаний.

Экономика создания и использования ПБДЗ. Объединение возможностей Интернет и коммерческих ПБДЗ. Экспертиза заявок на получение патентов и бизнес-разведка – примеры использования ПБДЗ.

Бизнес-разведка – форма приобретения информации для конкурентной борьбы. Существующая практика и возможные тенденции развития.

Патентование и патентная информация. Государственные полнотекстовые БД и их роль в повышении качества государственного управления.

Раздел IV. Системы поддержки регионального и федерального планирования и контроля

ТЕМА 13. Географические информационные системы (ГИС)

Физическое планирование и экономическое и экологическое развитие территорий. Мультиагентный подход к изучению процессов экономического и экологического развития. ГИС – средство накопления данных о классах и объектах регионального развития и средство визуализации результатов взаимодействия этих объектов.

Слои – уровни абстракции при представлении информации о территории и процессах на территории. Возможности интеграции ГИС с экспертными системами и мультиагентными системами для имитационного моделирования. Функциональный подход и метамоделирование экономических и информационных процессов для выработки стратегии регионального развития.

Примеры физического планирования урбанизированных территорий.

ТЕМА 14. Электронные регламенты федерального и муниципального управления

Государственное управление – необходимость интеграции элементов сложного, организационно и территориально распределенного цикла. Электронный регламент – средство документирования и контроля качества выполнения отдельных элементов цикла управления. Доступ к информации через Интернет и наличие процедуры модификации и администратора электронного регламента (ЭР) – необходимые условия эффективности его использования. ЭР – форма базы знаний для организации цикла государственного управления.

Приложение № 3

Список англоязычных аббревиатур,

Наши рекомендации